Александр II. Внутренняя и внешняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

История реформ – одна из наиболее актуальных и злободневных тем в исторической науке. Изучение опыта реформаторства, на наш взгляд, крайне важно, так как ни одна реформа, даже самая радикальная, в этом и есть ее принципиальное отличие от революции, не уничтожает существующие в обществе порядки и чаще достигает поставленной цели. Немаловажное значение для понимания путей и способов развития страны представляет анализ механизмов подготовки преобразований. Для объективного понимания сущности, природы и направленности реформирования необходимо детально разобраться, каким образом готовились проекты преобразований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Император Александр Николаевич..………..…………....4
ГЛАВА 2. Реформы 60-70х гг. ….…………. ..…………………..…...8
Отмена крепостного права……………………………………………..9
Земская реформа……………………………………………………….12
Городская реформа…………………………………………………….13
Судебная реформа………………………………………………….......14
Военная реформа……………………………………………………….15
Реформы в области просвещения……………………………………..30
Реформы в области печати…………………………………………….31
ГЛАВА 3.Убийство императора………………………….…..……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…….……35

Файлы: 1 файл

Александр 2.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

        В полевой  артиллерии в 1866 г. установлены,  как  образцы орудий стальные  пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а  в 1970 г. введены скорострельные  орудия. В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учреждены нарезные, а вместо медных – стальные.

        Большая работы по перевооружению артиллерии проведена под непосредственным руководством генерала А.А. Баранцова.

       Началась перестройка  крепостей по плану, составленному  генералом Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за  недостатка средств.

        Переход к  новому вооружению поощрял развитие  военной теории. В это время   появились работы крупных военных  теоретиков Д.А.Милютина, Г. А. Леера, М. И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам стратегии, тактики и военной истории оказали большое влияние, как на ход самих военных реформ, так и на развитие военного искусства во 2-й половине  19в

Изменение в боевой выучке

 Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий.

        Например, в  Воинском уставе о строевой  и пехотной службе 1862 г. много  внимания уделялось одиночному  обучению. В 1863 г. был введен  Дисциплинарный устав и издан специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения. Серьезно значение придавалось обучению стрельбе в цель, строевой и огневой подготовке, применению к местности, саперному делу.

         С начала 70-х годов, как тактические  учения, так и стрельбы артиллерии  начинают проводиться в обстановке, приближенной к боевым условиям. В целях доведения искусства  «цельной» стрельбы полевой артиллерии  «до возможной степени совершенства»  вводилась новая программа практических  стрельб,  увеличивались денежные  поощрения – призы наводчикам  за отличную стрельбу. При проведении  боевых  стрельб  практиковалась  смена прислуги и лафетов у  орудий, вызывались запасные наводчики,  менялись лошади и упряжки  и т.п.

        Для подготовки  кавалерии к пробегам на большие  расстояния  совершались ускоренные  марш-маневры на дальние дистанции.

         Значительно было усилено физическое  воспитание солдат. В войсках  преподавали гимнастику и фехтование, создавались гимнастические городки,  сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штормовать. Больше заботы  проявлялось о  повышении грамотности среди  солдат. Издавались специальные  солдатские журналы, открывались  ротные и полковые библиотеки. В военных академиях, а также  в крупных центрах дислокации  войск в определенные дни для  всех желающих практиковались  лекции по различным вопросам  военных знаний. Наряду с этим  в тактической подготовке войск   сохранялись отдельные старые  принципы (сомкнутый строй, недостаточное  использование возможностей нового  вооружения: скорострельности, стрельбы  на дальние дистанции, по закрытым  целям). Отпуск снарядов для стрельбы  был крайне ограничен. По-прежнему  игнорировалась стрельба с коны  и действия в пешем строю.  Кавалерия была слабо  подготовлена  к нанесению разведывательной службы.

Перемены в  подготовке военных кадров

           Для улучшения подготовки офицерского корпуса в середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений где после смерти генерал-адъютанта Ростовцева главным начальником в 1860 – 1862 гг. стал великий князь Михаил Николаевич. В соответствии с потребностями было уменьшено число этих заведений и улучшено качество обучения в них.

        Общее образование было отделено от специального, расширен доступ лицам недворянского происхождения. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования. Управление, заменившее Главный штаб его императорского величества по военно-учебным заведениям,  ведало всеми военно-учебными заведениями, кроме специальных, которые находились в ведении соответствующих управлений и Главного штаба. Для согласования деятельности всех военно-учебных заведений Военного министерства был учрежден Главный военно-учебный комитет.

          В 1862 г. офицерские классы Морского корпуса преобразовались в Академический корпус морских наук. В 1863 – 1866 гг. 12кадетских корпусов заменили военными гимназиями (со временем их число увеличилось). Военные гимназии являлись средними  учебными заведениями военного ведомства типа реальных училищ. Они готовили воспитанников к поступлению в военные училища. Курс обучения был 6-летний, с 1874 г. – 7-летний. В 1863 г. созданы новые военные училища. Для подготовки пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров с 1864 г. ввели юнкерские училища со сроком обучения 2 года, в которые принимались юноши, окончившие средние учебные заведения.

