Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:48, контрольная работа
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – Минжилкомхоз) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минжилкомхоз в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением. Минжилкомхоз является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
1 Характеристика жилищно-коммунального хозяйства.
2 Прогнозирование и планирование развития жилищно-коммунального хозяйства.
Тема 19
Вариант 7
1 Характеристика
жилищно-коммунального
2 Прогнозирование
и планирование развития
Характеристика
жилищно-коммунального
Министерство
жилищно-коммунального хозяйств
Минжилкомхоз является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
В систему Минжилкомхоза входят:
1.1. государственные организации по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
1.2. структурные подразделения жилищно-коммунального хозяйства местных исполнительных и распорядительных органов с подчиненными им организациями коммунальной формы собственности;
1.3. хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минжилкомхоза.
Минжилкомхоз
возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности Президентом
Основные виды услуг, работ, продукции:
Водоснабжение - включает в себя такие технологические этапы как добыча воды из артезианских скважин, очистка (обезжелезивание), транспортировка и распределение воды между потребителями по системе водопроводов.
Водоотведение (канализация) - сбор, отведение и очистка сточных вод от индивидуальных потребителей, предприятий, из ливневой канализации по собственным канализационным сетям.
Теплоснабжение - выработка тепла на собственных котельных, транспортировка и распределение тепла между потребителями по собственным тепловым сетям. С точки зрения конечного потребления, теплоснабжение включает в себя две услуги: отопление жилых и прочих помещений и подогрев водопроводной воды.
Санитарная очистка - сбор и транспортировка мусора, твердых бытовых отходов, вывоз на полигоны.
Техническое обслуживание жилищного фонда - содержание и эксплуатация жилищного фонда.
Другие услуги - бани, гостиницы, оказывание прочих платных услуг: ремонтно-строительные, ритуальные, услуги автотранспорта, и другие.
Основной проблемой
развития жилищно-коммунального
Основные усилия на ближайшую перспективу должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора должен быть удержан и увеличен уровень возмещения затрат населением без существенного повышения тарифов.
Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет следующих мероприятий:
• совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
• проведения демонополизации и развития конкурентной среды;
• внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
• дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений;
• дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления их адресной направленности, выделяемых на эти цели средств.
В целях экономической заинтересованности производителей услуг, независимо от форм собственности, на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг, должны быть сохранены все прочие источники возмещения затрат по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения, за счет снижения издержек, будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность, путем ликвидации перекрестного субсидирования.
В отрасли отмечаются следующие основные проблемы:
• В коммунальной
энергетике - низкая техническая и
экономическая эффективность
• Современное
состояние водопроводно-
• Состояние дорожного покрытия городских улиц и дорог не отвечает современным требованиям возрастающих транспортных потоков, не удовлетворяют требования норм по интенсивности движения транспорта, не выдерживается периодичность обследования и не в полном объеме выполняются работы по их реконструкции и капитальному ремонту.
• В жилой застройке ряда населенных пунктов габариты внутриквартальных территорий не позволяют осуществлять качественную работу специализированного транспорта по их уборке и вывозу коммунальных отходов. В некоторых населенных пунктах имеет место дефицит ландшафтно-рекреационных территорий, специализированных парков, недостаточные мощности и ассортимент древесно-кустарникового посадочного материала в питомниках, а также зоны с неблагоприятной экологической ситуацией и высоким уровнем загрязнения приземных слоев воздуха.
Ежегодный объем образования твердых коммунальных отходов имеет устойчивую тенденцию к его росту и изменению морфологического состава. В настоящее время не полностью охвачены планово-регулярной санитарной очисткой в городских и сельских населенных пунктах районы частной и малоэтажной застройки. Оснащенность организаций жилищно-коммунального хозяйства мусоровозами ниже нормативной. Около половины из них требуют обновления. Низка обеспеченность населенных пунктов оборудованными местами временного складирования твердых коммунальных отходов и мини-полигонами для их размещения в сельской местности. Отсутствие промышленных комплексов по переработке коммунальных отходов приводит к возврату в хозяйственный оборот не более одного процента их общего объема.
Особенностью социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности является то, что разделить ее однозначно по отраслям практически невозможно, так как в предыдущем периоде сельскохозяйственные организации развивались комплексно. Социальная и инженерная инфраструктура в сельской местности (жилищный фонд, объекты бытового и торгового обслуживания, коммунального хозяйства и благоустройства, внутрихозяйственные дороги и другие) формировалась как неотделимая от сельскохозяйственных организаций отрасль. Тепловое и водопроводно-канализационное хозяйство оказывает услуги, как населению, так и основному производству.
Решением Правительства
Республики Беларусь коммунальная инфраструктура,
расположенная в сельской местности,
в основном передана на баланс и
обслуживание организаций жилищно-коммунальн
Однако система жилищно-коммунального хозяйства республики, несмотря на исключительно сложные условия хозяйствования, подошла мобилизованной, сориентированной на достижение положительных результатов.
Прогнозирование и планирование развития жилищно-коммунального хозяйства.
Основная цель
развития и реформирования жилищно-коммунальной
отрасли в Республике Беларусь -
создание экономических, правовых и
организационных условий для
безубыточного функционирования
• обеспечение
и соблюдение минимальных нормативов
социального стандарта по предоставлению
населению услуг в области
жилищно-коммунального обслужив
• совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств;
• совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями и платы, предусматривающей участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан – застройщиков в многоквартирных жилых домах в финансировании доли затрат по фактическим расходам, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (далее - за техническое обслуживание) и коммунальных услуг;
• совершенствование и оптимизация структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством;
• финансовое
оздоровление организаций жилищно-
• переход на формирование договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального обслуживания;
• развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов, обеспечение ее надежности и устойчивости функционирования с привлечением инвестиций на эти цели.
Институционально рынок можно разделить на следующие сегменты:
• население (физические лица);
• юридические лица - коммерческие, бюджетные и иные организации.
Продукция и услуги КЖЭУП в большинстве случаев предоставляются в условиях естественной монополии, т. е. отсутствия других поставщиков подобной продукции по причинам невозможности организации альтернативных способов производства, либо доставки и распределения аналогичных услуг. В связи с этим существуют жесткие ограничения со стороны государства на процесс ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Они касаются, прежде всего, недопущения роста цен и тарифов выше уровня, установленного прогнозом социально-экономического развития на предстоящий год, а также установления уровня возмещения населением себестоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг.
Согласно действующему законодательству, население оплачивает не более 60% себестоимости предоставленных коммунальных услуг, на предприятии же процент оплаты составляет 30-35%.
Убытки предприятия от оказания этих услуг должны частично (до 25% от себестоимости) компенсироваться из местного бюджета. На практике эти платежи осуществляются несвоевременно и не в полном объеме, что приводит к необходимости повышать тарифы для юридических лиц для покрытия общих убытков предприятия.
Кроме того, предприятие
получает целевое бюджетное
Поскольку уровень покрытия затрат за счет денежных поступлений от потребителей остается недостаточным, в том числе по независящим от предприятия причинам, своевременность поступления субсидий из бюджета и внебюджетных фондов оказывает существенное влияние на финансовое положение и стабильность работы предприятия. Общим итогом недофинансирования уже произведенных расходов является истощение ликвидных ресурсов предприятия, невозможность осуществлять самостоятельное развитие и расширенное воспроизводство, внедрять новые технологии и снижать удельные издержки и повышать качество продукции. Недофинансирование фактически не позволяет аккумулировать ресурсы и в значительной мере снижает эффективность усилий по снижению себестоимости услуг.