Демократия: античная и современная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

Нормативное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. Его сила состоит в привлекательности содержащихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеала. Слабость же такого определения демократии – в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление.

Содержание работы

Введение.
1.Античная демократия и этапы ее развития.
1.1. Первобытная демократия.
1.2.Возникновение афинской демократии.
1.3.Народное собрание.
1.4. Падение демократии.
2. Современная демократия.
2.1.Распространение демократии в мире.
2.2. Особенности современной демократии.
2.3.Слабости теории плюралистической демократии.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Демократия- античная и современная.docx

— 45.69 Кб (Скачать файл)

народу пронизывают всю  историю человечества. Огромное влияние на утвер-

ждение демократически ориентированного мировоззрения оказало христианство.

Под влиянием христианства в средние века утвердились идеи о том, что монарх и власть в  целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны.

Большое влияние на подготовку благоприятной духовно-нравственной

почвы для демократии оказали  средневековые религиозные движения - "со-борное движение" в католической церкви, выступающее против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также  протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства. Под влиянием развивающегося в Европе капитализма и связанного с ним индивидуалистического мировоззрения эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции получили широкое признание и распространение. Многие из них легли в основу новых демократических моделей государственного правления, оказавших прямое влияние на демократию конца XX в.   [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современная  демократия.

2.1.Распространение демократии в мире.

Широкое распространение  демократии в мире, — несомненно, наиболее важный политический феномен последних трех десятилетий XX в. Получившая начальные импульсы в Южной Европе — в Испании, Португалии, Греции, — волна демократизации прокатилась по Латинской Америке, затронув там все страны, за исключением Кубы. Затем она переместилась в Азию, где на Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Пакистане и Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные правительства. В 1989 г. эта демократическая волна накрыла Восточную Европу, а еще через два года — Советский Союз. Выборные лидеры заменили коммунистических назначенцев почти во всех республиках бывшего СССР. Демократизация заявила о себе усилением роли электорального процесса и в странах Ближнего Востока, таких, как Йемен и Иордания. В Африке многие диктаторы были отстранены от власти благодаря демократической процедуре; в ряде африканских стран состоялись общенациональные конференции и круглые столы политических сил; и, что особенно важно, на путь демократии прочно встала Южная Африка. Демократические веяния дали о себе знать даже в странах, от которых этого меньше всего ожидали.

Наблюдая впечатляющее территориальное  расширение демократии, следует иметь в виду два важных момента.                                                                     Во-первых, демократия не обязательно решает проблемы неравенства, коррупции, неэффективности, несправедливости и некомпетентного принятия решений. Но она обеспечивает институциональные условия, позволяющие гарантировать свободу индивида, защитить его от массовых нарушений прав человека и попрания его человеческого достоинства. Демократия — это средство против тирании, и как таковое она дает людям шанс решить и другие социальные проблемы.

Во-вторых, распространение  демократии в мире снижает вероятность войн между государствами. Один из фундаментальных фактов новой истории состоит в том, что со времени установления современной демократии в США в начале XIX в. войны между демократическими странами, за малым исключением, не велись. Этому есть объяснение. Если признать справедливость данного тезиса, то по мере роста в мире числа демократических правительств почва для возникновения войн должна сужаться .  Демократизации благоприятствуют определенные экономические и культурные условия. В их числе сравнительно высокий уровень экономического развития и преобладание того, что можно назвать западной культурой с ее ценностями, включая западное христианство. В настоящее время практически все страны с высоким или средневысоким  уровнем дохода , за исключением Сингапура, являются демократиями.  Точно так же все западные государства или испытавшие на себе сильное влияние Запада, кроме Кубы и немногих других, имеют демократическое устройство. Демократизации не произошло как раз там, где указанные предпосылки слабы. Это либо бедные, либо незападные по своей культуре общества. В перечне  «Фридом хаус»  из 75 стран, значащихся в рубрике «свободные», только пять приходится на Азию (Япония, Южная Корея, Монголия, Непал, Бангладеш), всего две — на мусульманский мир (Бангладеш и Турецкая республика Северного Кипра) и лишь три принадлежат к восточной ветви христианства (Греция, Болгария, Республика Кипр). Помимо стран Балтии, ни одно из государств, возникших на развалинах Советского Союза, не классифицировано как «свободное». Таким образом, в настоящее время демократия доминирует в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, а также на окраинах Азии.                                                                                                                      / С.Хантингтон. Будущее демократического процесса:от экспансии к консолидации.\ [5]

 

2.2. Особенности  современной  демократии.

Демократия — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии. В настоящее время существует несколько теорий демократии, основными из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия  участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, представительная, народная, социалистическая.

Наиболее  распространенной из них является плюралистическая. [4]

Она базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.) и форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений, гражданских

инициатив и т.д.).

Несмотря на основополагающую общность с классическим либеральным 

государством, современная  демократия существенно отличается от него. Ее

главные особенности определяются тем, что она строится на синтезе  раз-

личных идей, концепций  и форм организации, пытается сочетать традицион-

ные либеральные ценности с идеями, заимствованными от социалистического, христианского, коммунистического и других движений, учитывает новые реалии постиндустриального общества. [2]

Плюралистическая концепция  исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной  движущей силой политики в современном  демократическом государстве. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек - представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т.д. С помощью

группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов. Народ не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии – стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединятся, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

Демократия - это не власть стабильного большинства, поскольку  само оно 

изменчиво и не монолитно, обычно складывается на основе компромиссов из

разнообразных индивидов, групп  и объединений. Ни одна из групп совре-

менного западного общества не способна монополизировать власть и при-

нимать решения, не опираясь на поддержку других общественных ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая тем самым важнейшим социальным противовесом, сдерживающим  тенденции к монополизации власти.

Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп 

обычно увеличивает вовлеченность  в политику их членов и тем самым  усиливает их влияние на последующую  политику. В результате сложного конкурентного  взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных решениях устанавливается динамический баланс, равновесие групповых интересов.

Демократия -  представляет собой форму правления,  позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать

свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс

компромиссные решения. [2]

Основными  институтами  современной либеральной демократии являются: народное представительство, осуществляемое с помощью свободных выборов; система разделения властей, обеспечивающая контроль исполнительной власти (президента, правительства)  властью законодательной (парламентом); иерархия юридически-правовых норм, основанная на принципе законности, и др. Один из важнейших принципов, на которых покоится современная демократия,— система разделения властей, которая обеспечивает сдержки и противовесы. Следует отметить, что в любой политической системе, в любом государстве в той или иной форме существует разделение труда или разделение функций между различными органами и уровнями власти. Но разделение властей в собственном смысле слова предполагает самостоятельность и независимость разделенных ветвей.  [4]

 

2.3.Слабости теории плюралистической демократии.

Плюралистическая теория демократии нашла признание и  применение во многих странах мира. Однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков  этой теории нередко считают идеализацию 

действительности, преувеличение  групповой идентификации населения, участия граждан в группах  интересов. В странах Запада реально  лишь не более одной трети взрослого  населения представлены в группах  интересов. Поэтому построенная  по плюралистическим рецептам модель демократии не будет властью большинства. В западных демократиях большинство населения обычно политически пассивно. Однако это еще не означает, что его интересы не выражаются активными представителями групп. Хотя плюралистическая демократия далека от идеала прямого народовластия, она все же приближает власть к народу, дает возможность всем желающим участвовать в принятии решений.

Второе важнейшее направление  критики теории плюралистической демократии обвиняет ее в игнорировании или  недостаточном учете неравенства  политического влияния различных  общественных групп и прежде всего  приоритетного влияния на власть бизнеса, бюрократии, профсоюзов, военно –промышленного комплекса.

Рядом западных исследований было установлено, что влияние группы не-

посредственно зависит от ее организованности и способности  к политическому соперничеству, конфликту. Организованность связана  с уровнем образования, характером труда, величиной группы и другими  факторами. Способность к конфликту  определяется прежде всего наличием политических ресурсов (деньги, знания, авторитет, СМИ и т.д.), которые  распределены в обществе неравномерно. Так, пенсионеры, инвалиды, неквалифицированные  рабочие и некоторые другие группы почти не обладают такими ресурсами, в то время как представители  крупного капитала владеют ими в  избытке.

Сохраняющееся в современных  демократиях социальное неравенство, ко-

торое проявляется в неодинаковой способности различных групп  к артикуляции (четкому осознанию, формулировке и представлению в  органах власти) своих интересов  и к их отстаиванию в конкурентной борьбе, в значительной мере противоречит представлениям теории плюралистической демократии о гармоническом равновесии интересов различных общественных групп. В то же время оно не опровергает  в целом эту теорию.

Отражение в политике современных  государств интересов различных  общественных групп все же не снимает  проблему неравенства их политического  влияния. В тех государствах, где  условия жизни и интересы граждан  сблизились, плюралистическая теоретическая  модель демократии более адекватно отражает реальность, чем там, где сохраняется высокий уровень социального неравенства.

В современной политической мысли не только подвергается сомнению

соответствие плюралистической теории реальной жизни, но и критикуется  сама модель такой демократии. Утверждается, что плюралистическая демократия консервативна, поскольку для принятия решений  требует широкого согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле, особенно в периоды политического  реформирования. Такая демократия сводит общую волю к низшему порогу достижимого  в обществе согласия. Кроме того, в плюралистической системе с  большим трудом пробивают себе дорогу и получают признание всеобщие, глобальные, долгосрочные и новые интересы.

Модель плюралистической демократии не лишена слабостей и  недостатков. Однако более близких  к идеалу народовластия и к  реальной жизни моделей 

политических систем сегодня  не существует. Поэтому концепция плюралистической демократии имеет широкое влияние на политическую мысль и практику. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Противоречия и проблемы развития демократии показывают, что  она представляет собой принципиально  открытое различным альтернативам  и вместе с тем весьма несовершенное  устройство власти. Более того, она  не является единственно возможной  и тем более привлекательной  для всех стран и народов формой правления. К тому же ущербная, несовершенная  демократия может принести обществу не меньшие трудности, чем деспотические  и тоталитарные режимы. И все же именно демократия является сегодня  единственной и наиболее оптимальной  формой политического согласования и обеспечения разнообразных  интересов и гарантии, основополагающих прав граждан в сложносоставных  обществах. В тех странах, где  элиты и рядовые граждане стремятся  к соблюдению прав человека, где  высок авторитет закона, где люди пытаются с пониманием относиться к  интересам других народов, там демократия может буквально преобразить  их повседневную жизнь, открыв дорогу к материальному и социальному  благополучию.

Информация о работе Демократия: античная и современная