Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Всероссийский
заочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
Вариант № 18
«Авторитарный политический
режим»
Преподаватель:
Антонова Ю.И.
Студент 4 курса: Чебенова Т.М.
ФК, день, 3 поток, 4 группа.
Омск – 2012
План работы
- Сущность и отличительные черты политического
авторитаризма. Разновидности авторитарных
режимов.
- Сильные и слабые стороны авторитаризма.
Реформаторские возможности современных
авторитарных режимов.
- Нынешний российский политический режим
часто квалифицируют как переходный от
авторитаризма к демократии. Укажите конкретные
проявления черт авторитарного и демократического
режимов в функционировании современной
российской политической системы.
Введение
Цель моей контрольной работы - разобраться
в многообразии политических режимов,
отличиях этого понятия от формы правления
и формы государственного устройства,
государственного режима. Рассмотреть
основные политические режимы.
Начну с определения политического режима.
В широком смысле слова политический режим
характеризует реальное распределение
политической власти и влияние в государстве
и обществе. В этом значении он представляет
собой определенный способ функционирования
политической системы общества, который
позволяет отличать одно государство
от другого. В более узком значении слова
политический режим характеризуется как
совокупность способов и методов осуществления
государственной власти (демократические
и недемократические политические режимы).
- Сущность и отличительные
черты политического авторитаризма. Разновидности
авторитарных режимов.
Авторитарные политические системы очень
разнообразны. Это монархии, деспотические,
диктаторские режимы, военные хунты, популистские
системы правления и др. Авторитарные
правительства могут добиваться признания
населения не только силой, с помощью массового
истребления и запугивания противников,
но и более гуманными средствами. На протяжении
тысячелетий они опирались главным образом
на традиционный и харизматический способы
легитимации. В XX в. в целях легитимации
широко используются националистическая
идеология и формальные, контролируемые
властью выборы. Большинство авторитарных
режимов в Азии, Африке и Латинской Америке
оправдывали свое существование необходимостью
национального освобождения и возрождения.
В период после второй мировой войны и,
особенно, в последние десятилетия авторитарный
политический строй чаще всего носит переходный
характер и ориентируется, хотя бы формально,
на постепенный переход к демократии.
Отличительные
черты авторитаризма
- Одним из наиболее распространенных
в истории типов политической системы
является авторитаризм. По своим характерным
чертам он занимает как бы промежуточное
положение между тоталитаризмом и демократией.
С тоталитаризмом его роднит обычно автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией – наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
- В целом же авторитарной политической
системе присуши следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое
число носителей власти. Ими могут
быть один человек (монарх, тиран)
или группа лиц (военная хунта,
олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность
гражданам. При этом власть может
править с помощью законов, но
их она принимает по своему
усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная)
на силу. Авторитарный режим может
не прибегать к массовым репрессиям
и пользоваться популярностью
среди широких слоев населения.
Однако он обладает достаточной
силой, чтобы в случае необходимости
по своему усмотрению использовать
силу и принудить граждан к
повиновению.
4. Монополизация власти и политики,
недопущение реальной политической
оппозиции и конкуренции. Присущее
этому режиму определенное политико-институциональное
однообразие не всегда результат
законодательных запретов и противодействия
со стороны властей. Нередко оно
объясняется неготовностью общества
к созданию политических организаций,
отсутствием у населения потребности
к этому, как это было, например,
в течение многих веков в
монархических государствах. При
авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, профсоюзов
и других организаций, но лишь
при условии их подконтрольности
властям.
5. Отказ от тотального контроля
над обществом, невмешательство
или ограниченное вмешательство
во внеполитические сферы и
прежде всего в экономику. Власть
занимается главным образом вопросами
обеспечения собственной безопасности,
общественного порядка, обороны, внешней
политикой, хотя она может влиять и на
стратегию экономического развития, проводить
достаточно активную социальную политику,
не разрушая при этом механизмы рыночного
саморегулирования.
6. Рекрутирование политической
элиты путем назначения сверху,
а не конкурентной электоральной
борьбы. Учитывая эти признаки
авторитаризма, его можно определить
как неограниченную власть одного
лица или группы лиц, не допускающую
политическую оппозицию, но сохраняющую
автономию личности и общества
во внеполитических сферах. При
авторитарной политической системе
запрещаются лишь определенные,
главным образом политические
формы деятельности, в остальном
же граждане обычно свободны.
Авторитаризм вполне совместим
с уважением всех других, кроме
политических, прав личности. В то
же время в условиях авторитаризма
граждане не имеют каких-либо
институциональных гарантий своей
безопасности и автономии (независимый
суд, оппозиционные партии и т.д.).
Авторитарный режим
Авторитарные
режимы, выражая интересы
соответствующих социальных слоев и групп,
определенного политического класса,
обычно содействуют развитию рыночных
отношений в экономике и социуме при общем
директивном контроле над ними. Эти режимы
используют широкий ряд политических
методов и приемов сохранения своей власти
и руководства обществом. Среди них: создание
соответствующей политико-правовой базы
режима, использование государственных
ресурсов для обеспечения благоприятных
результатов выборов, формальный (или
направляемый) политический плюрализм,
который выражается в том, что власти прибегают
к избирательному запрещению или временной
приостановке деятельности некоторых
партий, общественных объединений, профсоюзов
и т.д. Характерен также контроль над основными
средствами массовой информации, которые
выступают апологетами режима.
