Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Сформулировать определение понятию «политическая демократия», охарактеризовать основные признаки демократических режимов, подчеркнуть многообразие исторических форм демократии, дать краткую их характеристику.
2) Рассмотреть роль демократизации как главной тенденции современного политического развития.

Содержание работы

Введение 3
Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
Демократизация как главная тенденция современного политического развития. 9
Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Политология_контр.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Конечно, одного провозглашения указанных прав и свобод недостаточно.  Для их осуществления на практике необходимы реальные гарантии. Для этого нужно  разработать соответствующее законодательство и обеспечить его выполнение, а  также сформировать соответствующий  уровень политической культуры населения, его готовность защищать демократические  права и свободы.

Политическая  жизнь общества постоянно развивается  и совершенствуется. С достаточной  четкостью вырисовываются основные направления ее совершенствования  или точки роста современной  политической жизни, ее перспективы.

Политическая  система и прежде всего ее ядро – государство совершенствуется в направлении формирования демократического правового государства. Пол таким  государством понимается своего рода идеал государственного устройства. Это государство, которое обеспечивает осуществление прав и свобод своих  граждан, а его органы, особенно суды и полиция, точно соблюдают существующие законы. Это государственная власть, не допускающая прямого вмешательства  в сферу гражданского общества, в  область самоуправления свободных  индивидов и их организаций3.

Правовое  государство может развиваться  только в условиях многопартийности. Многообразие партий необходимо как  важнейшее средство выражение интересов  различных социальных групп и  общностей людей. Без такого многообразия демократическое развитие современного общества невозможно. С этим связана  и необходимость совершенствования  парламентского механизма функционирования власти, признанного также обеспечить согласование действий различных политических партий и движений. В ходе их дискуссий  рождаются компромиссные решения. В этой работе формируются подлинные  политические партии парламентского типа.

Тесно взаимодействуя с политической системой, развивается  и гражданское общество. Оно все  в большой степени функционирует  в качестве самоорганизующейся и  саморазвивающейся системы, существующей в рамках конституции, но в качестве противовеса государству – в  виде комплекса независимых экономических, национальных религиозных и других организаций. Необходимое условие  функционирования гражданского общества – высокий уровень социального, интеллектуального психологического развития личности, ее внутренней свободы  и полной самостоятельности при  включении в тот или иной институт гражданского общества.

Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д.

Демократия, как сложная форма взаимоотношений  власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях,   но   достаточно   эффективной   в   высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕХ ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ЛИБЕРАЛЬНОЙ, КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ

На всем протяжении истории демократические  государства различались между  собой. Тем не менее они имеют следующие общие черты:

• признание  народа источником власти, сувереном  в государстве;

• равноправие  граждан как исходное социальное состояние;

• подчинение меньшинства большинству при  принятии решений и их выполнении;

• выборность основных органов государства.

Важнейший признак демократии – признание  народа верховным источником и контролером власти.

Все концепции  демократии можно разделить на три  группы:

1. Индивидуалистические (либеральные).

2. Плюралистические (теории групп).

3. Коллективистские (тоталитарные).

Либеральная демократия

Существующие  в наши дни демократические системы  ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII-XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.

Отметим общие достоинства и недостатки либеральной демократии.

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Отождествление народа как субъекта  власти с собственниками-мужчинами,  исключение низших слоев, прежде  всего наемных рабочих, а также  женщин из числа обладающих  избирательным правом граждан.

2) Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контролирует независимый суд.

3) Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений.

4) Парламентаризм, преобладание  представительных форм политического  влияния.

5) Ограничение компетенции  и сферы деятельности государства  преимущественно охраной общественного  порядка, безопасности и прав  граждан, социального мира и  т.п., его невмешательство в дела  гражданского общества, экономические,  социальные и духовно-нравственные  процессы.

6) Разделение властей,  создание сдержек и противовесов  как условия эффективного контроля  граждан над государством, предотвращения  злоупотреблений властью.

