Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 07:41, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение антикоррупционной политики государства и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- определить понятие коррупции, рассмотреть ее виды и функции;
- изучить опыт противодействия различных коррупции государств;
- рассмотреть основные механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ…………………………….5
1.1 Понятие и виды коррупции…………………………………………………………5
1.2 Функции коррупции…………………………………………………………………..9
2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ…………………………..11
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы…………………………………………………………………….11
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации…………………………..15
3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ…………………………20
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы………………………………………………...20
3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..28
1.2 Функции коррупции
Рассматривая коррупцию как социальное явление необходимо отметить её функции.
М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.
Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения.
Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные по- следствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:
а) стимулирование экономического роста;
б) содействие политическому развитию.
Стимулирование экономического роста предполагает:
- накопление капитала;
- предприимчивость;
- проникновение делового
В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению при- были.
Под влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена.5
Содействие политическому
Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а) препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.
Таким образом, коррупция - это сложное социальное явление, требующее глубокого всестороннего изучения. В научных кругах даются различные определения коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция - это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.
Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные.
коррупция государственный служба политика
2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной службы
Коррупция в той или иной форме
существует во многих зарубежных государствах,
общепризнан ее международный характер.
Коррупция в международно-
- глобальная программа против коррупции ООН;
- Декларация ООН о борьбе
с коррупцией и
- Конвенция ООН против
В целях ограничения
1. Чистки и кампании
2. Административно-правовые меры.
Создание специализированных
3. Идейно-нравственное возрождени
4. Подотчетность правительств
Примером эффективной борьбы с коррупцией, является операция «Чистые руки», проводимая в Италии в течение пяти лет с 1992 г.
Парламентские партии, которые фактически всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые позволяли оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели быстро сориентировались и для получения подрядов начали платить огромные суммы партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком. Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии составляла около 5 млрд. евро. Для предприятий это была система соглашений, а для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги. Многие должностные лица были связаны с мафией.
В результате операции "Чистые руки",
проведенной
Эффективную антикоррупционную политику проводит КНР. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена видением китайского руководства причин роста коррупции в стране, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины. Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.
Также в Китае борьба с коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных случаях применяется высшая мера наказания - смертная казнь. Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет).
Эксперты отмечают, что китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс. чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.7
Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.
Законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой.
В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.
В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела": агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников.
В последние годы
правительство США приняло ряд
новых антикоррупционных
В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации. Например, законодательство США требует, чтобы должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.
В Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.
В Финляндии фактически
никогда не создавалось специального
закона о коррупции или специальных
органов для контроля за ней. Коррупция
рассматривается как часть
В целом нужно отметить, что было бы преувеличением говорить о какой-то специфической «финской модели» борьбы с коррупцией. Разумеется, имеется ряд законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и в России. Однако, как думается, главное все же — в «финской модели» социально-экономического развития, в формировании условий, которые не создавали бы питательной почвы для коррупции и которые, если бы не исключали ее, то, во всяком случае, минимизировали это явление, делали возможной эффективную борьбу с ним.9
В Сингапуре в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при малейшем подозрении заведомо виновен – до тех пор пока он не докажет свою невиновность. Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.
Осознание этой проблемы имеет место на самом высоком уровне руководства страны. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию отметил: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».10
Информация о работе Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в государственной службе