Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:52, реферат
Демократия - одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки.
На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии
1. Понятие и сущность демократии
Демократия - одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки.
На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
1) Первый подход - этимологический,
т.е. рассматривающий
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово «демос» одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия «демократия» снова от нас ускользает.
2). Второй поход - нормативный
- состоит в понимании
Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).
3). Третий подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.
Слабость этого подхода к
пониманию природы демократии заключается
в том, что остается неясной связь
массового устремления к
4). Четвертый подход - так называемая
«гражданская теория
5). Пятый подход - негативный - рассматривает
демократию буквально как власт
6). Шестой подход - эмпирический - призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.
С позиций этого подхода
С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:
1). Суверенитет народа и
2). Свободные и честные выборы
- т.е. выборы с реальной
3). Всеобщее голосование, т.е. положение, когда практически все взрослые дееспособные граждане имеют право голосовать на выборах;
4). Право претендовать на
5). Свобода слова - т.е. граждане должны иметь право свободно выражать свое мнение по самому широкому кругу политических и общественно значимых вопросов, критиковать политическую власть, ее политику и господствующую идеологию;
6). Альтернативная информация - т.е. в демократическом государстве помимо официальных должны существовать альтернативные источники информации, к которым граждане могли бы регулярно обращаться;
7). Независимость организаций -
граждане должны иметь право
с целью защиты своих
Для функционирования всякого режима необходимо соблюдение определенных процедурных норм и уважение гражданских прав. К условиям, необходимым для функционирования и существования современной политической демократии относятся следующие:
1. Контроль за решениями
2. Эти официальные лица
3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.
4. Практически все взрослое
5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь серьезного преследования по политическим мотивам.
6. Граждане имеют право
получать информацию из
7. Граждане имеют право
создавать относительно
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.
В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.
Прямая демократия сегодня используется организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Плебисцитарная демократия представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение. В отличие от прямой, плебисцитарная демократия предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения.
В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии и форм их выражения. Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп - социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п.
Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессы.
2. Основные исторические формы
и современные теории
Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями в понимании ее природы, но также длительной эволюцией ее исторических форм. Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т. ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т. е. имело место аристократическое правление. Основными признаками родовой демократии являлись следующие: 1) Она существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень;
2) Отсутствовали разделение
3) Власть вождей и
старейшин опиралась не на
институты принуждения, а на
традиции и моральный
Очевидно, что подобная форма демократии была несовершенной и могла существовать лишь в неразвитом обществе.Следующей исторической формой демократии была т. н. рабовладельческая афинская. Начало ей положили знаменитые реформы архонта (верховного правителя) Солона, которые он осуществил в 6 в. до н э. , перераспределив земельные владения от аристократии в пользу широких слоев свободных граждан и закрепив их право собственности законом. Как полагает известный российский востоковед Л. С. Васильев, именно в результате реформ Солона возник общественный строй, опирающийся на юридически закрепленную частную собственность (чего не было нигде больше в Древнем мире), и создались условия для дальнейшего развития свобод и начал демократии в Европе и на Западе в последующее время. В числе особенностей афинской демократии можно назвать следующие:
1) Высшая власть в полисе Афины принадлежала народному собранию, контролирующей деятельность исполнительной власти полиса (т. е. совета царей); 2) Правовое равенство свободных граждан;
3) Максимальное снижение
имущественных цензов для
5) Могла действовать только в
масштабах отдельного города (полиса),
т. к. деятельность народного
собрания в масштабах среднего
или крупного государства
Основные принципы демократии классического либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т. д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализма как политической идеологии.
На основе этих принципов формируется современная модель т. н. либеральной демократии, основными характеристиками которой являются:
1) Индивидуализм, признание
2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности;
3) Парламентаризм, преобладание представительных форм в политике (т. е. парламент выступает как высший выразитель воли всего народа); 4) Ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие - его невмешательство в частную сферу и в экономику;
5) Ограничение власти
Все вышеназванное вполне естественно определяет и очевидные недостатки либеральной демократии. Во-первых, это прежде всего ее декларативный характер для бедных в условиях социального неравенства, во-вторых - ограниченность из-за ставки на голосование как на основную форму участия граждан; в-третьих - ее слабость из-за недооценки роли государства в деле управления обществом, а также из-за культивирования неограниченного индивидуализма, на деле ведущего к торжеству анархии и распаду общества. Кроме того, неясно, как подобная модель демократии может быть реализована в африканских и азиатских обществах с их сильными авторитарно-коллективистскими традициями.
Поскольку классическая либеральная демократия за свои недостатки подвергается сегодня серьезной критике и ревизии, имеет смысл рассмотреть существующие на сегодня альтернативные теории демократии:
Общими принципами этой теории демократии являются:
1) Народ, класс, нация или раса рассматриваются как единое целое с неделимой волей и общими интересами;
2) Народ должен осуществлять
политическую власть напрямую, не
отчуждая ее в пользу
3) Каждый представитель народа
должен непосредственно
4) Для реализации народовластия народ должен стать единым целым в политическом плане;