Защита конституционных прав человека и гражданина в судебном порядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:47, научная работа

Описание работы

Общие права и свободы человека и гражданина Республики Казахстан, несомненно, указаны в основном законе - Конституции РК.
В Конституции РК определены не только статус человека, гражданина, государственного и общественного строя, но и стратегические правовые идеи. Это, в частности, выражается в положении Конституции о том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Файлы: 1 файл

Научная конференция А.А.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

УКД 342.4(574)

         Защита конституционных прав человека и гражданина в                        судебном порядке.

 

                                    Усербаева Асель Абдугаппаровна, best-aseka@mail.ru

Студент группы Юр-12 ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

Научный руководитель -  Ибрагимов Ж.И

                            

 

            Общие права и свободы человека и гражданина Республики Казахстан, несомненно, указаны в основном законе - Конституции РК.

Опираясь на слова нашего президента Нурсултана Назарбаева нужно заметить следующее.  Основным законом Казахстана является Конституция. Устойчивое развитие страны основывается на долгосрочных и среднесрочных стратегиях и программах. [1, 3]. Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., является актом, положившим начало новому этапу конституционного развития независимого, суверенного государства. Принятие Конституции Республики создало правовую основу конституционного строя, закрепило основополагающие принципы деятельности как государственного механизма, так и общественно-политических институтов, установило конституционный статус человека и гражданина, определило основы экономического строя. В Конституции РК определены не только статус человека, гражданина, государственного и общественного строя, но и стратегические правовые идеи. Это, в частности, выражается в положении Конституции о том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. В мгновенье стать таким государством невозможно. Как показывает исторический опыт становления передовых государств, нужны определенное время, искреннее желание, активное творческое деяние для достижения поставленной цели. Научный и правовой анализ идей, принципов, норм Конституций Республики Казахстан показывает, что она содержит мощный заряд, который дает энергию для экономического, политического, социального и духовного прогресса страны. Неуклонное соблюдение, использование, применение норм, принципов и идеи Конституции всеми государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами являются непременным условием установления правопорядка, законности, реализации прав и свобод человека, улучшения материального благосостояния, утверждения политической стабильности и общественного согласия.

В Казахстане в десятом столетии было принято пять Конституций. Однако ни одна из них не была прокомментирована, Этому есть свои объяснения. Для написания комментария к Конституции 1995 г. имеются вполне достаточные основания. Созданы все атрибуты современной, независимой, суверенной государственности, определены принципы ее функционирования. Накоплен значительный законодательный материал, регулирующий наиболее важные стороны общественных отношений, подлежащих государственному воздействию. Однако это не означает, что окончательно сформирована система национального законодательства. Вероятно, такого состояния не бывает. Но, с полным основанием можно утверждать, что основные параметры законодательства определены и утверждены.

30 сентября 1998 г. Президент республики  Казахстан выступил в Парламенте  с ежегодным посланием народу, в котором содержались предложения  о внесении изменений и дополнений  в Конституцию, направленных на углубление политической реформы, совершенствование избирательной системы, обеспечения политического многообразия и самоуправления.

Конституция закрепила основные права  и свободы человека и гражданина с 10 по 39 статьи. На данное время проблема прав человека приобретает все большую значимость по мере того, как человечество становится все более взаимозависимым в век ускоряющейся глобализации. Со времени начала реформирования ООН в 1997 г. концепция прав человека стала рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента и фундаментального условия устойчивого развития.

Как отметил представитель программы  развития ООН в Казахстане Фикрет Акчура- конвенции в области прав человека формируют незыблемый фундамент  деятельности ПРООН в направлении  развития защиты прав человека. В этом отношении ПРООН в Казахстане проводит активную работу в партнерстве с НПО и государственными учреждениями, поддерживая присоединение Казахстана к основополагающим Пактам 1966 года. [ 2, 6].

Казахстан ратифицировал четыре основных конвенции по правам человека: конвенцию против расовой дискриминации, дискриминации в отношении женщин, против пыток и конвенцию о правах ребенка. Процесс присоединения и ратификации является первым шагом в применении и выполнении конвенции ООН. Обучение правам человека и доступ информации в этой области являются теми предпосылками для развития  динамичной культуры по правам человека, которая может вдохнуть  жизнь в эти конвенции. Эффективное внедрение стандартов в области прав человека, содержащихся в соглашениях и конвенциях ООН, требует наличия механизмов и институтов, способных поддерживать верховенство закона и предлагающие инструменты для выправления положения, когда имеет место нарушение прав человека. Соглашения и конвенции сами содержат ряд положении о создании и другие инструменты, ссылки на которые предусмотрены в других документах и принципах.

Конституция провозглашает, что права  и свободы человека принадлежат  каждому от рождения, признаются абсолютными  и неотчуждаемыми.

Основной закон страны гарантирует равенство всех перед законом и судом и запрещение дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждении, места жительства или по иным обстоятельствам.

По разделу второму  Конституции также закрепляет основные права и свободы человека и  гражданина в Республике Казахстан, признаваемые в международном праве.

Основой деятельности государства  по обеспечению прав и свобод человека является, прежде всего, сфера совершенствования судебно-правовой системы. Важнейшим институтом защиты прав и свобод человека является суд. Результатами проведения правовых реформ в Казахстане стали создание единой судебной системы, обеспечения независимости судей, установления порядка их пожизненного назначения, реализация мер, направленных на повышение их статуса и уровня обеспеченности.

В статье первой Конституции Республики Казахстан закреплено важнейшее  положение о том, что высшими  ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

Нормы Конституции РК посвящены  реализации данной идеи. Конституцией и законами определены и закреплены экономические, социальные, идейные  предпосылки реализации этой главной  концептуальной мысли. Обеспечение  реализации конституционных прав предполагает необходимость правового закрепления некоторых ограничений прав и свобод граждан в рамках, определенной самой Конституцией. Ограничения должны быть соразмерны конституционным целям ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина.

Формирование нового демократического государства должно строится на достижении такого уровня развития гражданского общества, в котором, на основе высокого материального благосостояния и активной жизнедеятельности всех казахстанцев, обладающей высокой культурой и правосознанием.

Государство призвано создать максимально  соответствующие условия развития этой тенденции, это в свою очередь  предполагает необходимость совершенствования  нормативной базы, регулирующей права  и свободы человека и гражданина и в той или иной мере, устанавливающей их некоторые ограничения. Совершенствование законотворческой деятельности и правоприменительной практики требует своевременного и качественного изменения механизмов внутри государственного регулирования общественных отношений. Обеспечивая максимально полное закрепление в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, государство не может не учитывать те обстоятельства, которые необходимо законодательно включать в систему сдержек и противовесов для урегулирования процесса реализации данных прав и свобод с учетом интересов всех индивидов. Все это, в конечном итоге, расширяет сферу жизнедеятельности человека, укрепляет уверенность в сознательной деятельности казахстанцев, приводит к созданию все более свободного общества, и вместе с тем, будет поднимать уровень Казахстана в глазах мирового сообщества.

Одним из эффективных средств воздействия  на общественные отношения является правомерное ограничение прав и  свобод. Целями таких ограничении  являются защита основ конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Факторами, стимулирующими введение некоторых ограничений, являются: возрастающая социальная, политическая, межэтническая напряженность как в казахском обществе, так и мировом сообществе; резко обострившаяся проблема терроризма, участившиеся случаи чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

Именно в этих условиях необходимо глубокое понимание, базирующееся на научной основе, тенденции развития нашего общества, демократии, государства, гражданского общества, изучать уровень деятельности государственных органов и чиновников, уровень сознательности человека, изучать на основе анализа действия законов, меры сохранения еще тех или иных ограничений. Научный подход к проблеме правовых ограничений прав и свобод позволяет ставить конкретные задачи по пересмотру норм, ограничивающих права и свободы человека и гражданина в направлении все большего расширения прав человека и общества. Совершенствование законодательства должно идти параллельно с модернизацией повседневной деятельности всех правоохранительных органов и иных органов государственного управления.

