Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование вопросов возникновения государства.
Исходя из поставленной цели, задачами данной курсовой работы выступают:
- определение основных признаков государства;
- исследование множества концепций возникновения государства.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государство и его основные признаки
1.1 Государственная власть, ее структура, функции, формы и способы осуществления……………………………………………………………….5
1.2 Признаки государства………………………………………………………10
Глава 2. Множественность концепций происхождения государства
2.1 Основные концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная) и их характеристика…………………………………………………………...………12
2.2 Современные концепции происхождения государства (космическая)..…19
Заключение ……………………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………………..24
Федеральное
государственное бюджетное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ
ИНСТИТУТ им. П.А.СТОЛЫПИНА
Факультет
второго высшего профессионального образования
Кафедра
теории государства и права
на тему:
Закономерности возникновения
государства
Выполнил:
Студент 1 курса 1 группы, заочной сокр. формы обучения, направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Шапурин О.И.
|
Проверил: |
С
О Д Е Р Ж
А Н И Е
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государство
и его основные признаки
Глава 2. Множественность
концепций происхождения государства
2.1 Основные
концепции происхождения государства
(теологическая, патриархальная, органическая,
насилие, психологическая, договорная)
и их характеристика…………………………………………
2.2 Современные
концепции происхождения государства
(космическая)..…19
Заключение
……………………………………………………………………..22
Библиографический
список…………………………………………………..24
Введение
Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно – правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, так как различные науки, такие как этнография и история дают всё новые знания о причинах и времени его возникновения. В различных теориях происхождения государства указываются различные причины.
Такое множество теорий можно объяснить рядом причин: «во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные и др.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объём накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали чаще всего для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они сами проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияние на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия».
Целью данной работы является комплексное исследование вопросов возникновения государства.
Исходя из поставленной цели, задачами данной курсовой работы выступают:
- определение основных признаков государства;
- исследование множества концепций возникновения государства.
Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе формирования государства.
Предметом
исследования являются основные теории
возникновения государства.
Глава
1. Государство и
его основные признаки
Государственная власть представляет собой разновидность общественной власти. Всякая власть предполагает наличие: источника власти и его повеления, повинующегося исполнителя, обеспечение (гарантии) исполнения властного повеления. Характерное содержание каждого из этих компонентов придает тому или иному виду власти (родительской, религиозной, экономической, общественных организаций, государственной и всякой иной) свои особенности1.
Так, общественная власть обладает весьма сложной внутренней организацией и структурой, так как она присуща любому социальному образованию как необходимое условие для функционирования данной устойчивой и целенаправленной общности людей, будь-то семья - первичная ячейка общества; объединения групп лиц, в том числе производственные; социальные классы, включая политические партии и союзы; наконец, государство и общество в целом.
Государственная власть - это способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение.
Рассмотрим наиболее характерные черты государственной власти2.
Во-первых, государственная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением. Она осуществляется выделившимся из общества и стоящим над ним аппаратом власти и управления, состоящим из особого слоя людей, основным профессиональным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.
Во-вторых, если при родовом строе общественная власть выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в том или ином кровнородственном коллективе (роде, племени, общине), то государственная власть общественные интересы выражает и защищает с позиций господствующих классов, а осуществляется от имени или по поручению государства в целом. Соответственно и принимаемые властные решения государственной власти распространяются на все население - на всех, кто находится на территории данного государства, независимо от их кровнородственных связей и отношений.
Государственная власть сообразуется с разделением населения по территориальному признаку3.
В-третьих, при родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было других способов принуждения к подчинению власти старейшин, соблюдению традиций и обычаев, кроме как основанных на общественном мнении.
Государственная власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специально приспособленные для этой цели вооруженные силы и карательные учреждения4.
В-четвертых, для содержания разветвленного государственного аппарата власти, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, необходимы взносы населения - налоги, не известные родовому устройству общества.
Для
более полного и точного, современного
понимания государственной
Под функциями государства, связанными с реализацией государственной власти, понимаются основные направления его деятельности, которые, естественно, меняются в связи с развитием государства, со сменой его исторических типов5.
Первоначальные
функции государства
- совершенствования управления обществом в связи с его усложнением в силу развития производства, появлением новых его отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур и их укрупнением, ростом численности населения и тому подобное;
- организации крупных общественных работ и объединения в этих целях большой массы людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие;
- подавления сопротивления эксплуатируемых слоев общества. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества на богатых и бедных, а вместе с этим - к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
- поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость и стабильность общества, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних племен и государств. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка (включая правосудие), применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все население соблюдало нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались кем бы то ни было как не отвечающие их интересам или несправедливые;
- обеспечения охраны своих территориальных зон, ведения войн, как оборонительных, так и захватнических; заключения межгосударственных союзов и соглашений.
В большинстве случаев указанные причины действовали совокупно, в различных сочетаниях, в разных условиях (исторических, природно-географических, демографических и иных) одни из них становились решающими и определяющими, другие отходили в тень первых. В процессе дальнейшего развития государства его функции стали классифицироваться как внутренние и внешние.
Формы
и способы реального осуществления государственной
власти представляют собой сложную и причудливую
совокупность признаков конкретного государства,
исторически сформировавшуюся под воздействием
различных объективных и субъективных
причин и отличающую одно государство
от другого. В теоретическом плане связанные
с этим вопросы схватываются понятием
«форма государства», включающем в себя
три оставляющих: форма правления, форма
государственного устройства и политический
режим.
Исследовав в предыдущем параграфе вопрос определения государственной власти, ее структуры, функций, формы и способов осуществления и опираясь на них необходимо отметить, что основными признаками государства можно выделить следующие:
Во-первых, в отличие от первобытнообщинного строя самым существенным признаком образования государства является возникновение и наличие особой публичной власти, которая выделилась из общества и не совпадает непосредственно с населением страны. Иначе говоря, государство имеет органы, издающие законы и выносящие решения от имени государства, обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом государственного принуждения (и защиты общества), состоящим из вооруженных сил и карательных органов, выделенных из общества, существующими специально для выполнения этих специфически государственных функций6.
Информация о работе Закономерности возникновения государства