Защита конституционных прав человека и гражданина в судебном порядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:47, научная работа

Описание работы

Общие права и свободы человека и гражданина Республики Казахстан, несомненно, указаны в основном законе - Конституции РК.
В Конституции РК определены не только статус человека, гражданина, государственного и общественного строя, но и стратегические правовые идеи. Это, в частности, выражается в положении Конституции о том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Файлы: 1 файл

Научная конференция А.А.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Конституция Республики Казахстан является важнейшим документом, определяющим основные ценности данного государства, их соотношение, которое и позволяет в дальнейшем выстроить отраслевое законодательство в соответствии с конституционными принципами. Рассматривая вопрос об ограничениях прав и свобод, как вопрос исключительно принципиального характера, Н.А Назарбаев подчеркивает, что ограничения могут иметь место в установленных законом случаях и, как записано в Конституции РК, тогда, когда это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Основными положениями, выносимыми на защиту являются:

  1. Установлено: что социальный контроль представляет собой механизм обратной связи, обеспечивающий функционирование государственной системы, основанной на приоритете базовой системы социальных ценностей, воплощенных в традициях, нравственных и правовых нормах,  и действующих как через систему правовых институтов политической системы, в рамках взаимодействия институтов, прежде всего – суда, так и через систему институтов политической системы, в рамках взаимодействия институтов гражданского общества и судебной власти.
  2. Доказано, что демократический режим правления, реально действующая система разделения властей позволяют создать оптимальное регулирование социальных интересов, которые в правовой системе Казахстана связаны друг с другом и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Строгое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную теоретически делает невозможным  или существенно ограничивает административный и судебный произвол, подчиняя государственную власть интересам общества и человека в нем.

Судебная система, являющаяся одной из ветвей власти. Обладает целостным  комплексом прав и обязанностей, позволяющим  реализовать властные полномочия в сфере правосудия, и становится средством достижения социальной справедливости и согласия в обществе. Способом реализации судебной власти, помимо отправления правосудия, является судебный контроль, действующая как мера защитного характера, обеспечивающая законность и обоснованность ограничений прав человека.

Главной деятельностью  суда является правосудие, которое  осуществляется в предусмотренном  процессуальным законом порядке  и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным и предполагаемом нарушении норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права. Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную процессуальную форму, - наилучший способ разрешения споров, установления истины, отыскания правды. Но применение этого способа возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе предоставленных доказательств, по убеждению по, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур. В таких условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.

            В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

Конституционно гарантированное  право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой – суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение. Но – и это очень специфично- охранительный аспект права на судебную защиту действует изначально и постоянно, он « работает» и до возникновения юридического факта (подачи жалобы), порождающего правоотношение.

Несомненно, мы не должны забывать о положениях принятых в  Казахстане затрагивающих права  и свободы человека и гражданина. В соответствии с положениями Конституции РК была развернута беспрецедентная для Казахстана программа демократизации, нацеленная на создание основных институтов современного демократического государства. Во главу угла была поставлена задача обеспечения неуклонного соблюдения прав и свобод личности, недопущения любых форм дискриминации и унижения человека.

Прошедшее после принятия Конституции РК десятилетие было значимым и показательным по многим параметрам. Фактически, мы начинали с чистого листа, когда наши граждане имели довольно смутное представление о своих основных правах. Сегодня же наша страна в своем развитии подошла к тому рубежу, когда дальнейшее продвижение по пути динамичного и устойчивого экономического роста, социального развития зависит от достижения высоких параметров человеческого измерения. Демократия стала неотъемлемой частью жизни казахстанцев. В этой области сделано немало. «Казахстанская государственность состоялась. Наша страна по модели своего политического развития близка к западным демократиям, и другим так называемым «новым» азиатским демократиям, социальный прогресс и политический плюрализм которых общепризнан в мире». ( «Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана» 18.02.05г.)

Анализ опыта демократических преобразований в других государствах мира показывает, что это процесс, зависящий от исторических, социально-экономических и культурных особенностей. Поспешность и шаблонность совершенно при этом не допустимы. Глобализация, коснувшаяся всех сфер нашей жизни, сделала мир тесней, сблизила общество и существенно повлияла на происходящие в них процессы. Разрушив традиционные границы между обществами, глобализация обусловила своеобразную интернационализацию ряда процессов, выработала некие международные стандарты. Тем не менее, это не означает возможности существования каких либо универсальных «рецептов» построения демократического общества или слепого копирования положительного опыта иной страны. Попытки «экспорта» демократии или, что еще хуже, ее настойчивого навязывания способны подорвать веру народа в правильность демократического пути развития. Продвижение нашего государства на пути к демократизации происходило с учетом реалий страны, постепенно и осторожно.

