Защита прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Отношение государства, его структур к правам человека является ярким показателем природы существующего политического строя. И пока права человека не на бумаге, а на деле не обретут приоритет, не станут высшей ценностью, не будут выступать ограничителем всевластия государства, общество не может быть охарактеризовано как демократическое, а государство - как правовое. Для реализации этих задач нужно безотлагательно начать разработку системы правовых актов, затрагивающих вопросы охраны прав граждан, нормативно усовершенствовать уже действующие и оправдавшие себя способы, позволяющие человеку незамедлительно и эффективно защищать свои права и интересы.

Файлы: 1 файл

Защита прав и свобод человека.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

  • Такой  же  принцип  соответствия  регионального  механизма  защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  в  субъекте  Российской  Федерации  национальному  стандарту  прав  и  свобод  должен  действовать  в  отношении  между  Федерацией  и  ее  субъектами,  тем  более  что  субъекты  Российской  Федерации  лишены  права  изменения  объема  прав  и  свобод,  установленного  государством.  Субъекты  Российской  Федерации  вправе,  осуществляя  защиту  прав  и  свобод  своих  граждан,  в  соответствии  с  п.  "б"  ст.72  Конституции  Российской  Федерации  устанавливать  дополнительные  гарантии,  разработанные  и  принятые  самим  субъектом  Российской  Федерации.  Совокупность  таких  гарантий  составляет  региональный  механизм  защиты  прав  и  свобод. 

  • Региональный  механизм  защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  в  одном  субъекте  Российской  Федерации  может  отличаться  от  соответствующего  регионального  механизма  защиты  прав  и  свобод  в  другом  субъекте  Российской  Федерации  по  следующим  основаниям: 

  • принятие  законов  субъектов  Российской  Федерации,  не  соответствующих  федеральному  законодательству  и  тем  самым  нарушающих  права  и  свободы;  отказ  от  принятия  законов  субъектов  Российской  Федерации,  регламентирующих  реализацию  определенных  прав  и  свобод; 

  • отказ  от  введения  тех  или  иных  институтов  защиты  прав  и  свобод,  если  в  федеральном  законодательстве  не  содержится  императивной  нормы,  предполагающей  обязательное  введение  этого  института  (например,  уполномоченного  по  правам  человека  в  субъекте  Российской  Федерации  или  конституционного  (уставного)  суда  субъекта  Российской  Федерации); 

  • ограничения  прав  и  свобод,  которые  могут  вводиться  в  случае  введения  режима  чрезвычайного  положения  на  данной  территории; 

  • неисполнение  полномочий  должностными  лицами  государственных  органов,  превышение  возложенных  на  данных  лиц  полномочий,  нарушающих  права  и  свободы  граждан; 

  • отказ  к  привлечению  указанных  лиц  к  ответственности; 

  • недостаточное  финансирование  тех  или  иных  социальных  программ,  деятельности  тех  или  иных  субъектов  правозащитной  деятельности; 

  • другие  основания. 

  • Местный  механизм  защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  вытекает  из  регионального  и  национального  механизма,  в  идеале  все  уровни  защиты  прав  и  свобод  должны  быть  взаимосвязаны  и  находиться  во  взаимопроникновении,  тем  более  что  п.4  ст.7  Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  установил  соответствие  муниципальных  актов  федеральным  нормативным  актам  и  актам  субъектов  Российской  Федерации. 

  • Таким  образом,  под  механизмом  защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  следует  понимать  систему  определенных  средств  и  способов  защиты,  с  помощью  которых  субъекты  правозащитной  деятельности  осуществляют  защиту  нарушенных  прав  и  свобод,  находясь  в  определенной  жизненной  ситуации. 

  •  

    Глава  2.  Характеристика  государственной  защиты  прав  и  свобод  граждан  РФ 

     

    2.1  Право  на  сочетание  государственной  защиты  прав  и  свобод  с  возможностями  самозащиты 

    Современные  демократические  реформы  в  России  во  многом  связаны  с  изменением  положения  человека  в  обществе,  его  взаимосвязи  с  государством.  В  отличие  от  советской  административно-командной  системы,  где  были  первичны  интересы  государства  и  общества,  теперь  иерархия  ценностей  иная:  гражданин  -  общество  -  государство.  Согласно  ст.2  Конституции  РФ,  человек,  его  права  и  свободы  признаются  высшей  ценностью.  Их  признание,  соблюдение  и  защита  вменены  в  обязанность  государства.  Вместе  с  тем,  в  новых  условиях  возрастает  и  роль  самого  человека  в  деле  обеспечения  и  защиты  своих  прав,  свобод  и  законных  интересов. 

    Как  известно,  перед  Россией  в  настоящее  время  стоит  цель  формирования  правового  государства.  Одним  из  условий  её  достижения  является  создание  эффективной  системы  защиты  прав,  свобод  и  законных  интересов  человека  и  гражданина.  Не  случайно  на  первом  плане  оказались  проблемы  гарантий  прав  и  свобод.  Во  многих  случаях  государство  в  состоянии  своими  силами,  при  помощи  компетентных  органов  выполнить  данную  задачу.  Однако,  часто  возникают  ситуации,  в  которых  наибольший  эффект  в  защите  прав  и  свобод  достигается  посредством  действий  самого  заинтересованного  лица.  Причём,  эти  действия  зачастую  являются  весьма  результативными5. 

    В  России  право  индивида  на  самозащиту  не  подвергалось  целенаправленному  нормативно-правовому  регулированию.  До  конца  XX  века  оно  осуществлялось  опосредованно  и  регламентировалось  частично  через  необходимую  оборону  от  противоправных  действий  в  момент  их  совершения,  через  право  на  объединение,  право  на  собрания,  право  на  обращения  (жалобы),  право  на  забастовки.  Данные  вопросы  регулировались  одновременно  конституционным,  административным,  трудовым  и  др.  законодательством. 

    Самозащита  сообщества  гарантирует  каждому  отдельному  человеку  некоторую  степень  спокойствия  и  благополучия,  однако  полностью  заменить  личную  самозащиту  не  может,  поскольку  интересы  отдельных  членов  сообщества  могут  не  совпадать,  а  иногда  и  противоречить  друг  другу. 

    Самозащита  не  может  иметь  место  только  в  том  случае,  если  государство  в  полной  мере  не  нарушает  права  и  свободы  лиц,  охраняет  порядок  и  спокойствие  в  обществе,  а  это  фактически  невозможно  сделать  ни  на  начальном  этапе  развития  государства,  ни  даже  сегодня. 

    Реализация  конституционного  права  на  самозащиту  может  рассматриваться  как  процесс  и  как  конечный  его  результат,  выраженный  в  реальном  пользовании  и  обладании  субъектом  личной  безопасностью.  При  этом  право  является  материализованным,  а  его  реализация  означает  устранение  негативных  условий,  которые  мешают  или  могут  помешать  эффективной  реализации  заложенных  в  праве  правомочий. 

    Механизм  реализации  права  на  самозащиту  можно  определить  по  аналогии  с  механизмом  правовой  защиты,  как  динамичную  систему  правовых  форм,  средств  и  мер,  а  также  их  совокупностей,  действие  и  взаимодействие  которых  направленно  на  предотвращение  нарушений  прав  человека  или  их  восстановление  в  случае  нарушения.  Ещё  раз  следует  подчеркнуть,  что  самозащита  используется  для  гарантирования  других  прав  и  свобод,  т.е.  за  самозащитой,  как  правило,  следует  реализация  другого  субъективного  права. 

    Самозащита,  как  допускаемая  законом  или  договором  деятельность  управомоченного  лица,  направленная  на  обеспечение  неприкосновенности  права,  пресечение  нарушений  и  ликвидацию  последствий  такого  нарушения,  на  данный  момент  справедливо  стала  признаваться  самостоятельной  формой  защиты  гражданских  прав.  Хотя  в  ст.12  Гражданского  кодекса  -  самозащита  определяется  как  способ  защиты  гражданских  прав. 

  • Право  на  самозащиту  может  быть  реализовано  человеком  через  следующие  три  основные  формы6: 

  • обратиться  в  суд  с  иском; 

  • подать  в  установленном  порядке  заявление  или  жалобу  в  компетентный  орган  или  должностному  лицу; 

  • самостоятельно  своими  действиями  защитить  своё  субъективное  право. 

  • Такой  комплексный  характер  реализации  исследуемого  права  свидетельствует  о  том,  что  это  не  способ  (конкретный  правовой  инструмент),  а  форма  негосударственной  защиты  прав,  свобод  и  законных  интересов  человека  и  гражданина. 

  • Таким  образом,  нам  видится  более  правильным,  что  следует  различать  формы  защиты  прав  и  свобод,  одна  из  которых  самозащита. 

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.2  Право  на  судебную  защиту  прав  и  свобод 

    Право  на  судебную  защиту  провозглашено  ч.1  ст.46  Конституции  Российской  Федерации:  "Каждому  гарантируется  судебная  защита  его  прав  и  свобод".  Местоимение  "каждому"  означает,  что  право  на  защиту  обеспечивается  любому  лицу:  работающему  в  государственном,  общественном,  частном,  смешанном  или  ином  предприятии,  нигде  не  работающему,  пенсионеру,  военнослужащему,  студенту,  школьнику,  лицу,  находящемуся  под  следствием  или  судом  либо  уже  отбывающему  наказание,  имеющему  постоянное  место  жительства  или  скитающемуся,  дееспособному  либо  находящемуся  под  опекой  или  попечительством  (в  таких  случаях  действует  его  представитель)  и  т.д.  Это  право  гарантируется  не  только  гражданину  Российской  Федерации,  но  и  иностранцу,  а  также  лицу  без  гражданства.  Причем  защите  подлежат  любые  права  и  свободы,  в  каком  бы  документе  они  ни  были  закреплены  -  в  Конституции,  отраслевых  законах,  других  нормативных  или  индивидуальных  правовых  актах.  Это  следует  из  смысла  ч.1  ст.55  Конституции,  установившей,  что  сам  факт  перечисления  в  Конституции  основных  прав  и  свобод  не  должен  толковаться  как  отрицание  или  умаление  других  общепризнанных  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.  Таким  образом,  право  на  судебную  защиту  имеет  универсальный  характер,  оно  не  знает  никаких  исключений.  В  этом  смысле  рассматриваемая  норма  Конституции  РФ  находится  в  полной  гармонии  с  требованиями,  сформулированными  во  Всеобщей  декларации  прав  человека:  "Каждый  человек  имеет  право  на  эффективное  восстановление  в  правах  компетентными  национальными  судами  в  случаях  нарушения  его  прав,  предоставленных  ему  Конституцией  или  законом". 

    Конституционно  гарантированное  право  на  судебную  защиту  выступает  в  виде  правоотношения,  на  одной  стороне  которого  находится  лицо,  обратившееся  за  защитой,  а  на  другой  -  суд,  обязанный  рассмотреть  жалобу  этого  лица  и  принять  законное  и  обоснованное  решение. 

    Правосудие  является  наиболее  надежным  и  цивилизованным  способом  разрешения  возникающих  в  обществе  конфликтов,  защиты  прав  и  свобод  граждан,  интересов  гражданского  общества  и  государства.  Право  на  справедливое  судебное  разбирательство  признается  за  каждым  человеком  и  гражданином.  Статья  6  европейской  Конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод  гласит:  "Каждый  имеет  право  при  определении  его  гражданских  прав  и  обязанностей  или  при  рассмотрении  любого  уголовного  обвинения,  предъявленного  ему,  на  справедливое  публичное  разбирательство  дела  в  разумный  срок  независимым  и  беспристрастным  судом,  созданным  на  основании  закона".  Аналогичное  право  провозглашено  во  Всеобщей  декларации  прав  человека  (ст.10),  а  также  закреплено  в<span class="dash0417_0430_0433_043e_043b_043e_0432_043e_043a_00201__Char" st


    Информация о работе Защита прав и свобод человека