Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ причин, реализации и проблемы вступления России в Болонский процесс.
В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:
Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели;
Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России;
Охарактеризовать проблемы вступления России в Болонский процесс.

Содержание работы

Введение
1. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
2. Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
3. Проблемы реализации Болонского процесса в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат болонский процесс.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)

Можно сделать вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).

 

Заключение

 

Мы рассмотрели причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.

Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.

Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.

В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.

 

Список использованной литературы

 

  1. Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
  2. Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).
  3. Болонский процесс (http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).
  4. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — 108 с.
  5. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.
  6. Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).
  7. Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138-141.
  8. Кастуева-Жан Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России (www.ifri.org/files/Russie/ifri_jean_obrazovanie_sent2006_rus.pdf).
  9. Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
  10. Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 24-31.
  11. Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).
  12. Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности группы российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 84-115.
  13. "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 352 с.
  14. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).
  15. Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).
  16. Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).
  17. Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5-9.

 

1 Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5.

2 Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19. 06. 1999 года  (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

3 Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=153).

4 "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 76.

5 Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166).

6 Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье 19.06.1999 года  (Болонская Декларация) (http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html).

7 Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 27.

8 Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — С. 13-14.

9 "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 89.

10 Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

11 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

12 Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).

13 Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

14 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 137.

15 Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — С. 54.

16 Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 109.

17 Екимова Т.  Этапы большого пути. Болонский процесс в России /  Т.  Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

18 Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).

19 Екимова Т.  Этапы большого пути. Болонский процесс в России /  Т.  Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11).

20 Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154).

21 Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы. — С. 3. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

22 Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138.

23 Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.

24 Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы — с 5. (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).

 

 


Информация о работе Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство