Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:27, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Сформулировать определение понятию «политическая демократия», охарактеризовать основные признаки демократических режимов, подчеркнуть многообразие исторических форм демократии, дать краткую их характеристику.
2) Рассмотреть роль демократизации как главной тенденции современного политического развития.
Введение 3
Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
Демократизация как главная тенденция современного политического развития. 9
Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Федеральное
государственное высшего профессионального образования финансовый университет при правительстве российской федерации ярославский филиал | ||
Кафедра философии и социологии | ||
Факультет: финансово-кредитный Специальность: финансы и кредит | ||
Контрольная работа | ||
по дисциплине «Политология» | ||
на тему | ||
«Демократический политический режим» Вариант №19 | ||
Студент: |
Кузнецова Александра Михайловна | |
Курс: |
4 | |
Форма обучения: |
День | |
Личное дело №: |
09ФФБ03152 | |
Преподаватель: |
Ю. А. Головин | |
Ярославль 2013 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
Демократизация как главная тенденция современного политического развития. 9
Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Одним из самых широких понятий в политической науке является политическая система. Политическая система представляет собой очень сложную систему, которая состоит из ряда подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, функциональная. Функциональная сторона политической системы охватывается понятием «политический режим». Под этим понятием понимается способ правления или технология властвования, которые в разных политических системах существенно отличаются друг от друга.
В настоящее
время демократию рассматривают
как форму устройства любой организации,
как идеал общественного
Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos - народ, cratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения.
В связи с этим представляется весьма полезным прояснить конкретное содержание этого многогранного понятия. На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
1) Первый
подход - этимологический, т.е.
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово «демос» одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия «демократия» снова от нас ускользает. Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?
2) Второй
поход - нормативный - состоит
в понимании демократии как
определенного идеала
Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества, противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).
3) Третий
подход - социально-политический - трактует
демократию как массовое
Слабость
этого подхода к пониманию
природы демократии заключается
в том, что остается неясной связь
массового устремления к
4) Четвертый
подход – «гражданская теория
демократии» - рассматривает ее
не просто как власть
Главной проблемой понимаемой демократии при этом подходе является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.
5) Пятый
подход - негативный - рассматривает
демократию буквально как
Слабость этого подхода - в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.
6) Шестой
подход – эмпирический - призывает
отойти от рассмотрения
Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.
Полезность же этого подхода состоит в том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального явления. Рассмотрим основные из них.
Названные общие признаки демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их. Действие этих принципов «предполагает наделение управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны с действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии. Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов»2.
Плебисцитарная демократия также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться правящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия.
Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения.
Демократия
имеет превосходства и
Политическая
жизнь в современной Росси
имеет особенности. Она в значительной
мере обусловлена тяжело идущими
попытками реформировать
Политическая жизнь в демократически организованном обществе становится все более разнообразной. К участию в ней привлекается, значительна часть населения, политика в немалой степени “делается на улице”. Формами политических действий становятся массовые дискуссии, избирательные кампании, митинги и шествия, акции гражданского неповиновения, забастовки.
Политические действия различаются по степени их организованности. Они могут быть стихийными, слабо организованными или же, напротив, отличаться высокой степенью организованности. Несмотря на общий рост организованности беспорядка, остается одной из острых политических проблем.
В результате
длительного исторического