Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:15, контрольная работа
Нормативное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. Его сила состоит в привлекательности содержащихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеала. Слабость же такого определения демократии – в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление.
Введение.
1.Античная демократия и этапы ее развития.
1.1. Первобытная демократия.
1.2.Возникновение афинской демократии.
1.3.Народное собрание.
1.4. Падение демократии.
2. Современная демократия.
2.1.Распространение демократии в мире.
2.2. Особенности современной демократии.
2.3.Слабости теории плюралистической демократии.
Заключение.
Список использованной литературы.
народу пронизывают всю историю человечества. Огромное влияние на утвер-
ждение демократически ориентированного мировоззрения оказало христианство.
Под влиянием христианства в средние века утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны.
Большое влияние на подготовку благоприятной духовно-нравственной
почвы для демократии оказали
средневековые религиозные
2.1.Распространение демократии в мире.
Широкое распространение демократии в мире, — несомненно, наиболее важный политический феномен последних трех десятилетий XX в. Получившая начальные импульсы в Южной Европе — в Испании, Португалии, Греции, — волна демократизации прокатилась по Латинской Америке, затронув там все страны, за исключением Кубы. Затем она переместилась в Азию, где на Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Пакистане и Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные правительства. В 1989 г. эта демократическая волна накрыла Восточную Европу, а еще через два года — Советский Союз. Выборные лидеры заменили коммунистических назначенцев почти во всех республиках бывшего СССР. Демократизация заявила о себе усилением роли электорального процесса и в странах Ближнего Востока, таких, как Йемен и Иордания. В Африке многие диктаторы были отстранены от власти благодаря демократической процедуре; в ряде африканских стран состоялись общенациональные конференции и круглые столы политических сил; и, что особенно важно, на путь демократии прочно встала Южная Африка. Демократические веяния дали о себе знать даже в странах, от которых этого меньше всего ожидали.
Наблюдая впечатляющее территориальное
расширение демократии, следует иметь
в виду два важных момента.
Во-вторых, распространение
демократии в мире снижает вероятность
войн между государствами. Один из фундаментальных
фактов новой истории состоит в том, что
со времени установления современной
демократии в США в начале XIX в. войны между
демократическими странами, за малым исключением,
не велись. Этому есть объяснение. Если
признать справедливость данного тезиса,
то по мере роста в мире числа демократических
правительств почва для возникновения
войн должна сужаться . Демократизации
благоприятствуют определенные экономические
и культурные условия. В их числе сравнительно
высокий уровень экономического развития
и преобладание того, что можно назвать
западной культурой с ее ценностями, включая
западное христианство. В настоящее время
практически все страны с высоким или
средневысоким уровнем дохода , за
исключением Сингапура, являются демократиями.
Точно так же все западные государства
или испытавшие на себе сильное влияние
Запада, кроме Кубы и немногих других,
имеют демократическое устройство. Демократизации
не произошло как раз там, где указанные
предпосылки слабы. Это либо бедные, либо
незападные по своей культуре общества.
В перечне «Фридом хаус» из 75 стран,
значащихся в рубрике «свободные», только
пять приходится на Азию (Япония, Южная
Корея, Монголия, Непал, Бангладеш), всего
две — на мусульманский мир (Бангладеш
и Турецкая республика Северного Кипра)
и лишь три принадлежат к восточной ветви
христианства (Греция, Болгария, Республика
Кипр). Помимо стран Балтии, ни одно из
государств, возникших на развалинах Советского
Союза, не классифицировано как «свободное».
Таким образом, в настоящее время демократия
доминирует в Западной и Центральной Европе,
Северной и Южной Америке, а также на окраинах
Азии.
2.2. Особенности современной демократии.
Демократия — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии. В настоящее время существует несколько теорий демократии, основными из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, представительная, народная, социалистическая.
Наиболее распространенной из них является плюралистическая. [4]
Она базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.) и форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений, гражданских
инициатив и т.д.).
