Жан Жак Руссо о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:39, реферат

Описание работы

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - крупнейший представитель демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только неравнодушие или академический интерес. Общепризнанный глава и самый авторитетный представитель сентиментализма в литературе стал идейным и духовным вождем революционной диктатуры якобинцев, ввергавший в небытие всех, кто пытался встать на ее пути.
Постепенно Руссо пришел к осознанно-критической оценке современного ему общества. Он подошел вплотную к тем идеям, которые как закономерный итог предшествующего пути был сформулированы им в трактатах “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”, “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.), принесших их автору громкую известность.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Политические аспекты деятельности Ж.-Ж. Руссо
Глава 2. Теория естественного права и понятие общественного договора
Глава 3. Социально-политическая философия Ж.-Ж. Руссо
3.1 Происхождение неравенства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

основы соц государства.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.А.ЕСЕНИНА

Факультет истории  и международных отношений

Кафедра международных  отношений

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы социального государства»

на тему:

«Жан Жак Руссо о государстве»

 

 

 

 

                                                                        Выполнила:

Студентка 1 курса 

Перепечо Мария

 

Проверил:

Сафронов  Б.В.

 

 

 

г. Рязань, 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Политические аспекты деятельности Ж.-Ж. Руссо

Глава 2. Теория естественного права и понятие общественного договора

Глава 3. Социально-политическая философия Ж.-Ж. Руссо

           3.1 Происхождение неравенства

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - крупнейший представитель демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только неравнодушие или академический интерес. Общепризнанный глава и самый авторитетный представитель сентиментализма в литературе стал идейным и духовным вождем революционной диктатуры якобинцев, ввергавший в небытие всех, кто пытался встать на ее пути.

Постепенно Руссо пришел к осознанно-критической оценке современного ему общества. Он подошел вплотную к тем идеям, которые как закономерный итог предшествующего пути был сформулированы им в трактатах “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”, “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.), принесших их автору громкую известность.

Моё внимание было обращено к работам, в которых Руссо попытался изложить историю происхождения и развития неравенства, возникновения политических обществ и злоупотреблений, которым открывают они место.

Данная работа является актуальной, так как изучение  политических аспектов деятельности и социально-политической философии Жан-Жака Руссо даёт нам  полную картину представлений о  взаимодействии государства и гражданина XVIII века, а также в полной мере раскрывает политические идеи великого философа.

 

Глава 1. Политические аспекты деятельности Ж.-Ж. Руссо

Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат  к тем явлениям французской культуры XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он принадлежит к кругу людей, которые  во Франции «просвещали головы для  приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Руссо ведет ее с позиции, на которой  никогда не стояли ни Вольтер, ни Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гальвеций. В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейтмотива: культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его художественное творчество.

В своих писаниях Руссо  проявлял не только крепкую логику аргументации (хотя в этой области  у него и наблюдаются иногда срывы), но и особенную способность внушения, таившуюся и в самой природе  его мысли и в способе ее литературного оформления, т.е. в  природе его стиля. Доктрина Руссо  распространялась и завоевывала  умы не только путем убеждения  и доказательства, но и путем зарождающегося эмоционального воздействия. Развивая в своих трудах теорию чувствительности, как метод познания мира и человека, Руссо усиливал эту чувствительность у своих третьесословных читателей. Чувствительность становилась в  это время стилем не только литературы, но и жизни. Она была одной из наиболее примечательных сторон общественной психологии XVIII в. и особенно ярко выступила  впоследствии в идейно-психологических  переживаниях революционных лет.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо положили начало новому направлению общественной мысли — политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты.