Этим объясняется постановка проблемы. Между тем, научно-теоретические исследования принципов, оснований и механизмов введения и реализации правомерных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, на наш взгляд, недостаточно проведены в Казахстане. Результаты анализа различных теоретических взглядов на проблемы правомерного ограничения прав и свобод, действующих нормативно-правовых актов в этой сфере, а также предложения как теоретического, так и практического характера будут способствовать эффективному исполнению государством обязанностей признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Тема сама по себе носит комплексный  характер. Ее специфика заключается  в необходимости изучения широкого спектра взаимоотношений человека, общества и государства. Комплексный  характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным разделам юриспруденции: философии права, теории государства и права, конституционному праву РК и зарубежных стран, административному праву, уголовному и гражданскому праву, международному праву и др.

Актуальные проблемы прав человека и гражданина и их ограничений нашли свое отражение и в других работах.

Целью исследования является раскрытие  основных идей Конституции, посвященных  некоторым ограничениям прав и свобод человека и гражданина в свете  конституционно- правовой реформы 2007, реформы правоохранительной и судебной системы, пересмотра уголовных, гражданских и др. прав, а также гуманизации юридической ответственности.

На обеспечение строительства демократического общества в нашем государстве направлены идеи Конституции РК, а также основополагающие нормы национального законодательства.

Права человека присущи всем людям  от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором  живут, или нет, тогда как права  гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству. Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека и все права гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Свободы человека, по мнению профессора Ж.Д Бусурманова, это сферы деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться ни при каких условиях [3, cт 64]. Оно лишь очерчивает с помощью права границы, территорию, на которой человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в область свободы человека, но и должно обеспечить защиту границ свобод человека от вторжения, вмешательства других лиц.

Так русский философ 19 века, посвятивший огромное влияние философским аспектам правопонимания, Е. Трубецкой в «Трудах по философии права», пишет что «где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права: существенным признаком права является правило, или норма, ограничивающая свободу» [4, c.291]

В результате проведенного анализа, автор дает определение  конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина как  закрепленных Конституцией Республики Казахстан принципов, выражающих правовую концепцию пределов свободы личности в государстве, содержащих общие условия ограничений, определяющих содержание конкретных отраслевых ограничений и служащих критерием их конституционности, и обеспечивающих соблюдение необходимого баланса между свободной отдельной личности и интересами общества и государства.

Исследуя закрепления  идеи. В Конституции РК, В.А Ким отмечает, что «одним из важных условий реализации идеи о человеке, его правах и свободах как высшей ценности являются торжество концепции естественного права и его закреплении в Конституции» [5, c.154]. Смысл этой концепции заключается в том, что права и свободы не присваиваются со стороны государства, а присущи человеку от рождения, как свойсва человеческого существа.

Вместе с тем, обеспечение  реализации конституционных прав предполагает необходимость правового закрепления  некоторых ограничений прав и  свобод граждан в рамках, определенной самой Конституцией.

Факторами, стимулирующими введение некоторых ограничений, являются возрастающая социальная, политическая. Межэтническая напряженность, как в казахстанском обществе, так и мировом сообществе, резко обострившаяся проблема терроризма и др.

В Конституции РК целями ограничений являются защита конституционного строя, охрана общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

В Республике Казахстан  признание прав и свобод абсолютными  и неотчуждаемыми выражает их универсальный характер и распространение на каждого человека, находящегося на территории Казахстана, независимо от того, к гражданству какой страны он принадлежит[6, c.59]. Лишь, в случаях, прямо предусмотренных Конституцией и законами, человек может быть лишен или ограничен в определенных правах и свободах. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Информация о работе Защита конституционных прав человека и гражданина в судебном порядке