7) Ограничение власти  большинства над меньшинством, обеспечение  индивидуальной и групповой автономии  и свободы.

1) Социально-классовая ограниченность. Она не распространяется на  большинство населения: пролетариев,  другие низшие слои, женщин - и  поэтому не является властью  народа в полном смысле этого  слова.

2) Формальность и, как  следствие, декларативность демократии  для бедных, социально не обеспеченных  слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков.

3) Ограниченность сферы  демократии и политического участия  личности. Ставка на представительные  органы и лишь эпизодическую,  преимущественно электоральную  политическую активность граждан  фактически выводит органы власти  из-под контроля масс и превращает  демократию в форму господства  политической элиты. 

4) Принижение роли государства  в управлении обществом и укреплении  социальной справедливости.

5) Чрезмерный ценностный  индивидуализм, игнорирование коллективной  природы человека, его принадлежности  к различным социальным группам.


 

Перечисленные сильные стороны либеральной  демократии свидетельствуют о том, что она стала крупным шагом  вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем  классическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обоснованно  подвергается критике.

Практическим  ответом на недостатки классической либеральной демократии явились  рабочее, социалистическое, коммунистическое и другие движения, а также новые, во многом противоположные либерализму  демократические концепции и  попытки воплотить их в жизнь.

Коллективистская демократия

Преодолеть  недостатки либерального государства  и осуществить подлинное народовластие  пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип  демократии теоретически достаточно детально разработан. Попытки же его практического  осуществления, сделанные прежде всего в странах государственного социализма, не увенчались успехом. И все же они значительно обогатили теорию и практику демократии (хотя в большей степени негативным опытом), оказали значительное влияние на современные политические системы Запада.

Отметим общие достоинства и недостатки коллективисткой демократии.

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Коллективизм в трактовке народа, признание народа единым однородным  целым, имеющим объективные, существующие  еще до своего осознания общий  интерес и волю;

2) Отсутствие противоречий  внутри народа, рассмотрение политической  оппозиции как патологии или  врага, подлежащего насильственному  устранению;

3) Коллективистское понимание  свободы как активного равноправного  участия гражданина в делах  всего государства и общества;

4) Тоталитарность, всепроникающий  абсолютный характер власти, на  деле осуществляемой вождями,  отождествляемыми с народом (классом,  нацией), полная беззащитность меньшинства,  в том числе отдельной личности;

5) Устранение самой проблемы  прав человека, поскольку целое  - государство - и без того заинтересовано  в благополучии своих собственных  составных частей;

6) Всеобщая политическая  мобилизация, преимущественно прямое  участие граждан в управлении, рассмотрение представительных  органов и должностных лиц  не как самостоятельных в пределах  закона и ответственных за  принятые решения руководителей,  а лишь как проводников воли  народа, его слуг;

7) Декларирование социальной  демократии, перенесение главного  акцента с юридического провозглашения  политических прав на обеспечение  социальных условий для участия  граждан в управлении.

1) Попытки осуществления коллективистских  теорий неизбежно приводили к  появлению нового господствующего  класса - номенклатуры, к тоталитаризму,  подавлению всякой индивидуальной  свободы, террору против инакомыслящих.

2) Власть народа (класса, нации) не может быть реальной  без гарантий индивидуальной  свободы и других прав личности, без признания и институционального  закрепления ее роли как первичного  источника власти.

3) Так называемая общая  воля, "классовый", "национальный" или "общенародный" интересы  представляют собой вымысел, миф,  оправдывающие политическое господство  одного лица или группы в  том случае без равноправного  участия отдельных свободных  личностей.


 

Несмотря  на неудачность своих практических попыток, идейное и политическое движение за коллективистскую демократию критикой классовой ограниченности либерального государства, постановкой  целого ряда важнейших политических проблем  и практическим опытом грандиозного по своим масштабам и замыслам социального эксперимента оказало большое воздействие на развитие политической мысли и эволюцию либеральной формы правления в странах Запада.

