Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:42, реферат
История реформ – одна из наиболее актуальных и злободневных тем в исторической науке. Изучение опыта реформаторства, на наш взгляд, крайне важно, так как ни одна реформа, даже самая радикальная, в этом и есть ее принципиальное отличие от революции, не уничтожает существующие в обществе порядки и чаще достигает поставленной цели. Немаловажное значение для понимания путей и способов развития страны представляет анализ механизмов подготовки преобразований. Для объективного понимания сущности, природы и направленности реформирования необходимо детально разобраться, каким образом готовились проекты преобразований.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Император Александр Николаевич..………..…………....4
ГЛАВА 2. Реформы 60-70х гг. ….…………. ..…………………..…...8
Отмена крепостного права……………………………………………..9
Земская реформа……………………………………………………….12
Городская реформа…………………………………………………….13
Судебная реформа………………………………………………….......14
Военная реформа……………………………………………………….15
Реформы в области просвещения……………………………………..30
Реформы в области печати…………………………………………….31
ГЛАВА 3.Убийство императора………………………….…..……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…….……35
Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска».
Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.
7 ноября 1870 г. военный министр
представил записку «О главных
основаниях личной воинской
Для более квалифицированной
Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8) об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами.
Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило справедливо отмечает в своем исследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами.
Напомним, территориальная система комплектования предусматривает пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей.
Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны.
Организационная комиссия, признав
невозможность полного
Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии.
По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.
Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.
В «общих основаниях» сказано, что «защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина».
Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.
Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.
«Милютин обратил дело защиты родины, - писал А. Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность».
Общий срок службы по новому закону устанавливался
в 15 лет, из них 6 лет на действительной
службе и 9 лет в запасе, на флоте
– 10 лет, из которых 7 приходилось на
действительную службу и 3 года – в
запасе. Лица, окончившие учебные заведения,
могли поступать
В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).
От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм.
В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска.
В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесные наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.
В рескрипте Александра 2, оценивавшем заслуги Д.А. Милютина, говорилось: «Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях».
Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.
Введение всесословной воинской повинности
позволило увеличить
В государственное ополчение
Вместе с тем закон не был
до конца последователен. Значительная
часть «инородческого»
Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице.
Из приведенных данных видно, что процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%.
Лица,
освобожденные от службы по
зачетным квитанциям, не насчитывали
даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные
квитанции продавались
Характерно, что с
каждым годом увеличивалось
Перевооружение армии
Перевооружение армии
По высочайшему повелению 15 марта 1869 г. на Военное министерство была возложена задача в кратчайший срок перевооружить армию скорострельными ружьями.
На смену нарезного, заряжающегося с дула ружья, пришло заряжающееся с казенной части сначала системы Крынка (Кренке-Гогенбург – австрийский оружейный мастер, изобретатель в области стрелкового оружия. Винтовка Крынка обладала наибольшем прицелом на 600 шагов и заряжалась с казенной части), затем Карле (изобретатель в области стрелкового оружья, винтовка его системы отличалась скорострельностью и прочностью устройства) и, наконец, берданка (однозарядная винтовка калибра 4,2 линии – 10,67мм). Разработана она командированным в США русскими инженерами полковником А. П. Горловым и капитаном К. И. Гуниусом при содействии американского полковника Х. Бердана. Создана под патрон с металлической гильзой, заряжалась с казенной части, имела откидной затвор. В конце 60-х годов она была принята на вооружение русской армии под названием «малокалиберная стрелковая винтовка образца 1868 года системы Бердана №1». В США ее справедливо назвали «русской винтовкой».
В 1970 г. на
вооружение был принят
В компанию 1877 – 1878 гг. все три типа ружья (Крынка, Карле и Бердана) находились на вооружении русских войск.
На 1 января 1877 г. наличие стрелкового оружия в русской армии выражалось табл.
Особенно
интенсивно, как было распределено
это стрелковое оружие. Из имевшихся
48 пехотных дивизий 27 были вооружены
винтовками системы Крынка, 16 –
новыми малокалиберными
Стрелковые
батальоны были оснащены
Итак, к началу русско-турецкой
войны в 1877 г. только третья
часть всей пехоты была
Пистолеты
в войсках повсеместно
Соответственно
с новыми требованиями к
Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П. М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н. В. Маиевского, и др.
Так, благодаря
открытию П.М. Обухова в
Информация о работе Александр II. Внутренняя и внешняя политика