Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:15, доклад
Одной из задач исследования мы видели в том, что бы оценить потенциал гражданского общества в изучаемых регионах, объективным показателем которого является количество общественных организаций. В ходе исследования мы предлагали экспертам назвать приблизительно общее количество зарегистрированных общественных организаций в каждом регионе.
Региональная власть готова сотрудничать с определенным пулом общественных организаций в основном из первого кластера и частично из второго. Муниципальный уровень в связи с необходимостью реализации 131 ФЗ в большей степени готов к сотрудничеству с общественными организациями, делая основную ставку на второй сегмент и «приглядываясь» к «грантоедам».
(депутат Госсовета, Республика Адыгея)
(сотрудник краевой администрации, Ставропольский край)
(сотрудник общественной организации г. Пятигорск)
(сотрудник правоохранительных органов – Ростовская область)
(руководитель общественной организации, Ставропольский край)
(сотрудник правоохранительных органов Ростовская область)
Наиболее значимую роль эта категория общественных организаций играет в национальных республиках. Организации, отражающие интересы титульных этносов являются целиком и полностью проправительственными, абсолютно лояльными к власти. Они достаточно активно участвую в процессах принятия законодательных решений, во всяком случае на уровне экспертизы законодательных проектов. Как правило, деятельность этих организаций носит представительский характер, в некотором смысле, можно сказать, что им оказывается подчеркнутое внимание и уважение. Попытки организаций представляющих интересы титульных этносов выдвигать требования, идущие вразрез с планами властных структур решительно подавляются, вплоть до прямой узурпации власти ставленниками республиканской администрации в этих организациях. (Кабардино-Балкария). Если судить по отзывам наших экспертов, роль этих организаций, в настоящее время сводится к созданию некого «национального колорита» с помощью которого тем не менее, на наш взгляд, легитимируются существующие в республиках межнациональные проблемы.
Отношения организаций, представляющих не титульные этносы (в первую очередь русское население) с структурами власти можно охарактеризовать как «настороженный нейтралитет». С одной стороны, власть не отказывается от взаимодействия с ними, с другой – практически игнорирует их запросы.
Вместе с тем, существует некая негласная граница, пересекать которую не намереваются ни власти, ни общественные организации, сколь велико ни было бы их взаимное недовольство. Общей позицией является желание не допустить открытых, массовых столкновений на национальной почве. Взамен, национальным организациям негласно разрешается отстаивать интересы своей целевой группы в каждом конкретном случае нарушений прав по этническому признаку. В связи с этим мы наблюдаем весьма интересный процесс, постепенного дрейфа общественных организаций, выражающих интересы русского населения от попыток громогласно привлечь внимание общественности к проблемам русского населения и достучаться с этими проблемами до структур власти к практике «малых дел», решения конкретных проблем конкретных людей законными юридическими методами (обращениями в суд, прокуратуру, выявлением и обжалованием, вплоть до Верховного суда РФ и Страсбургского суда фактов кумовства по национальному признаку, и коррупции). Своими глазами, мы наблюдали некий интересный эпизод: за защитой своих экономических интересов в русскую национальную организацию обратился местный житель, представитель «титульной» нации, который мотивировал свое обращение тем, что все местные адвокаты просто боятся связываться с клановой группировкой, с которой у него возник конфликт и отказываются браться за его дело, считая его заранее проигранным.
На наш взгляд, если такого рода тренд сохранится и в дальнейшем – мы получим очень сильные организации, выражающие интересы огромной массы людей, не способных противостоять произволу судебной системы и правоохранительных органов. На наш взгляд именно эти организации в перспективе будут пользоваться наибольшим влиянием на структуры власти в плане контроля, за ее деятельностью.
Третья группа национальных организаций, это организации, представляющие этнические меньшинства. Задачи этих организаций – в случае возникновения локальных этнических конфликтов воздействовать на представителей своих диаспор и участие в массовых мероприятиях, что должно символизировать «многообразие национальных культур в регионах.
Следует отметить также, что в Краснодарском, Ставропольском крае и Ростовской области национальные организации, как наиболее активные и заметные не назвал ни один из опрошенных нами экспертов, хотя список национальных организаций в этих регионах достаточно обширен, существуют административные структуры, общественно- культурные центры. С некоторой осторожностью можно предполагать, что в настоящий момент они не играют существенной роли в регионах.
Хотя, на наш взгляд, вопрос о роли и месте национальных организаций более сложный, нуждается в более глубоком изучении, возможно в рамках самостоятельного исследовательского проекта.