«Не допуская сильной оппозиционной
политической деятельности, авторитарные
режимы сохраняют известную автономию
личности и общества во вне-политических
сферах. При авторитаризме, например, может
отсутствовать строгий контроль со стороны
властей над производством, образованием,
культурой Вмешательство в экономику
обычно носит ограниченный характер, может
направляться как на поддержку национального
капитала, так и олигархических групп,
связанных с режимом».
Особую разновидность
авторитаризма представляют политические
режимы в некоторых государствах Арабского
Востока, где и сегодня сохраняется традиционная
форма правления — абсолютная или дуалистическая
монархия. Для таких монархий характерно
отсутствие или декоративный характер
представительных органов, сосредоточение
всей полноты государственной власти
в руках монарха, занимающего трон в установленном
порядке престолонаследия. Монарх обладает
монопольным правом издания законов, по-своему
усмотрению назначает и освобождает от
должности чиновников, распоряжается
средствами государственной казны. При
этом население страны практически не
оказывает влияния на законотворчество
и не участвует в контроле за управлением.
Воздействие авторитаризма
на ход социального развития далеко неоднозначно
и обнаруживает немало достоинств, наиболее
ощутимых в экстремальных ситуациях. Несомненно,
авторитарная власть обладает высокой
способностью обеспечить общественный
порядок и в случае необходимости сконцентрировать
усилия и ресурсы на решении таких назревших
проблем, как, например, осуществление
ускоренной экономической модернизации.
Однако в подобных условиях именно отсутствие
у граждан возможностей для политического
выражения своих разнообразных интересов
и становится наиболее уязвимой стороной
авторитарных режимов. Именно об этом
свидетельствует опыт Республики Корея,
о. Тайвань и других «новых индустриальных
стран», где после двух-трех десятилетий
быстрого экономического развития «конструктивный
потенциал» авторитаризма начинает исчерпываться
и, по-видимому, наступает время определенных
демократических реформ. Повышение образовательного
и культурного уровня населения ряда,
ранее экономически отсталых регионов
мира, рост численности среднего класса
и его политического сознания, растущий
поток информации и новых идей, усиление
международных контактов в условиях глобализации
— все это является стимулом к осуществлению
тех или иных демократических преобразований.
Тоталитаризм
«Понятие «тоталитаризм» (от
лат. totalis — «весь», «целый», «полный»)
было впервые использовано в 20-е гг. XX в.
итальянскими исследователями Дж. Амендолой
и П. Габетти для характеристики диктатуры
Б. Муссолини. Позднее эта категория была
рассмотрена в работах Ф. Хайека «Путь
к рабству» (1944), X. Арендт «Происхождение
тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского
«Тоталитарная диктатура и автократия»
(1956)».
При тоталитарном
режиме государственная власть строго
централизована и фактически принадлежит
аппарату правящей партии, властной организации
или военной хунте. Главой государства
и правительства, как правило, пожизненно
становится неподотчетный лидер, концентрирующий
в своих руках высшие законодательные,
исполнительные, а иногда и судебные функции.
Население страны практически отстраняется
от участия в системе управления государством,
поскольку представительные органы либо
упраздняются, либо формируются с нарушением
принципа всеобщего избирательного права:
в гитлеровской Германии, например, часть
депутатов рейхстага могла быть назначена
непосредственно фюрером, тогда как остальные
«избирались» нацистской партией. Органы
власти автономных образований и местного
самоуправления заменяются назначаемыми
свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.
С установлением
тоталитарного режима правящие круги
не только не скрывают, но и открыто демонстрируют
различные методы насилия, резко и решительно
подавляя любые попытки сопротивления
проводимому курсу. Значительно активизируется
деятельность и вмешательство во все сферы
общественной жизни силовых структур
— армии, полиции и органов безопасности.
В экономической сфере, как правило, господствует
монопольный контроль со стороны государства,
что, однако, не означает полного отказа
от проведения реформ, а также временных
и незначительных уступок предпринимателям
и наемным работникам в частном секторе.
На государственных предприятиях может
использоваться система внеэкономического
принуждения.
Для «идеального»
тоталитаризма наиболее характерна однопартийная
система или же существование под жестким
контролем нескольких партий и «официальных»
профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность
оппозиционных партий и движений строго
запрещена, поэтому они вынуждены либо
находиться в глубоком подполье, применяя
нелегальные методы борьбы, либо действовать
в эмиграции. Противники режима подвергаются
полицейскому террору в том смысле, что
для их заключения в тюрьму, концлагерь
или физического уничтожения обычно не
требуется даже формальных юридических
процедур.
Характерная особенность
тоталитарного режима — отмена или приостановка
на неопределенный срок действия конституции.
При этом указы Главы государства, распоряжения
структур исполнительной власти или армейские
директивы приобретают силу закона. Демократические
права и свободы граждан существенно ограничиваются,
интересы личности оказываются подчиненными
«высшим» интересам нации, общества или
реализации какой-либо идеологической
доктрины.
Демократические режимы
Понятие демократия (от
греч. demos и kratos — «народовластие») означает
разновидность режима, власти (государственной
или общественной), которая избирается
большинством народа (прямо или через
представителей) в интересах его основных
социальных групп и конкурирующих политических
сил, реализуется при его определенном
участии и косвенном контроле. «Наиболее
емко и кратко суть идеального представления
о демократии выразил А. Линкольн, обозначив
ее как «власть народа, власть для народа,
власть посредством самого народа»». Сущность
демократии состоит в том, что она представляет
собой такую форму правления при посредстве
народа, когда власть, как правило, осуществляется
профессиональными политиками.
Демократические
режимы наиболее распространены в экономически
развитых странах с устойчивыми традициями
демократии, либерализма и плюрализма,
активистской политической культурой.
Характерные черты демократических режимов: