Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:23, контрольная работа

Описание работы

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный в годы царя Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии. Кодекс был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией Жака де Моргана во время раскопок города Сузы (территория древней Месопотамии) и сохранился почти полностью в виде клинописной надписи на чёрной базальтовой стеле. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…3
Договоры по Законам Хаммурапи……………………………………………4
Семейно – брачные отношения по Законам Хаммурапи…………………....5
Законы Хаммурапи о преступлении и наказании……………………………5
Судебный процесс по Законам Хаммурапи………………………………….6
Заключение………………………………………………………………….….8

II. Государственный строй германии в период феодальной раздробленности
Введение……………………………………………………………………..…9
Государственное устройство……………………………………………........10
Военная организация………………………………………………………….12
Система судоустройства ………….………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………….…13
Список литературы……………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная ИГПЗС.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Одним из ярких и наиболее заметных периодов развития государственного института в истории человечества является эпоха феодализма, затронувшая не только страны западной Европы, но и пожалуй, весь известный к тому времени цивилизованный мир. Данная эпоха послужила основанием всего политического устройства мира на протяжении вот уже более полутора тысяч лет. Многие страны, сформировавшиеся в ту эпоху на территории Европы и Азии, существуют, и по сей день, практически в изначальных территориальных границах. Кроме того, эпоха средневековья оказала огромное влияние на культурный, научный и религиозный уклад жизни десятков поколений. Отголоски культурного наследия той эпохи до сих пор имеют огромное значение в современном обществе.

Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи, то есть с 476 г.

Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны.

Одним из ярких примеров развития феодализма является средневековая  Германия.

Как независимое государство  Германия образовалась на землях восточных  франков после распада империи  Карла Великого. Ее территория включала пять основных герцогств, возникших на территории племенных союзов: Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию, Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др. Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм здесь прочно установился только в XI в. Формированию основных классов Германии способствовала реформа Генриха Птицелова. После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался процесс феодальной раздробленности. Смена форм и механизмов государственного управления прослеживается как в масштабе всей империи и собственно Германии, так и по отдельным германским княжествам. С XIII в. они эволюционируют, превращаясь в фактически самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Историю Германского государства можно условно разделить на два больших этапа:

- Становление и развитие  централизованного раннефеодального  государства в Германии в рамках  империи (Х-XII вв.);

- Территориальная раздробленность  в Германии (XIII—начало XIX вв.) и  развитие автономных германских  княжеств-государств.

Рассмотрим, непосредственно, государственный строй Германии в период феодальной раздробленности.

 

 

 

Государственное устройство

 

Важной особенностью политического развития Германии в  Средние века является ее постепенный  распад на отдельные княжества, сохранившие  самостоятельность до самого XIX в. Экономические и политические условия развития Германии способствовали ее раздробленности.

В пользу усиления местных  сил сложилась и политическая обстановка как внутри страны, так  и вовне. Королевская власть, сравнительно сильная в X—XI вв., преследуя свои политические интересы, поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными. Епископы с королевской помощью превратились во владетельных князей и наряду с герцогами стали в дальнейшем главными противниками королевской власти

Еще более пагубными  для монархии государственного единства оказались результаты внешней политики государства. Походы в Италию и приобретение императорского титула по сути дела не усилили положения короля внутри страны и не сплотили германских феодалов, а, напротив, благоприятствовали росту враждебных королю сил и укреплению внутреннего партикуляризма. Стремясь получить римскую императорскую корону и удержаться в завоеванной стране, германские короли шли на все новые политические уступки магнатам, что подрывало их позиции внутри страны.

Императорская власть не сумела установить связь с городом  и сделать его своей опорой.

Вследствие всех перечисленных  причин королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. В то время когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.

Феодальная раздробленность  государства была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV.

"Золотая булла"  закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству.

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

 

С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд.

Рейхстаг состоял из 3-х коллегий:

- коллегии  курфюрстов;

- коллегии графов, князей  и свободных господ;

- коллегии представителей  свободных городов.

В отличие от других европейских государств рейхстаг не был представлен мелким дворянством и бюргерством  неимперских городов. Кроме того духовенство не составляло отдельной коллегии, а заседало в двух первых  коллегиях. Исходя из этого, рейхстаг фактически являлся не органом сословно-представительного характера. Он являлся органом представительства отдельных политических единиц (курфюршеств,  княжеств, имперских городов и т.д.).

Рейхстаг созывался  императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. Полномочия рейхстага не получили законодательного закрепления. На практике он обладал правом законодательной инициативы, утверждал указы императора. Рейхстаг давал также согласие на решения императора по военным, финансовым вопросам и вопросам международного характера.

