Запреты и ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Государственная гражданская служба Российской Федерации как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие). Учитывая это, государство, определяя порядок поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее – гражданская служба) и её прохождения, правовое положение гражданских служащих, устанавливает к ним особые требования. Необходимость этих требований обусловлена специфическими задачами, принципами организации и функционирования гражданской службы, и цель которых – надлежащим образом организовать труд гражданских служащих, повысить качество государственного управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..1

I. ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ……………….....2

II. ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ………………………….…6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….………………………..10

Файлы: 1 файл

ограничение и запреты государственных служащих.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

Установленный ч. 1 ст. 16 Закона, перечень оснований, по которым гражданин  не может быть принят и находиться на гражданской службе, не является исчерпывающим. Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, федеральными законами могут устанавливаться и иные ограничения при поступлении на гражданскую службу и её прохождении.

В части 3 ст. 16 Закона указано, что за несоблюдение ограничений, предусмотренных  ч. 1 этой статьи, устанавливается ответственность  согласно Закону и иным федеральным  законам. Следует отметить, что в  Законе (п. 13 ч. 1 ст. 33) предусматривается  лишь одно последствие - прекращение  государственно-служебных отношений.

 

 

II. ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ

 

Как мы уже говорилось ранее, запреты, связанные с гражданской службой, это ситуации, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы, закрепленные в нормативно установленных требованиях, предъявляемых к гражданским служащим, которые предписывают им не совершать определённые действия и не вести определенную деятельность под угрозой применения мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Установленные запреты для гражданских служащих в основном связаны с прохождением гражданской службы, поэтому их действие ограничено временем ее прохождения, но в отдельных случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с гражданской службы.

Цель установления запретов состоит в том, чтобы:

обеспечить эффективную  профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;

установить препятствия  возможному злоупотреблению гражданских  служащих;

создать условия для независимости  служебной деятельности;

гарантировать соблюдение гражданскими служащими действующего законодательства Российской Федерации.

Запреты имеют  абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность гражданского служащего.

Гражданскому служащему  категорически запрещено участвовать в работе органов управления коммерческой организацией на платной основе (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона). Перечень видов коммерческих организаций (организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) является исчерпывающим. Их виды предусмотрены ст. 50 ГК. К ним относятся: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества) и общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Гражданский служащий может  участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих  служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов  государства на него возлагаются  вполне определенные обязанности. Эта  деятельность осуществляется в рамках служебной деятельности, при которой  невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей может явиться основанием для  привлечения к дисциплинарной ответственности, а полномочия по представлению интересов  государства в органах управления этих коммерческих организаций могут  быть прекращены.

Закон предусматривают  жесткий запрет на замещение гражданским служащим должности гражданской службы в случае:

избрания или назначения на государственную должность;

избрания на выборные должности  в органах местного самоуправления;

избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального  союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном  органе  (п. 2 ч. 1. ст. 17 Закона).

Если такая  ситуация возникает, то гражданский  служащий должен приостановить гражданскую  службу на время исполнения обязанностей в указанных выше органах и организациях. Его служебный контракт приостанавливается с освобождением от замещаемой должности гражданской службы, оставлением в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв (п. 3 ч. 1 ст. 39 Закона).

Гражданскому служащему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона).

Под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке (ст. 2 ГК). Именно нацеленность на получение прибыли является ключевым критерием в определении предпринимательской деятельности.

С запретом заниматься предпринимательской  деятельностью связано требование представлять сведения об имущественном  положении. Ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным, гражданский служащий обязан представлять в налоговый орган сведения о доходах, полученных им за отчётный год и являющихся объектом налогообложения, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, обязательствах имущественного характера.

В частности, запрет, в соответствии с которым гражданскому служащему запрещается приобретать, в случаях установленных Законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона).

К ценным бумагам  относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК).

Гражданскому  служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих  лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом и другими федеральными законами (п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона). Данный запрет распространяется и на аналогичную деятельность гражданского служащего в государственных органах или организациях, непосредственно подчиненных или подконтрольных государственному органу, в котором он замещает должность гражданской службы.

