Четвёртая власть и её сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Истоки возникновения СМИ…………………………………………………..…4
Определение СМИ………………………………………………………………...6
Функции СМИ………………………………………………………………….....8
Место и роль СМИ в политике…………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………….....10
Список используемой литературы……………………………………………...11

Файлы: 1 файл

htath.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Истоки возникновения  СМИ…………………………………………………..…4

Определение СМИ………………………………………………………………...6            

Функции СМИ………………………………………………………………….....8              

Место и роль СМИ в политике…………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………….....10

Список используемой литературы……………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших  институтов современного общества. Они  выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

            Эти обстоятельства приобретают  особую актуальность и значение  на фоне все более растущего  проникновения. СМИ в политическую  сферу, их превращения в один  из важнейших инструментов реализации  политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

Именно та огромная роль, которую СМИ играют в общественной и политической жизни страны, делает их предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов  и самих журналистов. Проблемы СМИ стали постоянной темой на страницах таких известных журналов, как «Журналист», «Эксперт», «Пресса» и др. изданий. Организаторами этого проекта стали Союз журналистов России, Фонд защиты гласности, автономная некоммерческая организация «Интерньюс», центр права и средств массовой информации и Национальный институт социально-психологических исследований. Исследованием влияния СМИ занимался институт географии РАН. Тенденции развития наших СМИ вызывают большой интерес и за рубежом. Издательством Оксфордского университета были изданы несколько книг Эллен Мицкевич, сотрудницы центра изучения общественной политики и директора центра коммуникации и журналистики Университета Дьюка.

Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

В настоящее время СМИ  являются настолько мощным инструментом по влиянию на подсознание людей, а отсюда и  по формированию их поведения, что невольно ловишь себя на мысли: «А не являются ли паранойей труды авторов, которые занимаются этим вопросом?», настолько масштабна эта проблема. В подтверждение слов стоит привести цитату. Болгарский ученый Тодор Дичев в одном из интервью сказал: «По моим данным сейчас имеет место массовое программирование, зомбирование людей. Последние годы СССР, Болгария и другие страны стали плацдармом специального психотропного зомбирования. Я ответственно заявляю, что нашими врагами являются: альянс, являющий собой политическое единение всемирного сионизма, панамериканизма и пангерманизма, а также религиозный союз иудаизма, католицизма и пантюркизма». Конец цитаты.

СМИ, особенно электронные, превратились в оружие массового психо - программирования. Применяется не метод убеждения и логики, основанные на законе свободной воли, а тотальная гипнотизация, воздействие на подсознание, т.е. внушение.

 

 

Истоки возникновения  СМИ

 

 

Итак, доктрины и развитые теории манипуляции сознанием сложились  совсем недавно, уже в двадцатом  веке, но главные камни в их основание  были заложены уже теми, кто готовил  буржуазные революции в Европе.

В Англии - Ньютон и его  последователи, которые из новой  картины мира выводили идеи о «естественном», природном характере конституции, что должна ограничить власть монарха. Ученый и философ Томас Гоббс  развил главный и поныне для буржуазного  общества миф о человеке, как эгоистическом  и одиноком атоме, ведущем «войну всех против всех», - bellum omnium contra omnes.

В более чистом виде  манипуляция  сознанием, как большая организованная кампания сложилась во Франции. Помимо великого дела по освобождению мышления человека и освоению им нового, научного мировоззрения, деятели просвещения  произвели глубокое промывание мозгов в чисто политическом плане, подготовив поколение революционеров, с чистой совестью потопивших Францию в реках  крови ( а потом, по сути, начавших Мировую войну).

Одним из наблюдателей революции  во Франции был англичанин Э. Берк, он писал: “ Вместе с денежным капиталом вырос и совершенно новый класс людей, с кем этот капитал очень скоро сформировал теснейший союз, я имею в виду политических писателей. Писатели, особенно когда они действуют организованно и в одном направлении, оказывают на общественное мнение огромное влияние. Поэтому лояльность этих писателей плюс денежный капитал были немаловажными факторами в устранении народной зависти по отношению к тем, кто оказался приобщенным к благосостоянию”.

Поскольку властители дум  образовали сплоченное сообщество, в  нем довольно быстро возникло самосознание и началась теоретическая работа. Так во Франции впервые появилось слово «идеология» и создана влиятельная организация  - ИНСТИТУТ, в котором заправляли идеологи. Они создавали «науку о мыслях людей». Уже первые специалисты совершенно правильно определили две главные сферы духовной деятельности человека, которые необходимо взять под контроль, чтобы программировать его мысли – познание и общение. В том курсе «идеологии», который они собирались преподавать правящей элите Франции, было три части: естественные науки, чистописание (грамматика) и, собственно, идеология.  Итак, основа, в которую надо закладывать свои идеи-вирусы, построена из знаний о мире (и самом человеке) и из обмена сообщениями (информацией).

Именно в ходе Французской  буржуазной революции идеологи нового общества поняли, что главным средством  власти будет в нем язык. Здесь  сознательно пошли на, поистине, богоборческое дело – создание нового языка. Не малую роль в этом сыграл Лавуазье.

В то же время было осознано влияние на мысли людей количественной меры, числа. И одним из первых крупнейших дел французской революции в  создании нового мироощущения для масс была разработка метрической системы. В ней участвовали виднейшие  ученые и идеологи. С ее помощью  были связаны сферы познания и  языка. С помощью этого нового «языка точности» правящий слой стал господствовать над мыслями и  словами о самых фундаментальных  категориях бытия – пространстве и времени.

