Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:39, реферат
Договор розничной купли-продажи - это самый массовый договор. Ведь ежедневно совершаются миллионы покупок и миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не подразумевают о правовых тонкостях отношений покупателя и профессионального продавца. Особенность и важность данного вида договора подчеркивает то обстоятельство, что правило розничной купли-продажи в основном носит обязательный характер и в первую очередь направлено на обеспечение интересов потребителя.
Введение
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
2. Права и обязанности сторон
2.1 Права и обязанности покупателя (потребителя)
3. Особенности защиты прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи
3.1 Замена товара ненадлежащего качества
4. Практика рассмотрения споров, связанных с договором розничной купли-продажи
Заключение
Список литературы
5. Возместить разницу между
Права покупателя:
1. Осмотреть товар, до
2. Потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, до заключения договора розничной купли-продажи, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (ст.495 ГК).
3. Обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара (ст.502 ГК и ст.25 Закона “О защите прав потребителей”). При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Это право распространяется на все непродовольственные товары за исключением перечня товаров указанного в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
4. Потребовать возмещения
5. Потребовать предоставления
3. Особенности
защиты прав граждан-
К отношениям по договору
розничной купли-продажи с
В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товаров (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке. Если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной информации.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить требования:
- о безвозмездном устранении
недостатков товаров или
- о замене на такой же товар аналогичной марки.
Вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки - технического паспорта или иного заменяющего его документа. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара (экспертиза). Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.
Отношения, возникающие
между потребителем и продавцом
при продаже недвижимого имущес
Согласно статье 470 Гражданского кодекса РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли-продажи. Поскольку договоры розничной купли-продажи, как правило, являются договорами присоединения (статья 428 Гражданского кодекса РФ), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара.
Гарантийный срок на товар установленный продавцом не может быть ниже гарантийного срока на товар, установленного изготовителем. Если гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре купли-продажи может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности. Однако в случае установления продавцом гарантийного срока меньшей продолжительности, чем шесть месяцев (двух лет по недвижимости), с учетом правила, установленного статьей 477 Гражданского кодекса РФ, продавец будет нести ответственность.
Согласно статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителя», при расторжении договора купли-продажи, потребителю возмещаются убытки в полном объеме, в десятидневный срок с момента предъявления соответствующего требования.
В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса РФ при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида. Неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскивается за каждый день просрочки, впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой.
В соответствии со статьей 502 Гражданского кодекса РФ и статьи 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, расцветке, фасону, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению, в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен товара производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданные потребителю вместе с товаром.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным основаниям, утверждается Правительством РФ. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил …… расцветки или комплектации». В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения покупателя к продавцу, покупатель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом его поступлении. Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. ФЗ от 21.12.2004 г.)
3.1 Замена товара ненадлежащего качества
Требования о замене товара (ст. 21 Закона) удовлетворяются продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), на основании договора с ними в течение 7 дней с момента предъявления такого требования. Если возникает необходимость дополнительно проверить качество товара, то срок увеличивается до 20 дней.
Если в день обращения потребителя аналогичный для замены товар отсутствует, он тогда заменяется в течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.
В районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза, если в момент заявления потребителя об обмене товар отсутствует, это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки товара.
Это происходит только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть такой, который не был в употреблении. При замене товара гарантийный срок на новый товар исчисляется заново - со дня передачи его потребителю.
Порядок обмена товара ненадлежащего качества
Часто встречаются случаи, когда товар, купленный потребителем, -качественный, но по определенным причинам потребитель не имеет возможности использовать его по назначению. Ст. 25 Закона о защите прав потребителей устанавливает право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, в случае: если товар не подошел ему по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону либо комплектации. В отличие от прежней редакции Закона, предусматривающей широкий перечень оснований для обмена товара, перечень оснований в нынешней редакции закрытый. Т.е. обратиться с требование об обмене товара надлежащего качества можно только по тем основаниям, которые перечислены в законе.
Потребитель имеет право обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Продавец должен обменять товар, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, сохранены пломбы, фабричные ярлыки, у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.
Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.
Если в день обращения потребителя к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или ожидать поступления необходимого товара в продажу. На продавца возлагается обязанность сообщить потребителю о поступлении в продажу аналогичного товара.
Однако не все виды
непродовольственного товара надлежащего
качества подлежат обмену. Перечень этих
товаров утверждён
Устранение недостатков товара
Недостатки, выявленные в товаре, устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.
Согласно п.2 ст. 20 и п.1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей на период ремонта или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должны предоставить аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. При предъявлении этого требования потребителем изготовитель (продавец) обязаны в трехдневный срок предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 установлен перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. К такой группе товаров относятся: автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, прогулочные суда и плавсредства; мебель; электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки,); электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары); гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, когда товар не эксплуатировался. При устранения недостатков посредством замены комплектующего изделия или составной части товара гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляются со дня получения потребителем товара из ремонта ( п. 4 ст. 20 Закона).
4. Практика рассмотрения споров связанных с договором розничной купли-продажи
Говоря о судебном рассмотрении споров связанных с куплей-продажей, следует отметить, что, к сожалению, нет единообразия в применении судами законодательства. Например, статьи 21 Закона “О защите прав потребителей”, которая устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. Однако, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:
Информация о работе Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи