Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Сформулировать определение понятию «политическая демократия», охарактеризовать основные признаки демократических режимов, подчеркнуть многообразие исторических форм демократии, дать краткую их характеристику.
2) Рассмотреть роль демократизации как главной тенденции современного политического развития.

Содержание работы

Введение 3
Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
Демократизация как главная тенденция современного политического развития. 9
Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Политология_контр.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

финансовый университет

при правительстве российской федерации

ярославский филиал

Кафедра философии и социологии

Факультет: финансово-кредитный Специальность: финансы и кредит

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

на тему

«Демократический политический режим»

Вариант №19

 
 

Студент:

Кузнецова Александра Михайловна

 

Курс:

4

 

Форма обучения:

День 

 

Личное дело №:

09ФФБ03152

     

Преподаватель:

Ю. А. Головин

Ярославль 2013


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4

Демократизация как главная тенденция современного политического развития. 9

Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической 12

Заключение 16

Список используемой литературы 17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых широких понятий в политической науке является политическая система. Политическая система представляет собой очень сложную систему, которая состоит из ряда подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, функциональная.  Функциональная сторона политической системы охватывается понятием «политический режим». Под этим понятием понимается способ правления или технология властвования, которые в разных политических системах существенно отличаются друг от друга.

В настоящее  время демократию рассматривают  как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима. Каждому историческому типу государства  соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать:  «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сформулировать определение понятию «политическая демократия», охарактеризовать основные признаки демократических режимов, подчеркнуть многообразие исторических форм демократии, дать краткую их характеристику.
  2. Рассмотреть роль демократизации как главной тенденции современного политического развития.
  3. Дать сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризовать их сильные и слабые стороны.

 

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Понятие «демократия» в современном  политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos - народ, cratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения.

В связи  с этим представляется весьма полезным прояснить конкретное содержание этого многогранного понятия. На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:

1) Первый  подход - этимологический, т.е. рассматривающий  происхождение и изначальное значение термина «демократия». Дословно же «демократия» переводится с греческого языка на русский как «народовластие». Иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.

Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово «демос» одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия «демократия» снова от нас ускользает. Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?

2) Второй  поход - нормативный - состоит  в понимании демократии как  определенного идеала общественного  устройства, основанного на принципах  свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.

Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в  том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества, противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и  братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет  равенство, а равенство - свободу).

3) Третий  подход - социально-политический - трактует  демократию как массовое общественное  движение за осуществление демократических  целей и идеалов. Специалисты  по политической истории полагают, что оно возникло в Новое  время в странах Европы под  флагом борьбы с абсолютизмом  за права третьего сословия, пережило  несколько волн и продолжает  действовать и поныне.

Слабость  этого подхода к пониманию  природы демократии заключается  в том, что остается неясной связь  массового устремления к демократии, массовых движений под демократическими лозунгами с реальным достижением демократии. Как показывает исторический опыт, массовые движения под демократическими лозунгами могут вести и к тоталитаризму.

4) Четвертый  подход – «гражданская теория  демократии» - рассматривает ее  не просто как власть большинства  (толпы), а именно как власть  сознательных, активных, цивилизованных  и политически культурных граждан.

Главной проблемой понимаемой демократии при  этом подходе является то, что такие  граждане, как правило, составляют меньшинство общества.

5) Пятый  подход - негативный - рассматривает  демократию буквально как власть  черни и толпы, власть людей  с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики - Платон, Аристотель).

Слабость  этого подхода - в его очевидной  односторонности, поскольку ни в  одном социальном явлении, тем более  таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные  стороны.

6) Шестой  подход – эмпирический - призывает  отойти от рассмотрения идеальных  и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле. С позиций этого подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции политиков в борьбе за власть с добавлением еще некоторых признаков - подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и правам граждан, и т.д1.

Слабость  такого понимания демократии проявляется  в том, что, несмотря на отвлеченный  характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен  для того, чтобы на него можно  было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.

Полезность  же этого подхода состоит в  том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального  явления. Рассмотрим основные из них.

  1. Обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
  2. Систематическую выборность основных органов власти;
  3. Наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
  4. Абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм);
  5. Профессиональный характер правления элит;
  6. Контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
  7. Идейный плюрализм и конкуренцию мнений.

Названные общие признаки демократии дают возможность  выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их. Действие этих принципов «предполагает наделение управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны с действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии. Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов»2.

Плебисцитарная  демократия также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться правящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия.

Представительная  демократия является более сложной  формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение  граждан в процесс принятия решений  через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения.

Демократия  имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые стороны. Своими широчайшими возможностями и  перспективами демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. Демократия – это «распутье», так как она представляет собой систему свободы, для которой нет ничего абсолютного. Демократия - пустое пространство, в котором могут развиваться самые разнообразные политические стремления. Проявляемое недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людей от неопределенности, желание выбрать конкретный путь развития.

 

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КАК ГЛАВНАЯ  ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ.

Политическая  жизнь в современной Росси  имеет особенности. Она в значительной мере обусловлена тяжело идущими  попытками реформировать общество и глубоким экономическим кризисом.

Политическая  жизнь в демократически организованном обществе становится все более разнообразной. К участию в ней привлекается, значительна часть населения, политика в немалой степени “делается  на улице”. Формами политических действий становятся массовые дискуссии, избирательные  кампании, митинги и шествия, акции  гражданского неповиновения, забастовки.

Политические  действия различаются по степени  их организованности. Они могут быть стихийными, слабо организованными  или же, напротив, отличаться высокой  степенью организованности. Несмотря на общий рост организованности беспорядка, остается одной из острых политических проблем.

В результате длительного исторического процесса были выработаны определенные нормы, принципы и формы организации политической жизни, которые со временем приобрели  вид “политического катехизиса”. Соблюдение этих норм и принципов придает  политической жизни устойчивость, стабильность и возможность дальнейшего прогрессивного развития. Эти принципы и нормы  сводятся к следующим основным положениям.

  • В области личных прав признается право каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища.
  • В сфере политических прав устанавливается право каждого гражданина избирать и быть избранным, право на свои политические убеждения, на политические объединения (партии, союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования.
  • В экономической сфере дается право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение.
  • В социальной сфере провозглашается право на достойный уровень жизни, на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, на отдых и досуг.
  • В духовной сфере признается право на свободу мысли, убеждений, совести,  слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.

Информация о работе Демократический политический режим