Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:36, реферат
Целью данной работы является анализ причин, реализации и проблемы вступления России в Болонский процесс.
В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:
Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели;
Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России;
Охарактеризовать проблемы вступления России в Болонский процесс.
Введение
1. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
2. Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах
3. Проблемы реализации Болонского процесса в России
Заключение
Список использованной литературы
Можно сделать вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).
Мы рассмотрели причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.
Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.
Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.
Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.
В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.
Список использованной литературы
1 Шадриков В.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В. Шадриков // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 5.
2
Текст совместного заявления европейских
Министров образования, подписанного
в Болонье 19. 06. 1999 года (Болонская Декларация)
(http://iic.dgtu.donetsk.ua/
3
Студент и преподаватель как субъекты
Болонского процесса (http://bologna.mgimo.ru/
4 "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 76.
5
Болонский процесс и развитие российской
системы высшего образования (http://bologna.mgimo.ru/
6
Текст совместного заявления европейских
Министров образования, подписанного
в Болонье 19.06.1999 года (Болонская Декларация)
(http://iic.dgtu.donetsk.ua/
7 Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — №2. — С. 27.
8 Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Касевич, Р. Светлов, А. Петров, А. Цыб. — Издательство С.-Пб. университета, 2004. — С. 13-14.
9 "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А. Мельвиля. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 89.
10
Мониторинг участия российских вузов
в Болонском процессе. Аналитический отчет
по результатам исследования в вузах.
— М, 2006 (http://window.edu.ru/window_
11
Анализ современного этапа реализации
Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/
12 Мониторинг
участия российских вузов в Болонском
процессе. Аналитический отчет по результатам
исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_
13
Анализ современного этапа реализации
Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/
14 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 137.
15 Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — С. 54.
16 Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 109.
17
Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский
процесс в России / Т. Екимова, Ю.
Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/
18
Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных
программ в реализации принципов Болонского
процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по
Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/
19
Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский
процесс в России / Т. Екимова, Ю.
Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/
20
Россия в Болонском процессе: "подводные
камни" (http://bologna.mgimo.ru/
21
Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе:
неоднозначные оценки четырехлетнего
опыта и перспективы. — С. 3. (www.iori.hse.ru/es/materials/
22 Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138.
23 Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.
24
Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе:
неоднозначные оценки четырехлетнего
опыта и перспективы — с 5. (www.iori.hse.ru/es/materials/