Несмотря на основополагающую общность с классическим либеральным
государством, современная демократия существенно отличается от него. Ее
главные особенности определяются тем, что она строится на синтезе раз-
личных идей, концепций и форм организации, пытается сочетать традицион-
ные либеральные ценности с идеями, заимствованными от социалистического, христианского, коммунистического и других движений, учитывает новые реалии постиндустриального общества. [2]
Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек - представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т.д. С помощью
группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов. Народ не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии – стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединятся, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.
Демократия - это не власть стабильного большинства, поскольку само оно
изменчиво и не монолитно, обычно складывается на основе компромиссов из
разнообразных индивидов, групп и объединений. Ни одна из групп совре-
менного западного общества не способна монополизировать власть и при-
нимать решения, не опираясь на поддержку других общественных ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая тем самым важнейшим социальным противовесом, сдерживающим тенденции к монополизации власти.
Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп
обычно увеличивает
Демократия - представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать
свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс
компромиссные решения. [2]
Основными институтами
современной либеральной
2.3.Слабости теории плюралистической демократии.
Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают идеализацию
действительности, преувеличение
групповой идентификации
Второе важнейшее направление
критики теории плюралистической демократии
обвиняет ее в игнорировании или
недостаточном учете
Рядом западных исследований было установлено, что влияние группы не-
посредственно зависит от ее организованности и способности к политическому соперничеству, конфликту. Организованность связана с уровнем образования, характером труда, величиной группы и другими факторами. Способность к конфликту определяется прежде всего наличием политических ресурсов (деньги, знания, авторитет, СМИ и т.д.), которые распределены в обществе неравномерно. Так, пенсионеры, инвалиды, неквалифицированные рабочие и некоторые другие группы почти не обладают такими ресурсами, в то время как представители крупного капитала владеют ими в избытке.
Сохраняющееся в современных демократиях социальное неравенство, ко-
торое проявляется в неодинаковой
способности различных групп
к артикуляции (четкому осознанию,
формулировке и представлению в
органах власти) своих интересов
и к их отстаиванию в конкурентной
борьбе, в значительной мере противоречит
представлениям теории плюралистической
демократии о гармоническом равновесии
интересов различных
Отражение в политике современных государств интересов различных общественных групп все же не снимает проблему неравенства их политического влияния. В тех государствах, где условия жизни и интересы граждан сблизились, плюралистическая теоретическая модель демократии более адекватно отражает реальность, чем там, где сохраняется высокий уровень социального неравенства.
В современной политической мысли не только подвергается сомнению
соответствие плюралистической теории реальной жизни, но и критикуется сама модель такой демократии. Утверждается, что плюралистическая демократия консервативна, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле, особенно в периоды политического реформирования. Такая демократия сводит общую волю к низшему порогу достижимого в обществе согласия. Кроме того, в плюралистической системе с большим трудом пробивают себе дорогу и получают признание всеобщие, глобальные, долгосрочные и новые интересы.
Модель плюралистической демократии не лишена слабостей и недостатков. Однако более близких к идеалу народовластия и к реальной жизни моделей
политических систем сегодня не существует. Поэтому концепция плюралистической демократии имеет широкое влияние на политическую мысль и практику. [4]
Противоречия и проблемы развития демократии показывают, что она представляет собой принципиально открытое различным альтернативам и вместе с тем весьма несовершенное устройство власти. Более того, она не является единственно возможной и тем более привлекательной для всех стран и народов формой правления. К тому же ущербная, несовершенная демократия может принести обществу не меньшие трудности, чем деспотические и тоталитарные режимы. И все же именно демократия является сегодня единственной и наиболее оптимальной формой политического согласования и обеспечения разнообразных интересов и гарантии, основополагающих прав граждан в сложносоставных обществах. В тех странах, где элиты и рядовые граждане стремятся к соблюдению прав человека, где высок авторитет закона, где люди пытаются с пониманием относиться к интересам других народов, там демократия может буквально преобразить их повседневную жизнь, открыв дорогу к материальному и социальному благополучию.