Закон устанавливает, что гражданские служащие не вправе получать вознаграждения в связи с исполнением своих должностных обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона). В качестве подарка (вознаграждения) в Законе рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, в контексте Закона подарком следует считать:

безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее - дарителем) гражданскому служащему вещи в собственность  либо имущественного права (требования) дарителю или третьему лицу;

безвозмездное обязательство  дарителя перед гражданским служащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) дарителю или третьему лицу;

безвозмездное освобождение гражданского служащего от имущественной  обязанности перед дарителем  или третьим лицом;

безвозмездное обязательство  дарителя освободить государственного служащего от имущественной обязанности  перед дарителем или третьим  лицом.

Гражданскому служащему запрещено использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения и имущество, а также передавать их другим лицам (п. 8 ч. 1 ст. 17 Закона). На пример эксплуатация компьютера (в том числе с выходом в Интернет и использованием других его функций), средств коммуникации (телефон, факс и др.), множительной техники, использование с нарушением установленного порядка финансовых средств и т.п.

Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона).

Под конфиденциальной информацией подразумеваются сведения не предназначенные для широкого доступа. Такая информация может стать доступной, например, для средств массовой информации, не будучи для этого предназначенной. Гражданский служащий, разгласивший подобные сведения, может и не иметь корыстных интересов, тем не менее нарушение запрета будет налицо. Наличие же материальной заинтересованности может стать при выборе мер ответственности для гражданского служащего квалифицирующим фактором.

Гражданскому  служащему запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (п. 10 ч. 1 ст. 17 Закона).

Нарушение гражданским служащим данного запрета влечет за собой  применение дисциплинарного взыскания, включая увольнение с гражданской  службы. Меры ответственности за несоблюдение запрета должны быть соразмерны как  содержанию публичных высказываний гражданского служащего, так и замещаемой им должности, а также характеру  выполняемых функций.

Закон запрещает гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц, а также для агитации по вопросам референдума (п. 12 ч. 1 ст. 17 Закона).

Каждый гражданский служащий имеет право:

быть выдвинутым кандидатом на выборах на государственную (или  общественную) должность непосредственно  либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством  РФ;

зарегистрироваться в  качестве кандидата и проголосовать  по собственному выбору. Использование  кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного и служебного положения является основанием для  отказа в регистрации (Федеральный  закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (п. 6 ст. 45)).

Гражданские служащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в т.ч. религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 13 ч. 1 ст. 17 Закона). В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Гражданские служащие при  исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться исключительно  законодательством, а не решениями  партий, политических движений и иных общественных объединений.

Закон также запрещает  гражданским служащим использовать должностные полномочия для пропаганды отношения к религиозным организациям (п. 13, 14 ч. 1 ст. 17 Закона). Это означает, что гражданский служащий не вправе заниматься пропагандой отношения к той или иной религии, создавать те или иные структуры религиозных объединений в государственных органах.

Указанный запрет вытекает из Конституции РФ (ч. 1 ст. 14), согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Гражданские служащие могут  быть членами религиозных объединений  и принимать добровольное участие  в религиозных церемониях как  граждане России, но не как представители  государства или его органов.

Закон запрещает  гражданскому служащему создавать  или способствовать созданию в государственных  органах структур политических партий, общественных объединений и религиозных  организаций (п. 14 ч. 1 ст. 17 Закона). Это требование Закона основывается на одном из основополагающих принципов организации гражданской службы - депортации.

Исключением из этого запрета  является право гражданских служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских  и иных профессиональных ассоциаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Государственная гражданская служба учебник для вузов / под ред.

В. Г. Игнатова. - Изд. 2-е, доп. и перераб.  М.: Март, 2005.  512 с.

3. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский . М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. 512 с.

4. Демин А. А. Государственная служба: учеб, пособие для вузов /

А. Демин. М.: Книг одел, 2010. 184 с.

5.        Наймушин, С. В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе: (правовые вопросы) / С. В. Наймушин // ЧиновникЪ. - 2005. - N 4. - С. 46-53.

6. О государственной гражданской службе Российской Федерации:

Федеральный закон от 27 июля 2004 г.  № 79-ФЗ

7. О системе государственной службы  Российской Федерации:

Федеральный закон от 27 мая 2003 г.  № 58-ФЗ

8         Рамазанов, Р. У. Запреты и  ограничения для государственных  гражданских и муниципальных  служащих как эффективный способ  противодействия коррупции  / Р.  У. Рамазанов // Политика и общество. - 2012. - № 1.

Информация о работе Запреты и ограничения, связанные с государственной гражданской службой