Плюралистическая демократия

Плюралистическая  теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей  на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление  народа, действующего через конкурирующие групповые интересы.

Отметим общие достоинства и недостатки плюралистической демократии.

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Заинтересованная группа - центральный  элемент демократической политической  системы, гарантирующей реализацию  интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется  на второй план, хотя ее статус  как первичного субъекта власти  и не отрицается;

2) Общая воля как результат  конфликтного взаимодействия различных  групп и их компромиссов;

3) Соперничество и баланс  групповых интересов - социальная  основа демократической власти, ее динамики;

4) Сдержки и противовесы  распространяются не только на  институциональную сферу, но и  на социальную область, где  ими выступают группы-соперники;

5) "Разумный эгоизм", личный и групповой интересы  как генераторы политики;

6) Государство - орган,  ответственный за нормальное  функционирование всех секторов  общественной системы и поддерживающий  в обществе социальную справедливость;

7) Диффузия, распыление власти  между разнообразными центрами  политического влияния: государственными  институтами, партиями, группами  интересов и т.д.;

8) Наличие в обществе  ценностного консенсуса, предполагающего  признание и уважение всеми  участниками политического соревнования  основ существующего государственного  строя, демократических правил  игры, прав личности, закона;

9) Демократическая организация  самих базисных групп как условие  адекватного представительства  интересов составляющих их граждан.

1) Идеализация действительности, преувеличение  групповой идентификации населения,  участия граждан в группах  интересов.

2) Игнорирование или недостаточный  учет неравенства политического  влияния различных общественных  групп и прежде всего приоритетного  влияния на власть бизнеса,  бюрократии, профсоюзов, военно-промышленного  комплекса.

3) Для принятия решений  требуется широкое согласие всех  заинтересованных групп, что трудно  обеспечить на деле, особенно  в периоды политического реформирования.

4) Сохраняющееся в современных  демократиях социальное неравенство  в значительной мере противоречит  представлениям теории плюралистической  демократии о гармоническом равновесии  интересов различных общественных  групп.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, политический режим - это совокупность методов, средств, способов, а так  же механизмов осуществления политической власти, определенное устоявшееся (временно итоговое) политическое состояние общества, характеризующееся существованием определенных политических процессов, набором политических институтов, сложившимися отношениями власти и общества, господствующей идеологией, социальными взаимоотношениями, экономическими составляющими, определенным видом политической культуры.

Каждая  из теорий демократии имеет как достоинства, так и недостатки. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах мира стремится совмещать  идеи самоуправления и партиципации (главным образом на местном уровне, а частично и на производстве) с представительством в масштабах всего государства. В целом же это преимущественно репрезентативная плюралистическая демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и учитывающая в большей или меньшей степени некоторые христианские и социалистические коллективистские идеи.

Однако  при всем многообразии конкретных политических режимов современного мира большинство  государств остается при авторитарной, а некоторые государства и  при тоталитарной политической системе. В то же время едва ли ни каждое государство провозгласило переход к демократии, подчеркивая демократические ценности. И, хотя к реальной демократии принадлежит пока небольшое количество стран, в будущем их количество намного увеличиться, т.к. это наиболее эффективная и перспективная модель развития современного общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/ Пугачев В.П., Соловьев А.И. 4-е изд., перераб и доп. – М.: Аспект Пресс. 2007;
  2. Грачев М.И., Мадатов А.С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М.: АЛКИГАММА. 2004.
  3. Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей. 2003;
  4. Основы политологии: Учебник для вузов/Мальцев В.А. – М.: ИТРК РСПП. 1998;
  5. Политология: Учеб. Пособие / Н. И. Азаров, Г. С. Адрияш, Т. В. Бакулина / Под ред. Кретова Б. И.- М.: Высш. Шк. 2001;
  6. Политология: Учебник для вузов/В.Н.Лавриненко, А.С.Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ. 2002;
  7. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века: пер. с англ. – М.:РОССПЭН, 2003.

Информация о работе Демократический политический режим