Жилищно-коммунальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – Минжилкомхоз) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минжилкомхоз в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением. Минжилкомхоз является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Содержание работы

1 Характеристика жилищно-коммунального хозяйства.
2 Прогнозирование и планирование развития жилищно-коммунального хозяйства.

Файлы: 1 файл

контрольная ПИПЭ.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема 19

Вариант 7

 

1 Характеристика  жилищно-коммунального хозяйства.

 

2 Прогнозирование  и планирование развития жилищно-коммунального  хозяйства.

 

 

 

 

 

Характеристика  жилищно-коммунального хозяйства.

 

Министерство  жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – Минжилкомхоз) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минжилкомхоз в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.

Минжилкомхоз  является юридическим лицом, имеет  текущий (расчетный) счет, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

В систему Минжилкомхоза  входят:

1.1. государственные организации по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;

1.2. структурные подразделения жилищно-коммунального хозяйства местных исполнительных и распорядительных органов с подчиненными им организациями коммунальной формы собственности;

1.3. хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минжилкомхоза.

Минжилкомхоз  возглавляет Министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь. Заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством.

Основные виды услуг, работ, продукции:

Водоснабжение - включает в себя такие технологические этапы как добыча воды из артезианских скважин, очистка (обезжелезивание), транспортировка и распределение воды между потребителями по системе водопроводов.

Водоотведение (канализация) - сбор, отведение и очистка сточных вод от индивидуальных потребителей, предприятий, из ливневой канализации по собственным канализационным сетям.

Теплоснабжение - выработка тепла на собственных котельных, транспортировка и распределение тепла между потребителями по собственным тепловым сетям. С точки зрения конечного потребления, теплоснабжение включает в себя две услуги: отопление жилых и прочих помещений и подогрев водопроводной воды.

Санитарная  очистка - сбор и транспортировка мусора, твердых бытовых отходов, вывоз на полигоны.

Техническое обслуживание жилищного фонда - содержание и эксплуатация жилищного фонда.

Другие  услуги - бани, гостиницы, оказывание прочих платных услуг: ремонтно-строительные, ритуальные, услуги автотранспорта, и другие.

Основной проблемой  развития жилищно-коммунального хозяйства  Республики Беларусь и в перспективе  до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства. В настоящее время на смену централизованному государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли.

Основные усилия на ближайшую перспективу должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора должен быть удержан и увеличен уровень возмещения затрат населением без существенного повышения тарифов.

Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет следующих  мероприятий:

• совершенствования  системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

•    проведения демонополизации и развития конкурентной среды;

•    внедрения  энерго- и ресурсосберегающих технологий;

• дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений;

•    дальнейшего     упорядочения     системы     льгот     и     усиления     их     адресной направленности, выделяемых на эти цели средств.

В целях экономической  заинтересованности производителей услуг, независимо от форм собственности, на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг, должны быть сохранены все прочие источники возмещения затрат по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения, за счет снижения издержек, будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность, путем ликвидации перекрестного субсидирования.

В отрасли отмечаются следующие основные проблемы:

• В коммунальной энергетике - низкая техническая и  экономическая эффективность систем теплоснабжения и большие потери энергоресурсов при транспортировке  и использовании тепловой энергии.

• Современное  состояние водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очистки питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов системами сбора и очистки поверхностного стока, нерациональным использованием воды. Существенное влияние на качество воды оказывает также состояние водопроводных сетей при подаче очищенной воды.

• Состояние  дорожного покрытия городских улиц и дорог не отвечает современным  требованиям возрастающих транспортных потоков, не удовлетворяют требования норм по интенсивности движения транспорта, не выдерживается периодичность обследования и не в полном объеме выполняются работы по их реконструкции и капитальному ремонту.

• В жилой  застройке ряда населенных пунктов габариты внутриквартальных территорий не позволяют осуществлять качественную работу специализированного транспорта по их уборке и вывозу коммунальных отходов. В некоторых населенных пунктах имеет место дефицит ландшафтно-рекреационных территорий, специализированных парков, недостаточные мощности и ассортимент древесно-кустарникового посадочного материала в питомниках, а также зоны с неблагоприятной экологической ситуацией и высоким уровнем загрязнения приземных слоев воздуха.

Ежегодный объем  образования твердых коммунальных отходов имеет устойчивую тенденцию к его росту и изменению морфологического состава. В настоящее время не полностью охвачены планово-регулярной санитарной очисткой в городских и сельских населенных пунктах районы частной и малоэтажной застройки. Оснащенность организаций жилищно-коммунального хозяйства мусоровозами ниже нормативной. Около половины из них требуют обновления. Низка обеспеченность населенных пунктов оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини-полигонами для их размещения в сельской местности. Отсутствие промышленных комплексов по переработке коммунальных отходов приводит к возврату в хозяйственный оборот не более одного процента их общего объема.

Особенностью  социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности является то, что разделить ее однозначно по отраслям практически невозможно, так как в предыдущем периоде сельскохозяйственные организации развивались комплексно. Социальная и инженерная инфраструктура в сельской местности (жилищный фонд, объекты бытового и торгового обслуживания, коммунального хозяйства и благоустройства, внутрихозяйственные дороги и другие) формировалась как неотделимая от сельскохозяйственных организаций отрасль. Тепловое и водопроводно-канализационное хозяйство оказывает услуги, как населению, так и основному производству.

Решением Правительства  Республики Беларусь коммунальная инфраструктура, расположенная в сельской местности, в основном передана на баланс и  обслуживание организаций жилищно-коммунального хозяйства. При этом указанные объекты и сети приняты по их фактическому техническому состоянию и без дополнительных источников финансирования. Вместе с тем техническое состояние коммунальной инфраструктуры села характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями теплоносителей. Вследствие этого обострились проблемы снабжения сельских населенных пунктов питьевой водой, проявился дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, наблюдается повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов, низкая обеспеченность сельских населенных пунктов оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини-полигонами для их размещения, а также техникой и контейнерным парком для сбора отходов.

Однако система жилищно-коммунального хозяйства республики, несмотря на исключительно сложные условия хозяйствования, подошла мобилизованной, сориентированной на достижение положительных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование и планирование развития жилищно-коммунального  хозяйства.

 

Основная цель развития и реформирования жилищно-коммунальной отрасли в Республике Беларусь - создание экономических, правовых и  организационных условий для  безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения. Основными задачами развития являются:

•    обеспечение  и соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг в области  жилищно-коммунального обслуживания;

•    совершенствование  системы социальной защиты населения  путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств;

•    совершенствование  системы платы за пользование  жилыми помещениями и платы, предусматривающей участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации      граждан – застройщиков     в     многоквартирных    жилых       домах       в финансировании доли затрат по фактическим расходам, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (далее - за техническое обслуживание) и коммунальных услуг;

•    совершенствование      и      оптимизация      структуры      управления      жилищно-коммунальным хозяйством;

•    финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального  хозяйства;

•    переход  на формирование договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального обслуживания;

•    развитие   инженерной   инфраструктуры   населенных   пунктов,   обеспечение   ее надежности и устойчивости функционирования с привлечением инвестиций на эти  цели.

Институционально  рынок можно разделить на следующие сегменты:

•    население (физические лица);

•    юридические  лица - коммерческие, бюджетные и  иные организации.

Продукция и  услуги КЖЭУП в большинстве случаев  предоставляются в условиях естественной монополии, т. е. отсутствия других поставщиков подобной продукции по причинам невозможности организации альтернативных способов производства, либо доставки и распределения аналогичных услуг. В связи с этим существуют жесткие ограничения со стороны государства на процесс ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Они касаются, прежде всего, недопущения роста цен и тарифов выше уровня, установленного прогнозом социально-экономического развития на предстоящий год, а также установления уровня возмещения населением себестоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг.

Согласно действующему законодательству, население оплачивает не более 60% себестоимости предоставленных  коммунальных услуг, на предприятии  же процент оплаты составляет 30-35%.

Убытки предприятия  от оказания этих услуг должны частично (до 25% от себестоимости) компенсироваться из местного бюджета. На практике эти платежи осуществляются несвоевременно и не в полном объеме, что приводит к необходимости повышать тарифы для юридических лиц для покрытия общих убытков предприятия.

Кроме того, предприятие  получает целевое бюджетное финансирование затрат по благоустройству территории, на проведение текущих и капитальных  ремонтов объектов основных средств, на осуществление капитальных вложений.

Поскольку уровень  покрытия затрат за счет денежных поступлений от потребителей остается недостаточным, в том числе по независящим от предприятия причинам, своевременность поступления субсидий из бюджета и внебюджетных фондов оказывает существенное влияние на финансовое положение и стабильность работы предприятия. Общим итогом недофинансирования уже произведенных расходов является истощение ликвидных ресурсов предприятия, невозможность осуществлять самостоятельное развитие и расширенное воспроизводство, внедрять новые технологии и снижать удельные издержки и повышать качество продукции. Недофинансирование фактически не позволяет аккумулировать ресурсы и в значительной мере снижает эффективность усилий по снижению себестоимости услуг.

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство