Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:29, дипломная работа
Когда мы упоминаем Центральную Азию как единый регион, мы пытаемся указать общие черты. Государства этого региона обладают близким историческим и культурным наследием, тюркскими корнями, а также схожим в какой-то степени бытом, традициями и менталитетом народов. Благодаря другим объединяющим факторам - геополитическому расположению и однородности социально-экономических и политических проблем создаются благоприятные условия для их решения. Но самой главной проблемой являются общие угрозы, с которыми трудно бороться в одиночку. Поэтому на сегодняшний день у государств Центральной Азии существует необходимость не просто объединить усилия для совместного противостояния новым угрозам, а также привлечь к этой борьбе того, кто имеет определенный опыт в этой борьбе.
Введение.
Глава I. Терроризм как глобальная проблема современности.
§1. Понятие, природа и виды терроризма.
§2. истоки международной борьбы с терраризмом.
§3. Современное состояние борьбы с терроризмом и международные политико-правовые аспекты ее регулирования.
Глава II. Терроризм в национальных и международных конфликтах.
§1. Терроризм как средство решения международных споров и кнфликтов (Югославия, Афганистан).
§2. Проявление терроризма в современной России.
§3. Проблема предупреждения и разрешения конфликтов в ракурсе национальной и региональной безопасности.
Заключение.
Список использованной литературы.
Э. Ковалев в предисловии к книге Л.П. Займойского "Тайные пружины международного терроризма" в 1982 г. утверждал, что все акции террористов, независимо от их политической вывески, преследуют одну и ту же цель - скомпрометировать левые, демократические силы, помочь распространению авторитарных, реакционных тенденций в общественной и политической жизни5.
Терроризм
приобретает острые формы, и к
нему начинают чаще прибегать в предкризисные
и кризисные периоды развития
общества. Для предкризисного периода
характерен террор, что является безусловным
показателем социального
Внутринациональный терроризм свойствен не только тому периоду, когда общество переходит от демократии к тоталитаризму, но и вообще тем временам, когда происходит крутой перелом, например, переход от тоталитаризма к демократии. Можно утверждать, что это имеет место всегда, когда ослабевает власть, центральная и местная, ведущие государственные и общественные институты, формальный и неформальный социальный контроль, когда происходит смена идеологий и нравственных ориентиров и возрастает напряженность и тревожность в обществе. Это всегда вызывает рост насилия, в том числе такого опасного, как терроризм, с которым государство может не справляться или справляться с огромным трудом, имея в виду и усилия правоохранительных органов.
В качестве
причины терроризма называют ломку
сложившихся отношений в
Многие из этих факторов действительно имеют место в жизни российского общества 90-х годов, они, несомненно, порождают общественно опасные явления, хотя существование некоторых из названных отнюдь не доказано. Грубым преувеличением звучит утверждение, что девальвирована и утрачена нравственность. Но дело не в том, все ли указанные обстоятельства или часть из них реально имеют место и обладают криминальным эффектом, а в том, что они могут порождать не только терроризм, но и многие другие противоправные последствия, например, убийства, кражи, разбои, присвоение чужого имущества, и т.д. Иначе говоря, они не представляются специфически терророгенными в том смысле, что в первую очередь порождают именно терроризм. Это становится особенно явным, если иметь в виду не единичные и редкие террористические проявления, а терроризм как систему в действиях отдельных лиц, групп или в политике государства.
Интересную точку зрения на причины терроризма высказал Д.В. Чухвичев. Он считает, что главная из них изменение господствующего в мире мировоззрения. Мир устал от войн, революций и прочих потрясений, сопровождающихся кровопролитием. Главной ценностью во всех развитых странах Запада была объявлена человеческая жизнь. И экстремисты быстро поняли, что лучший способ оказать давление на правительство - показать, что они способны поставить человеческую жизнь в опасность. Возможность совершения террористического акта неизменно вызывает тревогу в народных массах, и властные структуры обязаны немедленно восстановить спокойствие в обществе, даже идя на уступки. Именно потому странам с тоталитарным режимом массовый терроризм несвойственен: там социальные связи между обществом и государственным аппаратом слабее, террористу гораздо сложнее вызвать панику в тоталитарных нежели в демократических странах7.
Специалисты
по терроризму справедливо считают,
что в России экономические движения
в какой-то момент могут перейти
на политическую, а потом и террористическую
основу. Например, забастовки в 90-х годах
шахтеров, которым постоянно не выплачивают
заработанную плату. До определенного
момента их требования носят экономический
характер, но нельзя исключить возможность,
что какая-то группа либо из числа
этих людей, либо сторонняя может
воспользоваться такой
Экономические условия жизни людей могут спровоцировать террористические действия и таким путем, когда кто-то – один человек или группа - захочет сразу разбогатеть. Для этого может быть захвачена группа заложников, за освобождение которых потребуют значительный выкуп. Характерно, что подобные преступления в России совершаются чаще, чем в западных странах. Это неудивительно, учитывая не только материальные трудности, но и недостаточно эффективную работу правоохранительных органов, в связи с чем преступники обычно надеются "благополучно" довести дело до конца8. Терроризм порождается следующими причинами:
В дополнение общих причин терроризма могут быть названы некоторые предпосылки развития общественных отношений, которые предопределяют развитие терроризма в России:
Если
общество тоталитарно, то в нем может
процветать вертикальный государственный
террор; если оно демократично, то там
вполне возможны религиозный, националистический
и политический терроризм. Это очень
грубая схема, поскольку есть тоталитарные
государства без
Национальные
конфликты в целом представляют
собой огромную опасность для
российской государственности. Чеченская
война, самое значительное национальное
противостояние за всю историю СССР
и России, потрясла российское общество,
его взгляды на себя и свои перспективы,
заставила пересмотреть некоторые
устоявшиеся представления о
возможностях власти и народа. Между
тем национальные конфликты и
порождаемый ими
Современные
исследования причин межнациональных
конфликтов оправданное внимание уделяют
социальным последствиям взаимодействия
модернизационных и этнонациональных
процессов. Здесь выделяется принцип
распределения социальных ролей
в традиционном и модернизированном
обществах. Для первого характерна
жесткая регламентированность социального
статуса центральных и
Данная схема может быть использована для объяснения возможных или уже существующих межнациональных конфликтов в самых разных российских регионах. Во многом она применима и к чеченской ситуации, во многом, но не во всем. Прежде всего, чеченцев никак нельзя отнести к модернизирующимся национальным группам. Напротив, в Чечне настолько сильна тенденция к самоидентичности путем возвращения к истокам, что в целом она стремится не вперед, а назад. Возвращение к шариату, например, доказывает именно это, хотя шариат тоже привнесен извне в жизнь этого народа, но он более архаичен, чем общепринятое правило, и позволяет особо выделить, оттенить от других данную группу. Следовательно, чеченский народ будет продолжать всеми силами бороться против модернизации, не отказываясь, однако, от некоторых вполне современных достижений цивилизации. Сказанное совсем не исключает, что из среды этого весьма активного народа выйдут выдающиеся деятели науки, искусства, политики. В целом же чеченское общество останется традиционным, поэтому очень важными каналами информации в нем останутся связи родители-дети, учителя-ученики, священнослужители-миряне, вожди и старейшины – рядовые соплеменники. Названные факторы предопределяют стремление чеченцев к суверенитету, сохранению внутреннего единства и самобытности, осознанию своей этнокультурной общности. Этническая общность чеченцев была мобилизирована их лидерами перед войной и в ее процессе. Эту мобилизацию следует понимать как превращение этничности из психологического, культурного и социального фактора в собственно политическую жизнь. Таким же образом были политизированы и отдельные личности, что можно наблюдать не только в Чечне, но и в других местах, например, в Закавказье и Прибалтике.
Осуществленные за последние годы меры по радикальному преобразованию кыргызстанского общества обусловили важные экономические и социально- политические изменения. Началось становление рыночных отношений. Трансформируются институты "законодательной, исполнительной и судебной власти". Идет процесс утверждения многопартийности. Создаются правовые и социальные условия для духовного, идеологического, религиозного плюрализма в обществе. Большинством населения осознана необходимость перехода к смешанной экономике. Однако переходный период характеризуется, особенно на первых порах большими трудностями в экономике, социальной сфере, политике, духовной жизни и т.д.
Ошибки в выборе направления общественного развития, способов движения к намеченной цели всегда оплачивались народом – его бедствиями и лишениями. К сожалению, республике не удалось на поприще реформирования достичь значимых позитивных результатов. Наблюдается процесс криминализации экономики в виде разрастания коррупции и мафиозности. В политической сфере продолжается длительный этап становления многих партий, которые еще переживают муки рождения и не развернули широкую работу по привлечению в свои ряды простого населения. В социальной сфере усиливаются процессы расслоения людей по доходам, растет социальное неравенство. Население республики практически во всех регионах выражает недовольство своей жизнью целом и отдельными сторонами. В духовной сфере все нагляднее проявляются кризис нравственности, рост психологии индивидуализма и стяжательства.