Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:37, контрольная работа
Цель моей контрольной работы - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
Начну с определения политического режима. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).
1. Сущность и отличительные черты политического авторитаризма. Разновидности авторитарных режимов.
2. Сильные и слабые стороны авторитаризма. Реформаторские возможности современных авторитарных режимов.
3. Нынешний российский политический режим часто квалифицируют как переходный от авторитаризма к демократии. Укажите конкретные проявления черт авторитарного и демократического режимов в функционировании современной российской политической системы.
В
конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос
научный и политический интерес к авторитаризму
в связи с крахом преимущественно тоталитарных
политических систем в большинстве коммунистических
государств мира. Попытки многих из них,
в том числе и России, быстро, в духе большевистских
“кавалерийских атак” ввести демократию
без наличия необходимых для неё общественных
предпосылок не увенчались успехом и повлекли
за собой многочисленные разрушительные
последствия.
В то же время целый ряд авторитарных
государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам
и др.) практически продемонстрировали
свою экономическую и социальную эффективность,
доказали способность сочетать экономическое
процветание с политической стабильностью,
сильную власть — со свободной экономикой,
личной безопасностью и сравнительно
развитым социальным плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют
как способ правления с ограниченным плюрализмом.
Он вполне совместим с экономическим,
социальным, культурным, религиозным,
а частично и с идеологическим плюрализмом.
Его воздействие на общественное развитие
имеет как слабые, так и сильные стороны.
К числу слабых относится полная зависимость
политики от позиции главы государства
или группы высших руководителей, отсутствие
у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность
институтов артикуляции, политического
выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная
политическая система имеет и
свои достоинства, которые особенно
ощутимы в экстремальных
В отечественной политической науке с середины 90-х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение этого режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. В нем фиксируются две особенности современного российского политического процесса. С одной стороны, подчеркивается, что Россия бесповоротно ушла от своего коммунистического прошлого, в этом смысле термин «демократия» употребляется как антипод понятия «тоталитаризм». С другой стороны, очевидно, что тот политический строй, который сформировался в нынешней России, значительно отличается от классических западных моделей демократии
Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д) сильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти; е) фактическая неподконтрольность органов власти обществу; ж) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие «демократия» в его классическом виде к современной России не применимо. Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов.
Некоторые политологи утверждают, что политический режим в России носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Для такой оценки действительно есть основания. Прежде всего, заметно значительное влияние компрадорской (связанной с иностранным капиталом) буржуазии на политическую элиту. Национальная буржуазия (предприниматели, связанные с отечественным производством) не имеют серьезного политического веса. Общество слабо влияет на политические институты. Поэтому принимаемые решения зачастую отвечают узкокорпоративным интересам. Результатом проводимой политики стало значительное расслоение общества, вплоть до поляризации.
Однако эта точка зрения не бесспорна. После 1993 г. власть практически не прибегала к открытому политическому насилию, в стране регулярно проводятся выборы (хотя и по постоянно меняющимся правилам), существует и играет определенную роль политическая оппозиция. Определение складывающегося в России режима как гибридного – авторитарно-демократического – является, на наш взгляд, более точным.
Очевидно также, что такой режим носит переходный характер и может эволюционировать в различных направлениях. Дрейф в сторону авторитарно-бюрократического режима кажется сегодня наименее вероятным сценарием развития событий. Гораздо правдоподобнее выглядят прогнозы о становлении популистского авторитаризма (соответствующего некоторым национальным чертам политической культуры) и постепенном переходе к демократии. Выбор альтернативы развития будет во многом определяться политическими предпочтениями российского общества, в том числе и политическими позициями молодежи, вступающей в общественно-политическую жизнь.