Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:35, реферат
Целью данной работы является рассмотрение абсолютизма в Австрии. Нашими
задачами были:
1. рассмотрение абсолютистской политики в экономической сфере;
2. рассмотрение политики абсолютизма в социальной сфере;
3. рассмотрение политики унификации;
4. рассмотрение культурной политики;
5. рассмотрение роли ярких деятелей реформации в «создании» Новой
Австрии;
| |Введение. |2 |
|1 |Экономическая политика. |3 |
|2 |Социальная политика. |6 |
|3 |Политика унификации. |10 |
|4 |Культурная политика. |14 |
|5 |Яркие деятели-реформаторы. |17 |
| |Заключение. |21 |
| |Список литературы.
пользой для общества. Вследствие этого он распорядился о закрытии
монастырей, не выполнявших какой-нибудь полезной работы, как, например,
уход за больными или обучение и воспитание детей. [1]
5. Во второй половине XVII в. принимается ряд указов, направленных на
привилегизацию немецкого населения габсбургской монархии. Например, во всех
провинциях было введено обязательное изучение немецкого языка как единого
государственного языка. Хотя этот шаг правительства логически был вполне
оправдан, однако за ним последовало еще несколько непопулярных мер,
усиливавших так называемый «национальный протекционизм». При поступлении на
военную и гражданскую службу предпочтение отдавалось лицам немецкого
происхождения; поощрялся рост немецкого дворянского землевладения и
немецкого капитала в зависимых землях. [1]
Одержимый
идеей создания образцовой
Иосиф II шел напролом, не считаясь с интересами не только отдельных лиц, но
и сословий и даже целых народов. Он искренне считал, что действует во имя и
во благо народа. Но столь же искренне он полагал, что может при этом вполне
обойтись без народа – по принципу «Все для народа, но без его участия».[4]
3. Политика унификации.
Политическим идеалом государей Австрии и целью всех реформ за XVII в.
было создание единого, целостного, легко управляемого государства.
После войны за Австрийское наследство Мария-Терезия положила начало
образованию нового государства, создание которого было завершено только при
Иосифе II.
1. Мария-Терезия.
Административное устройство.
При Марии-Терезии был учрежден Государственный Совет. Компетенция
различных министров была четко разграничена. Провинциальные присутственные
места были подчинены центральным и лишены всякой самостоятельности, а в
делопроизводстве, ставшее чрезвычайно обширным, была введена точность и
аккуратность. На документах стали проставлять срок их подачи и отпуска за
ответственной подписью докладчика. Стали вестись журналы. Составлялись
годовые отчеты. [3]
Т.о.
централизация стала
монархии и бумажное делопроизводство – главным ее орудием.
Военный реформы
Первые реформы были проведены в военной сфере. Хотя с 1649 г.
существовало постоянное войско из навербованных солдат, оно составляло лишь
основное ядро армии, и на случай войны этого не было достаточно. Все
остальные воинские контингенты поставляли земли, большей частью после
длительных переговоров с короной. Численность мобилизованных солдат
зависела от исходов этих переговоров. Т.о. правительство никогда не могло
знать, сколько оно получит солдат. Безусловно, это влияло на боеспособность
армии, т.к. наскоро набранные солдаты не могли быстро научиться хорошо
стрелять из пушек и пр. В 1748 г. вместо прежней системы была введена так
называемая система ”контрибуция”: каждая земля (за исключением Венгрии и
частично Тироля) выплачивала ежегодно определенную сумму австрийского
государству, которое на полученные таким образом средства вооружало,
обучало и снаряжало армию. При этом земли не могли вмешиваться в военные
вопросы. Так разрешалась финансовая сторона вопроса.
Вопрос о наборе солдат также был разрешен по-новому. Земли получали
разверстку на определенное число рекрутов, которых они должны были
выставить. Рекрут, большей частью назначавшийся по жребию из числа
военнообязанных, должен был служить в армии пожизненно. Военнообязанными
были все мужчины, за исключением дворян, помещиков, священников,
чиновников, врачей и людей других интеллигентных профессий; от военной
службы можно было откупиться и выставить замену, что делалось весьма часто.
Поэтому армия состояла из поженьщиков, мелких ремесленников и бедных
крестьян или из бродяг. [5]
К числу
военных реформ Марии-Терезии
относится также основание
– так называемого ”Терезианума”. Должность офицера становилась настоящей
профессией, к которой нужно было готовиться.
Налоговые реформы.
До Марии-Терезии центральные налоги были невысоки; большая часть
государственных доходов состояли из взносов земель. Дворянство и
духовенство были полностью освобождены от налогов на основе того, что они
создали государственный аппарат. Они не получили политических привилегий,
зато получили экономические привилегии. Во времена Марии-Терезии не было
надобности сохранять эти дорого обходившиеся особые привилегии. Была
возможность создать бюрократическое государство почти без помощи дворян.
Сыновья новой буржуазии были готовы, если только сами не становились
фабрикантами, служить верой и правдой короне в качестве чиновников, к тому
же они большей частью оказывались более способными, чем их дворянские
предшественники. Такой чиновник не только обходился государству дешевле, но
и был более дельным. Но Мария-Терезия не пошла по пути полной отмены
привилегий дворянства и духовенства, были уничтожены только те привилегии,
которые обременяли государственный бюджет. Был издан закон о всеобщем
подоходном налоге. Введенный через несколько лет подушный налог был еще
более дифференцирован и взимался в зависимости от состояния и сословия
налогоплательщиков: архиепископы – 600 гульденов в год, дворяне – от 200 до
400, крестьяне – 48 крейцеров, батраки – 4 крейцеров в год. Владельцы новых
фабрик были освобождены от налогов большей частью на 10 лет. Прямые налоги
при Марии-Терезии составляли 1/3 всех доходов. [5]
Был введен косвенный налог для всех, главным образом на предметы
потребления. Был также установлен налог на наследство. Последний затронул
дворянство сильнее, чем другие слои населения.
Реформы в области юстиции.
К наиболее
значительным реформам Марии-
области юстиции. Перед ней стояла сложная задача: нужно было приступить к
созданию нового, ясного свода законов. Общего для всех частей монархии, к
отделению суда от администрации, к установлению упрощенного, дешевого
судопроизводства.
Одной из первых и самых важных мер было учреждение «верховного
судебного присутствия» в Вене, которое было совершенно независимо от
административных органов. Это учреждение служило апелляционной инстанцией
для всех провинций и сословий, и вместе с тем, заведовало всем судебным
персоналом на правах министерства юстиции. Были выделены «земские суды»,
которые объединяли в себе почти все низшие коронные суды. Были разработаны
новый уголовный и гражданский кодексы. [3]
Новый уголовный кодекс вступил в силу в 1768 г. Однако он по-прежнему
содержал параграфы о колдовстве, чародействе и т.п. Однако уже различались
два вида наказаний:
- применявшиеся в целях «
- с целью «исправлять и
Главным воспитательным средством была работа, мануфактура, кстати, т.о.
получала обученную рабочую силу. Мария-Терезия ценила голубую кровь,
поэтому судебное разбирательство могло закончиться условным осуждением за
недостатком улик.
В 1776 г., по предложению Зонненфельса и Иосифа II были отменены
пытки. Смертная казнь могла применяться только с согласия короны.
Административное устройство.
Иосиф II хотел «превратить свое государство в машину, душу которой
составляет единоличная его воля…».[3] Отныне чиновники, включая высших,
играли роль исполнителей, даже министры не имели самостоятельности, а
должный были предоставлять подробный отчет о самых незначительных делах.
Канцелярия с 1882 стала ведать всеми внутренними делами, за исключением
судебных и большей части военных. Во главе стоял верховный канцлер со
своими помощниками – канцлером и вице-канцлером. Под их началом служило 18
советников. Также имелся большой штат мелких служащих.
Центральными административными органами, как и при Марии-Терезии,
оставались:
- «Императорско-королевская соединенная чешско-австрийская
канцелярия» - для немецких земель;
- венгерско-седмиградская
- Государственная канцелярия – для Ломбардии и Бельгии.[3]
Обширные полномочия и самостоятельное положение наместников
противоречили духу иозефинского бюрократизма: им пришлось ограничиться лишь
одним представительством.
Иосиф II стремился к новому разделению монархии на провинции. Так в
немецких наследственных землях провинций стало насчитываться 8, вместо
прежних 13. Принцип централизации проводился без всякого внимания к
исторически сложившимся традициями. Во главе каждой провинции стоял
губернатор с подчиненным ему губернским присутствием.
Настоящими
же исполнителями верховной
начальники с их помощниками – комиссарами, секретарями и драгунами.
Компетенция их была почти всеобъемлющей.
Иосиф устраивал аудиенции в Controlgang, на которые допускался всякий и
каждый без различия звания и состояния.
Иосиф II принялся за искоренение взяточничества. Был установлен надзор
за чиновниками, включая их частную жизнь. Никакая рекомендация не имела
цены в его глазах. Также была установлена строгая служебная лестница. Все
кандидаты на высокие посты, вне зависимости от сословия, начинали с низшей
должности.
Военные реформы.
Практика иозифинского режима пошла несколько дальше терезианской
реформы. Но сущность осталась та же. Разница была лишь количественная, а не
качественная, если при нем вербовка почти совсем прекратилась, конскрипция
была распространена на Венгрию и Тироль.
Судебные реформы.
В области судебной Иосиф II придерживался принципа централизации и
огосударствления суда. Новые 13 губерний были разделены на 6 судебных
округов, и в каждом из них судебная палата с коллегиальным составом
коронных судей служила второй апелляционной инстанцией. В первой инстанции
коронным судом был Земский суд для процессов лиц привилегированных
сословий, городской магистрат для бюргеров и сельская расправа для
крестьян, где сидел судья, назначенный от помещика и выборные от общины.
Пожалуй, в большей степени принцип огосударствления проявился в
уголовной сфере: здесь, как единственный тип, был установлен
“Criminalgerichte”, округ который, по возможности, совпадал с
административным, и суду которого подлежали лица без исключения сословий.
Суд вершился сообразно новым нормам уголовного права, изложенного в «Общем
Судебнике».[3]
Характерно
для Иосифа, что он,
в противоположность Марии-
знатность происхождения считал отягощающим обстоятельством. Наказанию
подвергался сам виновный. Смертная казнь, в принципе, отменялась, но
продолжала применяться в особо важных случаях. Каторжная работа была
равносильна медленной, но неминуемой смерти. Обычной карой было заключение
в тюрьму при достаточно жестких условиях. В следственной части царил
инквизиционный процесс: доносы не только допускались, но и поощрялись.
Налоговая политика.
Бюджет
пополнялся прямыми и
попытка замены их единым налогом – поземельным. Между господскими и
крестьянскими, государственными и церковными землями нет никакой разницы.
Классификация производилась сообразно величины, плодородию и местоположению
участка. 40 % с валового дохода казались Иосифу подходящим размером
обложения.
4. Культурная политика.
Культура
и наука являются важными
его прогресса, направлений и перспектив развития. Говоря о государственной
политике, нельзя не рассматривать позицию монарха по вопросу осуществления
государственного
XVII – XVIII вв. не отмечены какими-либо активными действиями