Можно уверенно констатировать, что в ходе реформ в Казахстане созданы основные институты современного демократического государства. Работа по формированию и укреплению институтов гражданского  общества привела к созданию института Омбудсмена, Национального центра по правам человека, Общественного совета по средствам массовой информации, Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества. Указом Президента Казахстана введен мораторий на смертную казнь. В этом же ключе можно рассматривать проводимую работу по гуманизации сферы уголовно- исполнительного права.

Конечно, наличие основных элементов демократической государственности  еще не означает завершения институциональной  и правовой реформы. Поэтому в  последние годы акцент в этой области  перенесен на качественное наполнение и повышение эффективности всей системы государственных институтов, укрепление правовой системы и совершенствование государственного укрепления. На продолжении государственной политики углубления демократических процессов настаивает и гражданское общество, являющееся главным потребителем демократических ценностей.

Обращаясь к народу 18 февраля 2005 г., Президент Казахстана Н.А. Назарбаев изложил общенациональную программу ускоренной модернизации. Одним из основных компонентов этой программы является политическая реформа, суть которой составляет «дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с традициями и принципами западных демократий и опытом ведущих государств Юго-восточной Азии, с традициями нашего многонационального и многонационального и многоконфессионального народа».

Казахстан, исходя из понимании  того, что построение цивилизованного  демократического общества, осуществление  правовых реформ в соответствии с  международными стандартами в сфере  прав человека не возможно без использования  мирового опыта, присоединился к основополагающим конвенциям ООН в области прав человека. На сегодняшний день Казахстан является участником более 30 основных международных договоров в области защиты и соблюдения прав человека.

Среди них в первую очередь следует назвать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Пакты вместе с Всеобщей Декларацией прав человека, рассматриваемый как наиболее всеобъемлющий акт международного права.

Как известно, поощрение  и защита прав человека являются одним  из основополагающих требований для реализации отраженного в Уставе ООН видения справедливого и всеобщего мира. Их соблюдение – дело в первую очередь отдельных государств. Вместе с тем, международное сообщество разработало систему международного контроля, в центре которого два механизма: официальный контроль за соблюдением государствами международных договоров и внедоговорные механизмы или специальные процедуры- рабочие группы, специальные докладчики, специальные представители Генерального Секретаря ООН, так называемые «тематические механизмы».

В соответствии с Венской  Конвенцией о праве международных  договоров 1969 года каждое государство – участник международного договора обязано добросовестно и в полном объеме выполнять обязательства, взятые на себя в соответствии с таким договором, и предоставлять в соответствующие комитеты ООН национальные доклады о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений конвенций, и прогрессе, достигнутом в данной сфере за отчетный период.

Казахстанское законодательство во многом имплементировало международно-правовые стандарты в области прав человека. Для мониторинга за выполнением обязательств по международным договорам в области прав человека, а также для подготовки соответствующих рекомендаций правительству в Казахстане создано Межведомственная комиссия по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека.

ВЫВОД:

 

 

Использованная литература:

  1. Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под редакцией Г. Сапаргалиева. – Алматы: Жеты Жаргы, 1998. -432с.
  2. Развитие механизмов защиты прав человека в Казахстане./ Под общей редакцией; Е.Ж. Бабакумарова, А.А. Байшиной, к.ф.н – Астана, ТОО « Издательство», 2004. -244с.
  3. Бусурманов Ж.Д. Евразийская концепция прав человека. – Алматы: КазГЮУ, 2006.- 481с.
  4. Трубецкой Е.И. Труды по философии права/ вступ. ст. сост. и примеч. И.И Евлампиева. – СПБ: Издательство РФРГИ, 2001.- С. 291
  5. Ким В.А. Эпоха созидания. Анализ социально- политических и конституционно- правовых взглядов. Первого Президента Республики Казахстан. – Алматы: ТОО РПИК « Дәуір», 2005. -448с.
  6. Сейфуллина А.Б. Абсолютные права и ограничения прав человека. // Вестник КазНУ: серия юридическая. – 2006. - №1 ( 37). – С. 367

 

 

 


Информация о работе Защита конституционных прав человека и гражданина в судебном порядке