Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей.
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии 8
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Их сильные и слабые стороны 11
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

demokraticheskij-politicheskij-rezhim.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Их сильные и слабые стороны

 

Существующие в наши дни  демократические системы ведут  свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII—XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.

Либерализм впервые в  истории социальной мысли отделил  индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы - государство и гражданское общество. Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета. В целом же этой модели демократии присущи следующие характерные черты:

1. Отождествление народа  как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа обладающих избирательным правом граждан.

2. Индивидуалистичность, признание  личности первичным и главным  источником власти, приоритет прав индивида над законами государства.

3. Узкополитический, формальный  характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений.

4. Парламентаризм, преобладание  представительных форм политического  влияния. 

5. Ограничение компетенции  и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.

6. Разделение властей,  создание сдержек и противовесов  как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью.

7. Ограничение власти  большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы.

Эти и другие черты либеральной  демократии свидетельствуют, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем классическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.

Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип демократии теоретически достаточно детально разработан. Коллективистскую демократию нередко называют идентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти.

Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт. К ним относятся:

1) коллективизм в трактовке  народа, признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю;

2) отсутствие противоречий  внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению;

3) коллективистское (близкое  к античному) понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;

4) тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классом, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том числе отдельной личности;

5) устранение самой проблемы  прав человека, поскольку целое — государство — и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей;

6) всеобщая политическая  мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг;

7) декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность или, по меньшей мере, несовместимость с демократией в ее либеральном понимании. Попытки их осуществления неизбежно приводили к появлению нового господствующего класса — номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти.

Демократия западного  образца выросла из либеральной политической системы и наследует ее основополагающие организационные принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека, автономия меньшинства и т.п. Оценки и названия современной демократии неоднозначны. Ее часто называют плюралистической, поскольку она базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.) и форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений, гражданских инициатив и т.д.).

Несмотря на основополагающую общность с классическим либеральным  государством, современная демократия существенно отличается от него. Ее главные особенности определяются тем, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации, пытается сочетать традиционные либеральные ценности с идеями, заимствованными от социалистического, христианского, коммунистического и других движений, учитывает новые реалии постиндустриального общества.

Если обобщить разнообразные  концепции плюралистической демократии, то можно выделить в них следующие общие основополагающие идеи:

1) заинтересованная группа — центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя ее статус как первичного субъекта власти и не отрицается;

2) общая воля как результат  конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов. Эта воля не существует априори, до соревнования различных политических акторов, а формируется в процессе «примирения», уравнивания многообразных интересов;

3) соперничество и баланс  групповых интересов — социальная  основа демократической власти, ее динамики;

4) сдержки и противовесы  распространяются не только на институциональную сферу (либерализм), но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники;

5) «разумный эгоизм», личный  и, особенно, групповой интересы  как генераторы политики;

6) государство — не «ночной сторож» (либерализм), а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость. С плюралистической теорией демократии вполне совместимы теория и практика социального государства, обеспечивающего достойные условия жизни каждому человеку. Государство — это также арбитр, гарантирующий соблюдение законов, правил игры в соревновании многообразных групп и не допускающий монополизации власти;

7) диффузия, распыление власти между разнообразными центрами политического влияния: государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д.;

8) наличие в обществе  ценностного консенсуса, предполагающего  признание и уважение всеми  участниками политического соревнования основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав личности, закона;

9) демократическая организация  самих базисных групп как условие  адекватного представительства интересов составляющих их граждан. Без этого демократия превращается в плюрализм элит.

Модель плюралистической демократии не лишена слабостей и  недостатков. Однако более близких к идеалу народовластия и к реальной жизни моделей политических систем сегодня не существует. Поэтому концепция плюралистической демократии имеет широкое влияние на политическую мысль и практику. Акцентируя главное внимание на сложном групповом составе народа как субъекта власти, эта теория, конечно, не может отразить все аспекты современных демократий и дополняется рядом других концепций. Теориями, концентрирующими внимание на самом процессе осуществления власти, являются репрезентативная (представительная) и партиципаторная (политического участия) концепции демократии. [1, с. 183]

Заключение

 

Все названные и проанализированные модели демократии составляют основание для концептуализации ее характеристик при эмпирическом сравнении политических систем. Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму.

  1. Существование в обществе множества интересов и широкого 
    спектра возможностей их выражения и реализации.
  2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
  3. Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам 
    принимать участие в формировании представительных институтов.
  4. Контроль представительных институтов за деятельностью 
    правительства.
  5. Согласие большинства общества относительно политических 
    норм и процедур.
  6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
  7. Признание решающей роли большинства при учете интересов 
    меньшинства.

Демократия возникает  и сохраняется при наличии  определенных условий. Во-первых, это  высокий уровень экономического развития. Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п. В-четвертых, это ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской культуры.

 

Список литературы

 

1. Введение в политологию – Учебник / Пугачев В.П, Соловьев А.И - , М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000.

2. Политология: Лексикон – М.: Росспэн, 2003

3. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005.

4. Современные политические режимы: структура, типология, Динамика / Цыганков А.П. - М.: Интерпракс, 1995.




Информация о работе Демократический политический режим