Четвёртая власть и её сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Истоки возникновения СМИ…………………………………………………..…4
Определение СМИ………………………………………………………………...6
Функции СМИ………………………………………………………………….....8
Место и роль СМИ в политике…………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………….....10
Список используемой литературы……………………………………………...11

Файлы: 1 файл

htath.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

Первейшая функция СМИ - распространение  информации. В выполнении этой функции  задействованы люди, далекие от производства культурных ценностей. “Распространение массовой информации осуществляется профессионалами-практиками, которые, как правило, лишь за редкими  исключениями сами создают новые  идеи, формулы или новые конструкции, преимущественно осуществляют социальную функцию, прочно связанную с потребностями  текущего момента, - пишет А.Моль. - Их задача – это, прежде всего, создание по выражению А.Моля “системы кровообращения в общественном организме”, т.е. распространение информации. Цели их деятельности определены вполне четко: исторически они связаны с демократическим тезисом о том, что народ имеет право на знания”.

СМИ обеспечивают специфическое  духовное общение людей, при котором  обмен продуктами деятельности выступает  как обмен информации между людьми. Специфика этого общения характеризуется  массовостью и регулярностью  распространения информации, стереотипным характером ее содержания. Что же касается формы распространения информации, то она весьма разнообразна - текстовая, графическая, аудиовизуальная, их комбинации. СМИ обеспечивают непрерывный поток  отдельных элементов культуры в  силу чего личность выступает не как  результат целенаправленного процесса усвоения научных знаний, моральных  норм и других существующих в обществе культурных ценностей, а как результат освоения отдельных, часто не связанных друг с другом, элементов культуры. В силу этого, по выражению А. Моля, культурный потенциал личности становится “мозаичной культурой”.

 

 

Место и роль СМИ  в политике

 

 

  Теперь, когда мы рассмотрели основные этапы развития СМИ и проблемы, возникшие в связи с коренной перестройкой СМИ в эпоху становления демократии, остановимся подробнее на той роли, которую СМИ играют в политической жизни страны.

В течение длительного  времени в СССР главным источником информации для широкой публики  служила пресса—газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных  сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать  себя частью более широкого мира и  реагировать на происходящие в нем  события

С появлением радио радикальным  образом изменился механизм освещения  информации, сделалось возможным  передавать ее через государственные  границы неограниченному числу  слушателей. К началу второй мировой  войны радио стало одним из главных политической мобилизации  общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его  роль в послевоенный период, с созданием  сети вещания во всех развитых странах.

Для телевидения период от его возникновения до превращения  в важный политический инструмент оказался еще короче, что объясняется главным  образом бурными темпами его  развития и распространения. В 70 - 80-х  годах телевидение стало доминирующим СМИ. В настоящее время оно  обладает огромными возможностями  для воздействия на общественное мнение

В зависимости от того, в  чьих руках оно находится, его  можно использовать как для объективного  оперативного информирования людей  о реальных событиях в мире, их просвещения  и воспитания, так и для манипулирования  в интересах тех или иных групп  людей.

Пресса, радио и телевидение  являются своеобразными «глазами и  ушами общества». Они предупреждают  его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах  власти и т.д. Они могут пролить  свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

Необходимо отметить, что, апеллируя к таким чувственным  компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций  правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется  в избирательном процессе, во время  избирательных кампаний.

Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов.

Телевидение, высоко ценимое  влиятельными людьми, инвестиции в  которое дают почти что магический результат, превратилось в прямом и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.

Основным принципом в  производстве политического телевидения  является понимание того, что все  всегда голосуют за свои собственные  интересы и ключ успеха заключается  в том, чтобы соединить свою позицию  с нуждами электората, который  бы смог, таким образом, считать вашу позицию отвечающей его собственным  интересам.

 

 

Заключение

 

 

Недаром СМИ называют «четвертой властью», СМИ – это инструмент колоссальной силы, инструмент, с помощью  которого стало возможным изменять старые мыслительные структуры, ценности целых народов, стало возможным  формирование атомизированного и легко манипулируемого общества, общества потребителей сообщений. Эта цель была бы недостижима, не будь у СМИ и их владельцев поддержки школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1  Курьянов М.А. Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов. 2005.

2 Политология: хрестоматия. / Сост. проф. Василик М.А., доц. Вершинин М.С. М. 2000.

3 Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 2003

4 Воробьёв К. А. Политология: Учебное пособие для вузов. М., 2005

 

 

 


Информация о работе Четвёртая власть и её сущность