Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:11, реферат
Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Истоки возникновения СМИ…………………………………………………..…4
Определение СМИ………………………………………………………………...6
Функции СМИ………………………………………………………………….....8
Место и роль СМИ в политике…………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………….....10
Список используемой литературы……………………………………………...11
Первейшая функция СМИ - распространение информации. В выполнении этой функции задействованы люди, далекие от производства культурных ценностей. “Распространение массовой информации осуществляется профессионалами-практиками, которые, как правило, лишь за редкими исключениями сами создают новые идеи, формулы или новые конструкции, преимущественно осуществляют социальную функцию, прочно связанную с потребностями текущего момента, - пишет А.Моль. - Их задача – это, прежде всего, создание по выражению А.Моля “системы кровообращения в общественном организме”, т.е. распространение информации. Цели их деятельности определены вполне четко: исторически они связаны с демократическим тезисом о том, что народ имеет право на знания”.
СМИ обеспечивают специфическое
духовное общение людей, при котором
обмен продуктами деятельности выступает
как обмен информации между людьми.
Специфика этого общения
Место и роль СМИ в политике
Теперь, когда мы рассмотрели основные этапы развития СМИ и проблемы, возникшие в связи с коренной перестройкой СМИ в эпоху становления демократии, остановимся подробнее на той роли, которую СМИ играют в политической жизни страны.
В течение длительного
времени в СССР главным источником
информации для широкой публики
служила пресса—газеты и
С появлением радио радикальным образом изменился механизм освещения информации, сделалось возможным передавать ее через государственные границы неограниченному числу слушателей. К началу второй мировой войны радио стало одним из главных политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, с созданием сети вещания во всех развитых странах.
Для телевидения период от
его возникновения до превращения
в важный политический инструмент оказался
еще короче, что объясняется главным
образом бурными темпами его
развития и распространения. В 70 - 80-х
годах телевидение стало
В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
Пресса, радио и телевидение являются своеобразными «глазами и ушами общества». Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.
Необходимо отметить, что,
апеллируя к таким чувственным
компонентам общественного
Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов.
Телевидение, высоко ценимое влиятельными людьми, инвестиции в которое дают почти что магический результат, превратилось в прямом и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.
Основным принципом в производстве политического телевидения является понимание того, что все всегда голосуют за свои собственные интересы и ключ успеха заключается в том, чтобы соединить свою позицию с нуждами электората, который бы смог, таким образом, считать вашу позицию отвечающей его собственным интересам.
Заключение
Недаром СМИ называют «четвертой властью», СМИ – это инструмент колоссальной силы, инструмент, с помощью которого стало возможным изменять старые мыслительные структуры, ценности целых народов, стало возможным формирование атомизированного и легко манипулируемого общества, общества потребителей сообщений. Эта цель была бы недостижима, не будь у СМИ и их владельцев поддержки школы.
Список используемой литературы
1 Курьянов М.А. Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов. 2005.
2 Политология: хрестоматия. / Сост. проф. Василик М.А., доц. Вершинин М.С. М. 2000.
3 Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 2003
4 Воробьёв К. А. Политология: Учебное пособие для вузов. М., 2005