Литературную известность  Руссо принесла работа "Рассуждение  о науках и искусствах", которую  он написал, узнав о том, что Дижонская академия проводит конкурс сочинений на тему: "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?" На заданный вопрос Руссо ответил — наперекор всем традициям Просвещения — отрицательно. В "Рассуждении" было поставлено под сомнение положение о том, что распространение знаний способно усовершенствовать нравы общества. "Прогресс наук и искусств, ничего не прибавив к нашему благополучию, только испортил нравы", — утверждал мыслитель. Распространение ненужных человеку знаний порождает роскошь, которая в свою очередь приводит к обогащению одних за счет других, к отчуждению богатых и бедных. Работа вызвала горячие споры (содержащиеся в ней выпады против развития знаний стали называть "парадоксами Руссо") и принесла ему широкую известность.

В последующих трудах Руссо  приступает к созданию целостной  социально-политической доктрины. Наиболее полное обоснование она получила в трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права" и в историческом очерке "Рассуждение  о происхождении и основаниях неравенства между людьми".

В своем социально-политическом учении Руссо исходил, как и многие другие философы XVIII в., из представлений  о естественном (догосударственном) состоянии. Его трактовка естественного состояния, однако, существенно отличалась от предшествующих. Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, заключалась в том, что "они говорили о диком человеке, а изображали человека в гражданском состоянии". Было бы также ошибкой предполагать, что естественное состояние когда-то существовало на самом деле. Мы должны принимать его лишь в качестве гипотезы, способствующей лучшему пониманию человека, указывал мыслитель. Впоследствии такая трактовка начального этапа человеческой истории получила название гипотетического естественного состояния.

По описанию Руссо, сначала  люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности  или морали. Они были равны между  собой и свободны. Руссо показывает, как по мере совершенствования навыков  и знаний человека, орудий его труда  складывались общественные связи, как  постепенно зарождались социальные формирования — семья, народность. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся  Руссо "самой счастливой эпохой".

Дальнейшее развитие цивилизации, по его взглядам, было сопряжено  с появлением и ростом общественного  неравенства, или с регрессом  свободы.

Первым по времени возникает  имущественное неравенство. Согласно учению, оно явилось неизбежным следствием установления частной собственности  на землю. На смену естественному  состоянию с этого времени  приходит гражданское общество. "Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: "Это мое!" и нашел  людей достаточно простодушных, чтобы  тому поверить, был подлинным основателем  гражданского общества". С возникновением частной собственности происходит деление общества на богатых и  бедных, между ними разгорается ожесточенная борьба. Богатые, едва успев насладиться  своим положением собственников, начинают помышлять о "порабощении своих  соседей".

На следующей ступени  в общественной жизни появляется неравенство политическое. Для того чтобы обезопасить себя и свое имущество, кто-то из богатых составил хитроумный план. Он предложил якобы  для защиты всех членов общества от взаимных раздоров и посягательств принять судебные уставы и создать мировые суды, т.е. учредить публичную власть. Все согласились, думая обрести свободу, и "бросились прямо в оковы". Так было образовано государство. На данной ступени имущественное неравенство дополняется новым — делением общества на правящих и подвластных. Принятые законы, по словам Руссо, безвозвратно уничтожили естественную свободу, окончательно закрепили собственность, превратив "ловкую узурпацию в незыблемое право", и ради выгоды немногих "обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету".

Наконец, последний предел неравенства наступает с перерождением  государства в деспотию. В таком  государстве нет больше ни правителей, ни законов — там только одни тираны. Отдельные лица теперь вновь  становятся равными между собой, ибо перед деспотом они — ничто. Круг замыкается, говорил Руссо, народ  вступает в новое естественное состояние, которое отличается от прежнего тем, что представляет собой плод крайнего разложения.

Если же деспота свергают, рассуждал философ, то он не может  пожаловаться на насилие. В естественном состоянии все держится на силе, на законе сильнейшего. Восстание против тирании является поэтому настолько же правомерным актом, как и те распоряжения, посредством которых деспот управлял своими подданными. "Насилие его поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем". Пока народ вынужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо, писал мыслитель. Но если народ, получив возможность сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он поступает еще лучше. Приведенные высказывания содержали оправдание революционного (насильственного) ниспровержения абсолютизма.