Тогда же стала создаваться  школа нового типа. Эта школа с  первого класса делила поток учеников на два «коридора» - одни воспитывались  и обучались так, чтобы быть способными к манипуляции чужим сознанием, другие же (большинство) – чтобы  быть готовыми легко поддаваться  манипуляции. И даже учебники по одному и тому же предмету, написанные одними и теми же учеными, но для разных «коридоров» школы потрясают. Школа  стала «фабрикой», производящей классовое  общество.

Становление современного Запада тесно связана с духовным освобождением  слова («свобода слова») и появлением технологической возможности массового  создания сообщений (изобретение книгопечатания – прессы). Завоевавшая авторитет  наука дала убедительный метод создания сообщений для прессы. Так возникли СМИ. Они стали поставлять гражданам  готовые мнения в удобной расфасовке.

 

 

 

 

 

 

 

Определение СМИ

 

 

Под массовой информацией  принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса или  в силу того, что информация рождается  в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией. Эта массовая информация распространяется при помощи определенных средств (СМИ) – системы распространения информации на численно большие аудитории. Система СМИ включает в себя периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. Подобные традиционные средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение, кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Следует отличать организационные  средства массовой информации от технических  средств массовой информации. Первые выступают как отправители информации - редакции книг, газет и журналов, радио- и телевизионные компании, киностудии, различные организации  в системе компьютерной связи, которые  выдают определенную информацию. Последние  четко определены законом о средствах  массовой информации, который под  массовой информацией понимает “предназначенные для неограниченного круга лиц  печатные, аудио, аудиовизуальные и  иные сообщения и материалы”. Технические  же средства массовой информации обеспечивают потребление информации обществом  и его членами. Ими являются радиоприемники, телевизоры, телефонная сеть, кинематографы, компьютеры, модемы, сеть Интернет. Это материальные средства фиксации, копирования, тиражирования, хранения текстов и системного, постоянного распространения целостного потока информации, адресованной массовой аудитории. “Закон о средствах массовой информации” определяет, что “под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации” (Там же). СМИ формируются определенными организациями, социальными институтами, которые обладают техническими средствами массовой информации.

Материальные средства массовой информации весьма разнообразны. Они  обеспечивают зрительные, слуховые и  другие восприятия, имеют различное  содержание - текстовое, звуковое, аудиовизуальное, их комбинации, передают разнообразные  по виду и степени сложности сообщения. По мере информатизации общества, естественно возникшие средства массовой информации (язык, мимика, жесты) все в большей степени дополняются искусственно созданными (техническими).

Систему современных технических  средств массовой информации составляют телефоны и видеотелефоны, радиоприемники, кинотехника, телевизоры, магнитофоны и видеомагнитофоны, факсы и модемы, принтеры и сканеры, компьютеры. Основную роль в этой системе технических средств массовой информации ныне играют электронные средства массовой информации, особенно телевизоры и компьютеры, которые произвели настоящий коренной пере ворот в технологии распространения информации. В наше время происходит информационная революция, связанная с появление электронных средств массовой информации, главное место в которых занимают телевизор и компьютер. Действительно телевизор является важной вехой на пути совершенствования информационной технологии. Характеризуя эту значимость телевидения, М. Маклюэн пишет: “Если печатание было механизацией искусства письма, то телефон был уже электрификацией самой речи, огромным шагом вперед по сравнению с телеграфом. Граммофон и кино были простой механизацией речи и жеста. Но радио и телевидение явились не просто электрификацией речи и жеста, а электрификацией всего диапазона выражения человеческой личности».

Еще более качественное совершенствование  информационной технологии связано  с изобретением и все более  широким применением компьютеров. При этом в самой компьютерной технологии происходят быстрые и  довольно существенные изменения, одни поколения компьютеров сменяются  другими, формируется мировая информационная сеть Интернет, совершенствуются машинные языки и компьютерные программы, изобретаются и развиваются различные  периферийные устройства - мыши и сидиромы, принтеры, сканнеры и модемы. Создается возможность интерактивного диалогового общения пользователя с компьютером, возможности для скачкообразного повышения эффективности умственного труда. Если изобретение письменности и книгопечатания вносили принципиальные изменения в способ хранения и передачи информации, то с появлением компьютеров происходит качественный скачок в возможностях обработки и преобразования информации.

Телевизор, компьютер и  другие технические средства массовой информации распространяют информацию на большие расстояния, для рассредоточенной в пространстве огромной аудитории  слушателей и зрителей в реальном режиме времени. Более того, они являются не только техническим механизмом, но, как об этом будет сказано  далее, могут создавать собственные  культурные ценности, что способствует их более результативному воздействию, как на отдельную личность, так  и на общество в целом. Это воздействие  настолько велико, что СМИ часто  называют “четвертой властью”.

 

 

Функции СМИ

 

 

Информационная функция  СМИ обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта информация не всегда достаточно обоснована, иногда искажена в силу чего количество информации далеко не равно количеству знания. Кроме того, существует много повторяющейся информации, которая не составляет прироста полезного знания.

Развлекательная функция  обслуживает различные эстетические потребности людей путем показа кинофильмов, представлений, концертов, различных игр ( в том числе компьютерных), спортивных состязаний и т.д. Развлекательная функция по времени часто занимает первое место среди функционирования всех СМИ.

Экономическая функция СМИ  реализуется путем торговых реклам, экономических сведений о курсе  денег, деятельности виртуальных магазинов, сведений об экономической деятельности различных промышленных и торговых организаций, информации о цене тех  или иных товаров.

Наконец, образовательная  функция СМИ выступает в виде показа различных образовательных  программ, сведений электронных учебников, использования СМИ в учебном  процессе в ходе информатизации образования. Надо сказать, что в реализации этой функции особо ярко проявляются  основные принципы новой системы  СМИ – интерактивность, мобильность, повсеместность, глобализация.

Информация о работе Четвёртая власть и её сущность