Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:00, реферат
Целью данного исследования является анализ гражданско-правовой защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- изучить защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Введение………………………………………………………………
1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности…
2. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности…………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Гуманитарный факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Реферат по дисциплине
«Теория юридической деятельности»
На тему: «Защита прав и законных интересов субъектов»
Выполнила: студентка
V курса _47У группы
Научный руководитель:
Зав. кафедрой, доктор юр. наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ,
Нижний Новгород – 2014
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности… 2. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности………………………………… Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………
|
3 5
7 17 18
|
Введение
Разработка научных проблем гражданско-правовой защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на протяжении последних 20 лет продолжает оставаться актуальной темой научных исследований, что связанно, в первую очередь, с преобразованиями в экономической и социальной сферах жизни общества, а именно, с переходом РФ от административно-планового способа ведения хозяйственной деятельности к регулируемой рыночной экономике. В связи с чем в законодательстве появились новые правовые институты, ранее научно не разработанные или разработанные в недостаточной степени - так, было признано право частной собственности граждан, закреплено их право на предпринимательскую, инициативную деятельность и т. п.
В условиях развития правового института предпринимательской деятельности, важно не только его законодательное закрепление, признание определенных прав за его субъектами, но и создание эффективного механизма их защиты, для придания им «реальности». Поскольку основой предпринимательской деятельности является гражданское законодательство, то первоочередными являются гражданско-правовые способы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Совершенствование юридической основы такой защиты представляет актуальную задачу правовой науки, законодательных и судебных органов Российской Федерации.
Целью данного исследования является анализ гражданско-правовой защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- изучить защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе применения норм права, регулирующих гражданско-правовую защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Предметом исследования является совокупность норм современного российского гражданского и предпринимательского права, конституционного права.
1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Правовое регулирование - одна из форм государственного регулирования, его задачей является упорядочение общественных отношений, а содержанием - установление соответствующих правовых предписаний, контроль за их выполнением, применение мер воздействия к физическим и юридическим лицам, государственным и муниципальным органам, не соблюдающим требований правовых норм1.
В условиях коренных социально-экономических преобразований возрастает необходимость в эффективном правовом регулировании. Особое значение приобретает при этом законодательное регулирование экономических отношений. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными методами2.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности имеет своей целью обеспечение законности и правопорядка в экономической сфере. В юридической литературе под законностью понимается неуклонное исполнение требований правовых норм всеми государственными органами и должностными лицами, гражданами и общественными организациями.
Законность - это принцип, предполагающий соблюдение требований правовых норм всеми участниками общественных отношений, в том числе и государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями3. В результате реализации требований законности происходит упорядочение общественных отношений, закрепляются и поддерживаются общественные отношения, соответствующие интересам личности, общества и государства, пресекаются запрещенные законом деяния, а закрепленные в нормативно-правовых актах правила поведения становятся нормой обыденной жизни, в обществе утверждается правопорядок, т.е. такое состояние общественной жизни, для которого является характерным отсутствие нарушений правовых норм.
Правопорядок — составная часть общественного порядка4. Это строй общественной жизни, созданный на основе права в результате верховенства закона и обеспечивающий вследствие этого реализацию субъективных прав граждан и законных интересов организаций, а также надлежащее исполнение ими обязанностей. Установление правового порядка является главной целью правового регулирования общественных отношений; именно для этого издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.
Законность и правопорядок взаимосвязаны. Отступление от требований законности, нарушение предписаний правовых норм являются посягательством на правопорядок. Устранение нарушения норм права, утверждение правопорядка — необходимое условие демократизации общества, становления демократического правового государства, одним из параметров которого является законность.
Обеспечение законности и правопорядка в экономической сфере является особенно актуальным. Субъектам экономической деятельности представлен большой простор для инициативы, выбора вариантов поведения, однако реализуя свои возможности, они обязаны соблюдать законные интересы других экономических субъектов, потребителей, общества, государства, муниципальных образований.
2. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Законодательство Российской Федерации не только провозглашает права субъектов предпринимательской деятельности, но и обеспечивает их реальное осуществление, предоставляет участникам хозяйственных правоотношений возможность фактической реализации прав и их защиту в случае нарушения. Способы защиты нарушенных хозяйственных прав могут быть различными, в том числе законодательством допускается возможность их самозащиты, сущность которой заключается в совершении действий, направленных на предупреждение или пресечение нарушения прав самим потерпевшим.
Действия, посредством которых реализуется право на самозащиту, могут быть непосредственно предусмотрены законом либо вытекать из не запрещенных законом общепринятых правил.
Действенным средством самозащиты является, в частности, предусмотренная ГК РФ возможность удержания имущества должника, под которым понимается удержание кредитором вещи, которую он должен передать должнику или другому лицу, указанному должником, в случае если должник не исполнит в срок обязательств по ее оплате или возмещению кредитору связанных с вещью убытков и издержек5. Удержание может производиться до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. К такого рода самозащите может прибегнуть, например, сторона, взявшая на себя за соответствующую плату обязательство хранить имущество, переданное ей другой стороной по договору хранения. Хранитель вправе удерживать переданную ему на хранение вещь до уплаты вознаграждения, если договором хранения не предусмотрено иное.
Специфическими мерами защиты хозяйственных прав являются так называемые оперативные санкции, которые тоже применяются непосредственно управомоченным лицом6. К их числу относятся, например, осуществление покупателем предоставленного ему законом права, уведомив поставщика, отказаться от принятия продукции, поставка которой просрочена, односторонний отказ от нарушенного контрагентом договора и т.д. Меры оперативного воздействия являются правоохранительными мерами, они могут применяться только в предусмотренных законом или соглашением сторон случаях и когда обязанная сторона нарушила права своего контрагента.
Наряду с самозащитой и мерами оперативного воздействия, применяемыми непосредственно правомочной стороной, защита нарушенных прав осуществляется и государством7. Применение мер государственного принуждения обеспечивает реальное осуществление прав субъектов предпринимательской деятельности и исполнение соответствующих им обязанностей, способствует предотвращению правонарушений.
Меры государственного принуждения, применяемые для защиты хозяйственных прав, могут быть правовосстановительными и штрафного характера, связанными с привлечением лиц, допустивших правонарушение, к гражданско-правовой ответственности8. В зависимости от содержания нарушенного права и характера нарушения они могут быть следующими: признание права судом или иным органом, осуществляющим защиту хозяйственных прав; восстановление положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждение к исполнению обязанности в натуре; взыскание причиненных убытков, а также предусмотренной законом или договором неустойки и т.д.
Под хозяйственными спорами понимаются разногласия, возникающие между участниками хозяйственных (экономических) отношений9. По своему содержанию хозяйственные споры подразделяются на споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров; споры, связанные с исполнением договоров и иных обязательств; споры, возникающие по другим основаниям10. Указанные виды споров являются традиционными для нашей хозяйственной и правовой практики, однако новые условия хозяйствования существенно повлияли на их удельный вес в общей массе хозяйственных споров и на их содержание. В частности, это относится к преддоговорным спорам.
Большинство хозяйственных споров рассматривается в арбитражных судах. Порядок разрешения споров в арбитражном суде регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом и воспроизводит во многом рассмотрение споров в судах общей юрисдикции. Особенно заметным такое сближение стало в настоящее время. Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"11 и "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"12, внесшие существенные изменения в арбитражное судопроизводство, в результате которых созданные на основе бывшего Госарбитража арбитражные суды все в большей мере становятся подлинными судебными органами. По АПК РФ сами спорящие стороны обязаны своевременно и в полном объеме представлять доказательства, обосновывающие их требования и возражения; арбитражный суд должен произвести оценку представленных доказательств и разрешить на их основе спор.
Существенно изменен порядок рассмотрения арбитражных споров, усилен судебный контроль за обоснованностью принимаемых арбитражными судами решений. В качестве самостоятельного звена системы арбитражных судов созданы межрегиональные федеральные арбитражные суды арбитражных округов, которые по жалобам сторон рассматривают вступившие в законную силу решения, принимаемые арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Имеется проверочная инстанция и в судах субъектов Федерации. Она рассматривает жалобы на решения, не вступившие в законную силу. Разрешение споров в первой инстанции осуществляется судьей единолично. На решение суда первой инстанции может быть подана аппеляция, в этом случае пересмотр дела осуществляет вторая - аппеляционная инстанция, которая, как отмечено выше, тоже находится в арбитражном суде субъекта Федерации. В аппеляционной инстанции дело рассматривает судебная коллегия из трех судей; аппеляционная инстанция рассматривает дело заново, не возвращая его на повторное рассмотрение в первую инстанцию. Кассационная инстанция находится в Федеральном арбитражном суде арбитражного округа, она не устанавливает юридических фактов, а проверяет обоснованность применения правовых норм; в этой инстанции дополнительные доказательства не представляются. Первая и аппеляционная инстанции - это суды "факта", а кассационная и надзорная - "суды права"13. В Федеральном арбитражном суде округа фактически заканчивается рассмотрение спора, и только в исключительных случаях пересмотр дела осуществляется Высшим арбитражным судом Российской Федерации.
Дополнительной гарантией законности и обоснованности решений арбитражных судов стало ведение протокола судебного заседания. В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса протокол судебного заседания ведется и при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания. Участники судебного разбирательства имеют право знакомиться с протоколом и представлять замечания относительно полноты и правильности его составления.
Информация о работе Защита прав и законных интересов субъектов