 

Глава 2. Теория естественного  права и понятие общественного договора

 

Учение Руссо о происхождении  неравенства не имело аналогов в  предшествующей литературе. Используя  терминологию и общую схему теории естественного права (естественное состояние, переход к гражданскому обществу и государству), Руссо разрабатывает  совершенно иную доктрину. Абстрактные построения философии рационализма он наполняет историческим содержанием. Руссо стремится проследить возникновение и развитие общества, объяснить внутреннюю динамику этого процесса.

Согласно взглядам Руссо, в естественном состоянии (как в  первом, так и во втором) права  не существует. Применительно к изначальному состоянию им была отвергнута идея естественных прав человека. На самых  ранних этапах человеческой истории  у людей, по мнению философа, вообще не было представлений о праве  и морали. В своем описании "самой  счастливой эпохи", предшествующей возникновению собственности, Руссо  использует термин "естественное право", но употребляет его в специфическом  смысле — для обозначения свободы  морального выбора, которой люди наделены от природы, и возникающего на этой почве чувства естественной (общей) для всего человеческого рода справедливости. Понятия естественного  права и естественного закона утрачивают у него юридическое значение и становятся исключительно моральными категориями.

Что касается деспотии, или  второго естественного состояния, то в нем все действия определяются силой, и, следовательно, тут тоже нет  права. "Слово право ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего не значит", — указывал Руссо. Восстание против деспота точно  так же правомерно лишь по законам  деспотии, но само по себе оно не приводит к образованию законной власти. Основанием права, по словам мыслителя, могут служить  только договоры и соглашения. В  противовес естественному праву  им была выдвинута идея права политического, т.е. основанного на договорах.

Аналогичным образом Руссо  подходил к определению понятия  общественного договора. Образование  государства, как оно описано  в "Рассуждении о происхождении  и основаниях неравенства...", представляет собой договор лишь с внешней  стороны (один предложил учредить публичную  власть — другие согласились). Руссо  убежден, что по сути своей тот договор был уловкой богатых для закабаления бедных. Подобное соглашение как раз и создает такую ситуацию, когда в обществе есть правительство и законы, но отсутствуют право, юридические отношения между людьми. Руссо не случайно подчеркивал, что право собственности, закрепленное существующими законами, является всего лишь "ловкой узурпацией". Представления о договорном происхождении власти в теории Руссо соотнесены не с прошлым, а с будущим, с политическим идеалом.

Руссо клеймит частную  собственность, порождающую роскошь  и нищету, обличает "избыток праздности у одних, избыток работы у других". Его критика была направлена при  этом не только против феодальных порядков, но и против растущего промышленного  капитализма. Отражая настроения крестьян, которым развитие капитализма несло  разорение, Руссо противопоставил  промышленной цивилизации (городской  культуре) простоту нравов и образа жизни свободных земледельцев.

В результате общественного  договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Руссо отвергает учения, определявшие договор как соглашение между  подданными и правителями. С его  точки зрения, договор является соглашением  равных между собой субъектов. Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет  себя никому в отдельности и, значит, остается "таким же свободным, каким  он был раньше". Свобода и равенство  участников договора обеспечивают объединение  народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут  противоречить интересам частных  лиц.

По условиям общественного  договора суверенитет принадлежит  народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта  идея вместе с принципами равенства  и свободы составляет ядро его  политической программы.  Он формулирует и определение закона. "Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон".

Механизм выявления интересов  суверенного народа Руссо раскрывает с помощью понятия общей воли. В связи с этим он проводит различие между общей волей (volonte generate) и волей всех (volonte de tous). Согласно разъяснениям мыслителя, воля всех представляет собой лишь простую сумму частных интересов, тогда как общая воля образуется путем вычитания из этой суммы тех интересов, которые уничтожают друг друга. Иными словами, общая воля — это своеобразный центр (точка) пересечения волеизъявлений граждан.

Информация о работе Жан Жак Руссо о государстве