Закономерности возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование вопросов возникновения государства.
Исходя из поставленной цели, задачами данной курсовой работы выступают:
- определение основных признаков государства;
- исследование множества концепций возникновения государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государство и его основные признаки
1.1 Государственная власть, ее структура, функции, формы и способы осуществления……………………………………………………………….5
1.2 Признаки государства………………………………………………………10
Глава 2. Множественность концепций происхождения государства
2.1 Основные концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная) и их характеристика…………………………………………………………...………12
2.2 Современные концепции происхождения государства (космическая)..…19
Заключение ……………………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Шаурин курсовая Теория.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ им. П.А.СТОЛЫПИНА 

Факультет второго высшего профессионального образования 
 

Кафедра теории государства и права 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине Теория государства и права

на тему: Закономерности возникновения государства 
 
 
 

                Выполнил:

                Студент 1 курса 1 группы,

                заочной сокр. формы обучения,

                направления подготовки 030900.62

                «Юриспруденция»

                Шапурин О.И.

                 

                Проверил:

Саратов 2012

 
 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 
 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Государство и его основные признаки 

    1. Государственная власть, ее структура, функции, формы и способы осуществления……………………………………………………………….5
 
    1. Признаки  государства………………………………………………………10
 

Глава 2. Множественность концепций происхождения государства 

2.1 Основные концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая, договорная) и их характеристика…………………………………………………………...………12 

2.2 Современные концепции происхождения государства (космическая)..…19 

Заключение ……………………………………………………………………..22 

Библиографический список…………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно – правовой действительности. Они являются  гражданами (или  подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия  с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права.

      Вопрос  о происхождении государства  является дискуссионным, так как различные науки, такие как этнография и история дают всё новые знания о причинах и времени его возникновения. В различных теориях происхождения государства указываются различные причины.

      Такое множество теорий можно объяснить  рядом причин: «во-первых, на процесс  происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные и др.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объём накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали чаще всего для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они сами проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияние на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия».

      Целью данной работы является комплексное исследование вопросов возникновения государства.

      Исходя  из поставленной цели, задачами данной курсовой работы выступают:

      - определение основных признаков государства;

      -  исследование множества концепций возникновения государства.

    Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе формирования государства.

    Предметом исследования являются основные теории возникновения государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Государство и  его основные признаки 

    1.   Государственная власть, ее структура, функции, формы и способы осуществления
 

      Государственная власть представляет собой разновидность  общественной власти. Всякая власть предполагает наличие: источника власти и его повеления, повинующегося исполнителя, обеспечение (гарантии) исполнения властного повеления. Характерное содержание каждого из этих компонентов придает тому или иному виду власти (родительской, религиозной, экономической, общественных организаций, государственной и всякой иной) свои особенности1.

      Так, общественная власть обладает весьма сложной внутренней организацией и структурой, так как она присуща любому социальному образованию как необходимое условие для функционирования данной устойчивой и целенаправленной общности людей, будь-то семья - первичная ячейка общества; объединения групп лиц, в том числе производственные; социальные классы, включая политические партии и союзы; наконец, государство и общество в целом.

      Государственная власть - это способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение.

      Рассмотрим  наиболее характерные черты государственной власти2

      Во-первых, государственная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением. Она осуществляется выделившимся из общества и стоящим над ним аппаратом власти и управления, состоящим из особого слоя людей, основным профессиональным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.

      Во-вторых, если при родовом строе общественная власть выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в том или ином кровнородственном коллективе (роде, племени, общине), то государственная власть общественные интересы выражает и защищает с позиций господствующих классов, а осуществляется от имени или по поручению государства в целом. Соответственно и принимаемые властные решения государственной власти распространяются на все население - на всех, кто находится на территории данного государства, независимо от их кровнородственных связей и отношений.

      Государственная власть сообразуется с разделением населения по территориальному признаку3.

      В-третьих, при родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было других способов принуждения к подчинению власти старейшин, соблюдению традиций и обычаев, кроме как основанных на общественном мнении.

      Государственная власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специально приспособленные для этой цели вооруженные силы и карательные учреждения4.

      В-четвертых, для содержания разветвленного государственного аппарата власти, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, необходимы взносы населения - налоги, не известные родовому устройству общества.

      Для более полного и точного, современного понимания государственной власти приведенную ее характеристику следует  дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (слоев общества), она вместе с тем так или иначе учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, религиозному, а впоследствии и национальному, размежеванию и противоборству, но и к взаимному согласию, к компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития Общие особенности структуры государственной власти можно раскрыть через введенное Ф. Энгельсом и часто используемое в литературе понятие «особой публичной власти», сменившей систему власти доклассового общества Публичная власть - система государственной власти, состоящая из собственно аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата; специальных органов, обеспечивающих фискальные интересы государства, то есть касающиеся фиска, казны.

      Под функциями государства, связанными с реализацией государственной власти, понимаются основные направления его деятельности, которые, естественно, меняются в связи с развитием государства, со сменой его исторических типов5.

      Первоначальные  функции государства обусловливались  основными причинами его появления и были связаны с необходимостью:

      - совершенствования управления обществом в связи с его усложнением в силу развития производства, появлением новых его отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур и их укрупнением, ростом численности населения и тому подобное;

      - организации крупных общественных работ и объединения в этих целях большой массы людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие;

      - подавления сопротивления эксплуатируемых слоев общества. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества на богатых и бедных, а вместе с этим - к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

      - поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость и стабильность общества, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних племен и государств. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка (включая правосудие), применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все население соблюдало нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались кем бы то ни было как не отвечающие их интересам или несправедливые;

      - обеспечения охраны своих территориальных зон, ведения войн, как оборонительных, так и захватнических; заключения межгосударственных союзов и соглашений.

      В большинстве случаев указанные  причины действовали совокупно, в различных сочетаниях, в разных условиях (исторических, природно-географических, демографических и иных) одни из них становились решающими и  определяющими, другие отходили в тень первых. В процессе дальнейшего развития государства его функции стали классифицироваться как внутренние и внешние.

      Формы и способы реального осуществления государственной власти представляют собой сложную и причудливую совокупность признаков конкретного государства, исторически сформировавшуюся под воздействием различных объективных и субъективных причин и отличающую одно государство от другого. В теоретическом плане связанные с этим вопросы схватываются понятием «форма государства», включающем в себя три оставляющих: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Признаки  государства
 

      Исследовав  в предыдущем параграфе вопрос определения  государственной власти, ее структуры, функций, формы и способов осуществления и опираясь на них необходимо отметить, что основными признаками государства можно выделить следующие:

      Во-первых, в отличие от первобытнообщинного строя самым существенным признаком образования государства является возникновение и наличие особой публичной власти, которая выделилась из общества и не совпадает непосредственно с населением страны. Иначе говоря, государство имеет органы, издающие законы и выносящие решения от имени государства, обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом государственного принуждения (и защиты общества), состоящим из вооруженных сил и карательных органов, выделенных из общества, существующими специально для выполнения этих специфически государственных функций6.

Информация о работе Закономерности возникновения государства