Рассмотрение вопросов производилось отдельно каждой палатой, после чего между ними происходило  согласование принятого решения. Император  мог принять или отклонить  решение рейхстага. В случае несогласия императора с принятым решением оно  вновь поступало на рассмотрение и обсуждение.

Имперский суд рассматривал вопросы  по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Он состоял из:

- председателя, назначаемого  императором;

- членов (14 человек назначались курфюрстами и князьями и 2 человека - городами).

Имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права, которое с этого времени  стало широко применяться в Германии.

 

Отдельные "княжеские" государства развиваются в Германии по образцу централизованных западноевропейских монархий. В них были созданы профессиональные правительственные и судебные учреждения.

Княжеские территории нередко  делились на графства, которыми управляли  министериалы, назначаемые князем (герцогом); многими городами также управляли  назначенные князем должностные лица. В крупных княжествах были учреждены канцелярии с нотариусами, которые разрабатывали проекты нормативных актов и регистрировали сделки.

Позднее крупные территории были разделены на несколько десятков административных единиц, которые управлялись  одним административным и одним судебным чиновником, которые, в свою очередь, опирались на назначаемых чиновников и судей более мелких округов. Существовала также разветвленная система налогообложения подданных княжеств.

 

Военная организация

 

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.

С XV в. основой имперской  и княжеских армий становятся отряды

наемников. Вместе с тем  решениями рейхстага произвольная вербовка солдат в имперскую армию  без согласия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной политической раздробленности. Попытки введения общеимперского налога на содержание армии императора и создания военных округов для формирования имперского войска были заблокированы князьями.

 

 

Система судоустройства

 

Развитие феодализма привело к созданию феодальных судов в поместьях землевладельцев. Первоначально, земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Феодальные суды возникали до XVI в.

Наряду с феодальными существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась как на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т. д.).

Третий вид составляли городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних суд производился судьей и заседателями-шеффенами, в других — городским советом. В большинстве городов выбиралась городская община.

 

С укреплением княжеской  власти образовался высший суд в  княжествах. Судебные функции имели и управители округов — амтманы. Кроме того, в округах были низшие суды с разнообразной компетенцией.

В Вестфалии широкое  распространение получили особые судилища, так называемые фемы. Здесь сохранилась  довольно значительная прослойка свободного населения, вследствие чего отправление правосудия производилось «свободными графами» и «свободными шеффенами» в силу полномочий, данных императором, а не феодальными владельцами.

Наряду с открытыми  проводились и закрытые заседания, имевшие особое значение. Члены судилища производили расследование в отношении преступных или пользующихся дурной славой лиц, почему-либо не привлеченных к уголовной ответственности. Приговор обычно выносился без вызова обвиняемого. Суды фемов нередко приговаривали к смерти. Приговор приводился в исполнение одним из членов судилища. Такие суды появились и в других германских землях.

 

 

 

Заключение

 

Период средневековья, охватывавший более тысячи лет европейской  истории, представляет собой закономерный этап в процессе поступательного развития человеческого общества. На карте средневековой Европы возникли практически все ныне существующие национальные государства. Они пришли в тесное соприкосновение, начали активно воздействовать друг на друга в хозяйственном, культурном, правовом отношениях. Отставание отдельных регионов или стран сравнительно быстро преодолевалось вследствие усвоения достижений более развитых государств.

Единство эпохе европейского средневековья придает господство феодализма, который представлял  собой не только особую совокупность социально-экономических отношений, но и обусловленную этими отношениями специфическую систему политических и правовых установлений. По формам правления, государственного устройства и методам осуществления политической власти (политическим режимам) феодальные государства в различных странах и на различных этапах исторического развития отличались большим разнообразием. Что касается политических режимов, то им были свойственны преимущественно автократические и олигархические черты.

Опыт средневекового государственного строительства оказал самое серьезное влияние на становление  политических и правовых институтов нового и новейшего времени. Именно в период средневековья квалифицирующим  признаком верховной власти стал ее публично- правовой характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 2007г.
  2. Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. “ПРИОР”.М., 2007 г.
  3. История государства и права зарубежных стран. \ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. – М., 2008 г.
  4. История государства и права зарубежных стран. \ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. – М., 2008 г.
  5. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. 2-е изд. изм. и доп.- М.: издательство НОРМА, 2009 г.
  6. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2009 г.
  7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах. 3-е изд., испр. - М.: Тон-Остожье, 2007 г.
  8. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

Информация о работе Законы Хаммурапи