Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель данной работы заключается в характеристике и выявлении основных черт демократического и тоталитарного политических режимов.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
систематизировать теоретический и аналитический материал по основным понятиям изучаемой темы и обобщить существующий опыт в научной литературе по данным исследованиям;
выявление сущности основных моделей демократии и теоретическое обоснование термина "демократия";
проанализировать основные черты российской демократии;
охарактеризовать тоталитаризм как политическую систему;
рассмотреть основополагающие разновидности тоталитарных политических систем;
изучить особенности тоталитарной системы СССР.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕМОКРАТИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ
1.1 Теоретическое обоснование термина "демократия"
1.2 Классические и современные модели демократии
1.3 Сущность и основные черты российской демократии
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА КАК ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Специфика тоталитарных политических систем
2.2 Характеристика разновидностей тоталитаризма
2.3 Особенности тоталитарной системы СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти - в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью - ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть - имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.
Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.
Культ власти оказался
гораздо жизненнее культа личности.
Мы давно уже научились критически
относиться к самовосхвалениям власти,
понимая незначительность или относительность
ее реальных успехов. Но считать, что
наши беды объясняются только тем, что
руководство недоглядело, ошиблось,
что оно виновно или даже преступно
- значит все еще оставаться в
плену культа власти. В этом, собственно,
и состоят иллюзии XX съезда: раньше
власть была плохой, теперь власть будет
хорошей, но она как была, так и
останется всесильной. Избавление от
тоталитарной мистификации в другом
- в понимании ничтожности
Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. Принятие этой мифологии - не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования, тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью.
Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Рассмотрим основные элементы тоталитарной картины мира.
1. Вера в простоту
мира - это центральная
2. Вера в неизменный
мир. Все элементы
3. Вера в справедливый
мир. Царство справедливости
4. Вера в чудесные
свойства мира. В ней проявляется
оторванность тоталитарного
Мы застали этап перерождения веры, когда уже и власть, и техника, и официальная культура не только потеряли свою чудотворную силу, но вообще перестали привлекать к себе внимание и надежды. Распад тоталитарного сознания в брежневскую и постбрежневскую эпоху был отмечен необыкновенным расцветом иррациональных верований.
Избирательные репрессии, подбор и расстановка кадров, манипулирование людьми ведут к тому, что новая политическая система создает новый психологический тип. Ключевые посты в партии, в управлении страной, в армии и т.д. занимают люди, более всего соответствующие практике тоталитаризма, поддерживающие ее и готовые осуществлять. Одновременно люди, сформированные властью, требуют от властной элиты соответствия тоталитарному канону. В условиях стабильности это влияние вряд ли существенно, но в период социальных изменений, особенно реформ, сверху, это консервативное давление может оказаться мощным фактором торможения.
Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных "луз" мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время "ленинских призывов", не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.
Пассивная оппозиция
большинства населения и
Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому скачку Запада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.
Люмпенские слои в обществе в той или иной мере присутствуют на протяжении всей его истории. Но лишь на определенном этапе общественного развития (т.е. в XX веке) эти слои становятся социальной базой тоталитарных политических режимов и выдвигают из себя "кадры" вождей и исполнителей (как, впрочем, и жертв). Люмпенизированные группы общества социально аморфны, социально-политически и экономически дезориентированы, враждебно настроены ко всем остальным социальным слоям и группам, обладающим стабильным жизненным укладом, определенностью этических принципов и др.
Отличие люмпенства XX века от аналогичных социальных групп в предшествующие эпохи состоит, прежде всего, в том, что "люмпенизатором" в данном случае выступает само государство, монополизирующее экономику, или супермонополии, сросшиеся с государством и в этом плане мало, чем от него отличающиеся.
Второй этап тоталитаризма характеризуется тем, что он уже сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень "рассудка" и заявит о своих правах.
Бюрократизация
всех форм управления обществом происходит
следующим образом. В условиях полностью
огосударствленной экономики
Бюрократизм проявляется
не только в чрезмерном разрастании
аппарата, он выливается и в тотальную
засекреченность всех форм и методов
его деятельности. Господство централизованно-
Развитие указанных черт бюрократизированного аппарата рано или поздно приводит к его неспособности осуществлять рациональное управление обществом. Но поскольку властные права его никем не ограничиваются, то основной формой его деятельности становится административный произвол. Все это дополняется административным ограничением всех, даже элементарных, прав и свобод индивида (включая права на выбор мёста жительства и передвижение внутри собственной страны, не говоря уже о праве выезда за ее пределы).
В ходе третьего этапа окончательно формируется "номенклатура", привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но "выпасть" из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости.
В области политической
возникновение тоталитаризма
Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства.
Процесс становления
и утверждения тоталитаризма
также предполагает и насильственную
"организацию" общественной жизни
на принципах "чрезвычайного положения",
что неизбежно сопровождается милитаризацией.
В нашей стране дополнительные возможности
этому процессу предоставлялись
и самим принципом организации
политической власти - концентрацией
всех ее ветвей - законодательной, исполнительной
и судебной - в руках одного субъекта,
Совета. Номинальная реализация лозунга
"Вся власть Советам" закономерно
привела к концентрации ее в руках
исполнительного комитета. В силу
сложившейся однопартийной
Такая "организация"
общественной жизни обусловливает
применение средств прямого террора,
инициируемого сверху, поддерживаемого
и активно осуществляемого
Ведущей и, безусловно
доминирующей формой социальных отношений
в условиях тоталитаризма является
политика, основанная на прямом насилии,
поэтому политизация
Источником, экономической
базой тоталитаризма является тотальная
государственная собственность (на
средства производства, прежде всего).
Экономическую основу этого строя
составляет репрессивно-принудительный
способ организации производства, базирующийся
на монопольной государственно-
В нашей стране отмена
частной собственности означала
сосредоточение собственности в
руках узкой группы людей, стоящих
у власти. Коллективно партия владеет
всем, потому что она всем управляет
и распоряжается продуктами так,
как считает нужным. В годы после
революции она смогла занять господствующее
положение почти
Вынужденный переход к нэпу свидетельствовал о признании неготовности России быстро построить социализм и достичь этой цели одним скачком. Однако нэп оказался недолговечен. Уже к началу 30-х годов побеждает курс на реанимацию "военного коммунизма". В области экономики это означало победу идеи единого экономического уклада. Личность в стране полностью утратила экономическую свободу и на всю жизнь попала в зависимость от государства, олицетворявшегося в лице партийно-бюрократического аппарата. Восторжествовала политика материальной уравниловки.
Третий этап тоталитаризма
в области экономики
Информация о работе Демократический и тоталитарный политические режимы