        С 1876 г. в военные учебные заведения стали приниматься лица из всех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из дворян. А в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно дворяне. Вновь введенный порядок производства в офицеры предусматривали обязательное окончание курса юнкерского училища  или сдачу при нем установленного экзамена.

        В 1868 г. для обеспечения контингента юнкерских училищ 8 военно-начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии.

 Реформа  затронула и высшее учебные заведения – академии. В них пересматривались учебные планы и программы.

        Помимо существовавших Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской  артиллерийской и Медико-хирургической академии, в 1867 г., как отмечалось выше, открылась Александровская военно-юридическая академия.

        В 1872 г. при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия.

       Всего к 1880 г. в числе  военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус. Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

                   Обновление иррегулярных войск

          Весомые преобразования распространялись и на иррегулярные  войска (войска, не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России  в 18 – начале 20 вв.- казачьи войска и др.).

   К началу 1871 г. в ведении Военного министерства  состояли следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды.

  Изданы новые положения о воинской повинности и военной службе казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками. В первую очередь преобразования проведены в шести казачьих войсках: Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском, Забайкальском и Амурском. Новый устав о воинской повинности позже был введен  в четырех казачьих войсках: Кубанском, Терском, Астраханском и Сибирском.

  Некоторые преобразования коснулись и так называемых инородческих войск. К началу 1871 г. на службе состояли следующие части: лейб-гвардии Кавказский эскадрон  Собственного Его Величества конвоя, Дагестанский и Кутаисский конно-иррегулярные полки, милиция; Дагестанская, Терская, Андийская и Кубанская, Грузинская пешая дружина и Гурийская пешая сотня. Во всех этих частях состояло на службе по спискам 131 офицер и 5612 нижних чинов. Для новобранцев из крымских татар и башкир Оренбургской губернии были в 1874 г. образованы Крымский, Татарский и Башкирский эскадроны, вскоре переформированы и дивизионы. С декабря 1876 г. по распоряжению главнокомандующего Кавказкой армией началось формирование новых инородческих частей на Кавказе.

                        Реформы в области просвещения

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно  должны были заниматься государство, церковь  и общество (земства и города).  

19 ноября 1864 г. появился новый  устав о гимназиях, который  провозглашал равенство при поступлении  всем сословиям. Но из-за высокой  оплаты это было доступно только  детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское  образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений  стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти  новые учреждения находились в ведомстве  учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая  утверждено было новое Положение  о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских  курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

                             

Реформы в области печати

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило  на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства  резко возросло количество периодических  изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры  было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены  «Временные правила о печати»,  которые освобождали от предварительной  цензуры оригинальные сочинения  объемом не менее десяти, а  переводные – не менее двадцати  листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

«Временные правила о печати»  действовали практически без  изменений в течение 40 лет.

                           

 

 

Глава III. Убийство императора

Император Александр II, вызвавший  восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд  покушений на жизнь государя, составлявшего  гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью  от злодейской руки, бросившей разрывной  снаряд.

В этот роковой день государь император  Александр II решил сделать развод (порядок рассылки ежедневных караулов на смену). Путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменным забором в  рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность весьма непроезжая, и если справедливо, что государь избрал ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - разве потому, что заметили на нем большое, против обыкновенного, число полиции. Как бы то ни было, но когда государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучер государя, чуя беду, обернулся к нему с козел: “Поедемте, государь!”. Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же просьбой ехать скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: “Хочу видеть своих раненых”. В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: “Так это ты хотел меня убить?”. Но не успех он договорить, как вторая бомба разорвалась перед ним, и он опустился со словами: “Помогите”. К нему кинулись, приподняли, посадили в сани полицмейстера (который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной) и повезли. Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II скончался в Зимнем дворце.

Убийство императора выдающийся русский  философ В.В.Розанов назвал «помесью Безумия и Подлости».

    Политическое завещание Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались незыблемость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед Богом.

 

Заключение

 

Реформы 50 – 70-х годов XIX в., начиная  с отмены крепостного права, знаменовали  собой существенные изменения в  политическом строе России. Общий  ход социально-экономического развития России вызвал настоятельную необходимость  проведения реформ, которые в свою очередь дали толчок быстрому росту  экономики и культуры страны. Однако буржуазные по своему содержанию реформы 60 – 70-х годов носили не последовательный и незавершенный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых  органах местного управления, судебной системе, народ ном образовании  и т.д. реформы вместе с тем  ограждали сословные пре имущества  дворянства и фактически сохраняли  неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные, прежде всего  крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые  органы местного управления, школа  и печать были подчинены царской  администрации. В противоречивой политике императора Александра II сочетались и  реформаторство, и реакционные тенденции. Последние открыто заявили о  себе после покушения на Александра II Д.В. Каракозова в 1866 г. Эти тенденции  замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя  реформы, самодержавие вместе с тем  применяло старые административно-полицейские  методы управления, поддерживало сословность  во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались  условия для проведения серии  «контрреформ» в царствование Александра III.

Информация о работе Александр II. Внутренняя и внешняя политика