Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение антикоррупционной политики государства и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- определить понятие коррупции, рассмотреть ее виды и функции;
- изучить опыт противодействия различных коррупции государств;
- рассмотреть основные механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ…………………………….5
1.1 Понятие и виды коррупции…………………………………………………………5
1.2 Функции коррупции…………………………………………………………………..9
2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ…………………………..11
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы…………………………………………………………………….11
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации…………………………..15
3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………20
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы………………………………………………...20
3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..28

Файлы: 1 файл

Воробьёва-КР (434-ВЗ).doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

1. КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ…………………………….5

1.1 Понятие и виды коррупции…………………………………………………………5

1.2 Функции коррупции…………………………………………………………………..9

2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ…………………………..11

2.1 Зарубежный опыт преодоления  коррупции в органах системы государственной          гражданской службы…………………………………………………………………….11

2.2 Антикоррупционная политика  Российской Федерации…………………………..15

3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ     

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………20

3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы………………………………………………...20

3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.

В нашей стране происходит сложный  процесс становления института  государственной службы, и параллельно  с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность. В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Создавая системы противодействия  коррупционным проявлением, по средствам  принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается  в частную, общественную, экономическую  жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше. И прежде, чем приступать к искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические условия. Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями. Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства.

Бороться с коррупцией силами самих  коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачность власти. Это три необходимых условия, без наличия которых всякая борьба будет просто фикцией. Другими, не менее значимыми условиями является: четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, где принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства; создание условий для формирования гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе и в плане правовой грамотности.

Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации  подчеркнул необходимость проведения более эффективной антикоррупционной  политики с применением новых методов и приемов. Глава государства, особенно отметил что «деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство».

Объектом исследования является антикоррупционная политика Российской Федерации.

Предметом исследования являются особенности и механизмы борьбы с коррупцией в органах государственной гражданской службы.

Целью исследования является рассмотрение антикоррупционной политики государства и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:

- определить понятие коррупции,  рассмотреть ее виды и функции;

- изучить опыт противодействия  различных коррупции государств;

- рассмотреть основные механизмы  противодействия коррупции в  Российской Федерации.

Необходимым условием достижения поставленной цели являются следующие научные методы: анализ, аналогия, измерение, сравнение.

Данная работа начинается с рассмотрения различных понятий коррупции, дается ее классификация, рассматриваются  функции данного социального  явления. Анализируется теоретическая база, необходимая для более глубокого изучения объекта исследования.

В рамках второй главы происходит изучение опыта противодействия  коррупции ряда зарубежных стран  и его сравнение с российским опытом противодействия коррупции. Таким образом, изучается антикоррупционная политика государств с целью выявления наиболее эффективных методов борьбы с коррупцией.

В третьей главе определяются основные направления антикоррупционной  политики Российской Федерации и  рассматриваются наиболее перспективные направления борьбы с коррупцией.

 

 

          1. КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

 

1.1 Понятие и виды коррупции

 

Определение "corrumpere" в римском  праве трактовалось самым общим  образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о  международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях"1.

Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Рабочее определение междисциплинарной  группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В докладе, подготовленном Советом  по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Согласно ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.2

Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях".3

Многообразие точек зрения на определение  коррупции свидетельствует о  сложности этого явления и  требует более глубокого и всестороннего его изучения.

Теоретически возникновение и  существование коррупции становится возможным с момента обособления  функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.

Исходя из этого, коррупция в  самом общем виде как социально-экономическая  категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

Субъектами коррупционных отношений  выступают с одной стороны  должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные  и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Поскольку формы злоупотреблений  служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные  виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта  коррупции, злоупотребляющего служебным  положением:

- государственная коррупция (коррупция  госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); - политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта  коррупции, выступающего инициатором  коррупционных отношений:

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; - подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта  коррупции, являющегося взяткодателем:

- индивидуальная взятка (со стороны  гражданина);

- предпринимательская взятка (со  стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от  коррупции:

- денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени  централизации коррупционных отношений:

- децентрализованная коррупция  (каждый взяткодатель действует  по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня  распространения коррупционных  отношений:

- низовая коррупция (в низшем  и в среднем эшелонах власти); - верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от степени  регулярности коррупционных связей:

- эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная) коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).4

Информация о работе Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в государственной службе