Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ причин, реализации и проблемы вступления России в Болонский процесс.
В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:
Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели;
Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России;
Охарактеризовать проблемы вступления России в Болонский процесс.

Содержание работы

Введение
1. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
2. Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
3. Проблемы реализации Болонского процесса в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат болонский процесс.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что причины вступления России в Болонский процесс те же, что и у других стран-участниц: сделать свою образовательную систему более качественной и конкурентоспособной, а выпускников — более востребованными на мировом образовательном рынке. Цели, провозглашенные Болонской Декларацией — это те цели, к которым должна стремиться любая страна, которая хочет наравне с Европой формировать мировую политику, не только в области образования. Цели Болонского процесса формируют концепцию образования будущего, и Россия не должна оставаться в стороне от этого процесса.

 

2. Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах

 

Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования10. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс вхождения российских вузов в европейское пространство высшего образования принял массовый характер.

Исследование зафиксировало высокий уровень дифференцированности вузов по степени вовлеченности в Болонский процесс. Примерно в четверти вузов на сегодняшний день реализуются только 1-2 направления Болонского процесса; вовлеченность еще трети вузов можно признать "средней" в них реализуются 3-4 направления; 5 или 6 направлений реализуются в 17% исследованных вузов.

Наиболее часто реализуемыми направлениями Болонского процесса являются обеспечение качества и развитие двухуровневой системы образования: они реализуются в более чем половине вузов-участников исследования.

Вместе с тем важнейшим показателем развития двухуровневой системы является не только сам факт ее наличия в вузе, но и доля студентов, подготавливаемых в вузе по этой системе. Введя бакалавриат и магистратуру, закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. При этом в качестве ответа на вопрос о трудоустройстве бакалавров приводится информация о том, что на рынок труда выходит очень небольшой процент окончивших бакалавриат: примерно 85-88% получивших диплом бакалавра продолжают обучение в специалитете, доучиваясь еще 1 год11.

Примерно в четверти вузов, принявших участие в исследовании и внедряющих систему менеджмента качества, этот процесс находится только в подготовительной стадии. Анализ предоставленных вузами данных показал, что в подавляющем большинстве вузов (более 90%) существует система непрерывного контроля успеваемости студентов в течение семестра. Результаты исследования продемонстрировали наличие достаточно широко используемой практики привлечения работодателей к управлению вузами12.

Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академической мобильности реализуется в настоящее время в 43% вузов, серьезной динамики по этому показателю не фиксируется. В вузах, внедривших в той или иной степени систему зачетных единиц, по этой системе реализуется около четверти всех образовательных программ и обучается около 18% студентов.

По сведениям, предоставленными вузами, совместные программы в настоящее время реализуются в половине вузов, принявших участие в опросе. Произведенные расчеты показали, что среднее число совместных программ, реализующихся в вузах, составляет 7 шт. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.

Страны-участницы Болонского процесса в обязательном порядке должны представлять свой Национальный доклад о реализации принципов Болонской Декларации на встрече министров. Международные эксперты так оценили уровень участия Российской Федерации в Болонском процесс:

    • Внедрение 2-х уровневой системы — менее 30% студентов поступает на уровневую подготовку; наличие принятого законодательства;
    • Доступ к следующему уровню — все квалификации первого уровня дают возможность продолжить обучение хотя бы по одной программе следующего уровня без существенных проблем перехода;
    • Внедрение национальной квалификационной рамки – предложения по национальным квалификационным рамкам разработаны в соответствии с европейскими квалификационными рамками;
    • Реализация европейских принципов стандартов качества – процесс реализации национальной системы квалификационных рамок, разработанных с учетом европейских принципов, уже начался;
    • Независимая система обеспечения качества – система обеспечения качества действует на национальном уровне для всех институтов, включает самооценку, внешнюю оценку и публикацию результатов;
    • Внедрение приложения к диплому – приложение выдается некоторым студентам или в рамках некоторых программ (по просьбе, платно);
    • Внедрение ECTS – кредитная система внедрена для обоих уровней как система зачета и накопления;
    • Признание совместных степеней – законодательство позволяет и поддерживает совместные программы и совместные степени13.

По сведениям, приведенным в отчетах координаторов по Болонскому процессу, лишь в одном вузе — МГИМО существует вузовский координатор по проблемам Болонского процесса. А в других вузах поступающая информация, зачастую просто не доходит до преподавателей, студентов — т.е. до непосредственных участников процессов модернизации14.

По мнению В. Байденко, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути15. Той же точки зрения придерживается и Ю. Муратова16. По результатам проведенного ей исследования, в случае максимального соответствия вузов всем выделенным требованиям суммарное значение интегрального индекса по 20 университетам составило бы 520 баллов. В итоге индекс оказался равен 260, что ровно в 2 раза меньше максимума.

Можно сделать общий вывод о том, что по совокупности анализируемых параметров наши вузы в целом находятся ровно на полпути к формату единого европейского образовательного пространства. Существует необходимость временного сохранения специалитета. Не меняется главное — сохраняются приверженность к поточно-групповой организации учебного процесса, серьезно ограничивающей возможности индивидуально-ориентированной организации учебного процесса. Однако ситуация более оптимистична, чем кажется на первый взгляд: сопоставление результатов реализации основных положений Болонского процесса в России со странами Европы показывает несущественное отставание нашей страны от ведущих европейских стран.

 

3. Проблемы реализации Болонского процесса в России

 

Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Объем данной работы не позволяет подробно охарактеризовать все факторы, которые сдерживают развитие Болонского процесса, поэтому кратко остановимся на некоторых, наиболее основных из них.

В докладе, подготовленном группой экспертов по анализу условий реализации Болонских принципов в России в 2005 году, были отмечены проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс, среди которых можно выделить следующие:

    • проблема формирования эффективной системы аккредитации;
    • неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов, и т. д.17.

Наряду с перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции:

    • недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской Декларации;
    • недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте;
    • отток высококвалифицированных специалистов18.

Т. Екимова выделяет следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации:

      1. Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.
      2. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).
      3. Излишняя регламентация недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ.
      4. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда19.

Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Не созданы условия для развития академической мобильности.

Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. Европейцы почти не замечают эту проблему, потому что в западной, да и в центральной части континента большинство образованного населения свободно говорит на двух-трёх языках близлежащих стран. У нас нет традиции поголовного владения иностранными языками, и обычная школа не способна решить эту задачу20.

В европейских академических кругах не скрывают, что мобильность будет приводить к "утечке мозгов" как студентов, так и преподавателей. Студенты со знанием иностранных языков, к тому же улучшившие их в иноязычной языковой среде, познакомившиеся с условиями труда и заведшие связи с местными сверстниками, получат гораздо больше шансов найти за рубежом работу.

Еще одной проблемой является неправильное понимание Болонского процесса, которое также тормозит его развитие. В то время как речь идет о гармонизации образовательных траекторий, создании понятной и сопоставимой системе степеней, часто процесс понимается как униформизация содержания образования, субординация какому-то единому европейскому стандарту21.

Опасения специалистов также связаны со следующими соображениями:

    • Будет разрушена сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая признавалась одной из лучших в мире.
    • Вынужденное сокращение фундаментальной составляющей отрицательно скажется на качестве подготовки будущих специалистов.
    • Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам также нежелательно, т.к. в этом случае получить на выходе из вуза всесторонне и гармонично развитую, нравственную личность будет весьма проблематично.
    • Сокращение срока обучения отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных отраслях профессиональных знаний.
    • В магистратуре смогут обучаться, причем по узким направлениям, менее 10% лучших выпускников бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной подготовки22.

Частично, в силу этих причин, а также технических трудностей реализации, спустя 6 лет после начала, процесс все еще не получил полномасштабного развития и остается делом в первую очередь крупных столичных и региональных государственных вузов, в которых к тому же разные компоненты Болонского процесса развиваются на разных скоростях.

В заключение резюмируем результаты исследования включенности российских вузов в Болонский процесс.

      1. Магистерские программы введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути. Вузы занимают позицию их минимального развития. Число этих программ, их размер и доля магистров в общем числе студентов относительно малы.
      2. Система кредитов (зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций.
      3. Вузы демонстрируют относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору. По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее.
      4. В вузах сформирован широкий набор форм поощрения за исследовательскую работу.
      5. Рейтинги студентов распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено.
      6. Информационная открытость вузов находится на невысоком уровне.
      7. Практика зачета курсов, прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными вузами существуют в относительно небольшом числе университетов.
      8. На ведущих факультетах количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком распространена23.

По результатам опроса экспертов, проведенного Татьяной Кастуевой-Жан24, перспективы Болонский процесс в России не слишком оптимистичны. Среди опрошенных экспертов, можно выделить тех, кто разделяет пессимистическое видение вещей. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и окажется постепенно заброшен после вовлечения в него малой части передовых вузов.

Информация о работе Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство