Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:27, контрольная работа
Цель моей работы - исследовать демократию и ее влияние на Россию.
Объект исследования – демократия.
Задачи будут определены следующим образом:
- дать определение «демократии»;
- изучить различные подходы ученых к исследованию демократии;
- сравнить теорию и практику демократии на примере России.
Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие демократии……………………………………………………..5
2. Теории и модели демократии……………………..……………………..7
3. Периоды демократизации………………………………………………..14
4. Демократия в России……………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..19
Библиографический список………………………………………………21
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра политологии и права
Контрольная работа
по дисциплине «Политология»
На тему: «Демократия. Теория и реальность»
Красноярск, 2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………21
Введение
Тема моей работы «Демократия в современном видении. Теории и реальность». В своей работе я рассмотрю что такое демократия, формы и теоретические модели демократии и их влияние на государства; конечно же, рассмотрим демократию в России. Эту тему я выбрала потому, что современном мире слово «демократия» стало очень популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на демократический режим, не использовало бы этот термин в своих, не всегда «верных» целях.
Л. Я. Кабищева выделяет ряд причин, согласно которым вопросы теории и практики демократии интересуют не только меня, но и многих других людей:
- во-первых, демократия испытывает
определенные ограничения не
только в странах недавно
вступивших на путь
- во-вторых, известно, что
во многих странах с
- в-третьих, новые подходы
к понятию и осмыслению
- в-четвертых, за весь
период своего развития
- в-пятых, серьезные перемены
демократии произошли в
Из вышесказанного видно, что причин для исследования проблем теории и практики демократии предостаточно.
Таким образом, цель моей работы - исследовать демократию и ее влияние на Россию.
Объект исследования – демократия.
Задачи будут определены следующим образом:
- дать определение «демократии»;
- изучить различные подходы
ученых к исследованию
- сравнить теорию и
практику демократии на
В своей работе я буду использовать:
- учебник по политологии М. А. Василика;
- учебник по политологии А. И. Кравченко;
- курс лекций по политологии Л. Я. Кабищевой;
- учебник политологии В. Пугачева, А. Соловьева.
1. Понятие демократии
Что же такое «демократия»?
Самое простое определение
Появление понятия «демократия» относится к античным временам; происхождение его – греческое. Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т.е. народовластие.
Именно это содержание «демократии» было закреплено в работах Аристотеля, по мнению которого «демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках». Платон и Аристотель имели в виду, прежде всего демократию, как форму правления. Они различали формы правления в зависимости от того, правит один, немногие или весь народ и устанавливали три основных состояния: монархию, аристократию и демократию, но все они не являются конечными и связаны между собой. Причем, по их мнению, демократия превращается в порочный круг: с одной стороны это лучшее из правлений, все становятся свободными, каждый получает возможность устраивать свою жизнь по своему желанию, однако с другой стороны, якобы, вследствие «отсутствия в жизни людей твердого плана и порядка» все здесь приходит в расстройство. Наиболее прочным они считают демократический строй у народов, живущих простой, близкой к природе жизнью; а наихудший вид демократии это тот, где под видом господства народа правит кучка демагогов, в котором нет твердых законов, а есть постоянно меняющиеся предписания, в котором судебная система превращается в издевательство над правосудием.
Европейский гуманизм внес значительные изменения в греческие определения. Так, Руссо создал теоретическое обоснование пониманию демократии, которое утвердилось в наше время. Он допускал, что с верховенством народа могут быть совместимы различные формы государственной власти - и демократическая, и аристократическая, и монархическая. Тем самым показал, что при демократии в государстве, где верховная власть принадлежит народу, формы правления могут быть разные.
Позднее
понятие демократии было
Современная политическая мысль выдвинула в качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, а демократия - одна из форм правового государства.
В современном мире можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; и меньшинства в соответствии с международными стандартами. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 48 - 49) При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
2. Теории и модели демократии
В зависимости от того, кто имеет приоритет в осуществлении власти (личность, социальная группа или народ), все концепции можно разделить на три группы:
- коллективистские (тоталитарные);
- индивидуалистические (либеральные);
- плюралистические (теории групп). (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 50)
Коллективисткие модели демократии.
Первоначальная форма демократии – античная, где был утвержден основополагающий демократический принцип – равенство граждан; закреплен он был в праве граждан выступать в народном собрании, осуществлялось правосудие, служить в войске, отвечать перед законом и т. д. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 50)
Коллективистские взгляды на демократию были выражены в работах Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ж.Ж. Руссо. Теория демократии Руссо исходила из принадлежности всей власти народу. Народ обладает единой волей и неотчуждаемым суверенитетом. Любые отклонения от общей воли и оппозиционные течения Руссо считал ересью. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 50) Идеал гражданина демократической республики Руссо — это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член общества, являющийся источником жизни единого «общественного тела». Формирование народа означает полное отчуждение «каждого из членов ассоциации со всеми правами в пользу своей общины»; при этом личность утрачивает свои права, они становятся ей не нужны, так как государств заботится о своих членах, которые в свою очередь обязаны думать о благе государства. (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. «Введение в политологию» с. 188)
Социалистическая демократия сохранила важнейшие принципы концепции демократии Руссо, изменив их политический и социальный контекст. В Советах реализуются принципы коллективистской демократии: полновластие, прямая демократия – демократический централизм, подчинение большинству; при этом, теория социалистической демократии отрицала частную собственность (в отличие от Руссо), автономию личности, допускала демократию в узких рамках. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 50) «Социалистическое народовластие» являлось скорее ширмой для прикрытия тоталитарных структур общества, средоточения всей фактической власти у высшего партийного руководства, чем реальной демократией. (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. «Введение в политологию» с. 189)
При всем том, что коллективистские теории демократий отличаются друг от друга, в них есть и общие черты: отрицание автономии личности; первичность народа по отношению к личности; его однородность; абсолютность власти большинства над меньшинством и отдельной личностью. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 50)
Теории коллективистской демократии показали свою несостоятельность и несовместимость с демократией ее современном понимании.
Индивидуалистические модели демократии.
Если коллективистские теории «не разделяли» государство, общество, личность, то индивидуалистическая концепция выделяет личность из общества и государства. Основное внимание уделяется созданию правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, исключающих любое притеснение и ограничение личности со стороны власти. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 51)
Характерные черты индивидуалистической концепции демократии:
- признание личности первичным, главным источником власти, приоритет прав личности над правами государства;
- понимание свободы личности как отсутствие ограничений, нежелательного вмешательства в ее дела, ограничение власти большинства над меньшинством;
- занятие государства охраной общественного порядка, его невмешательство в дела человека;
- эффективный контроль граждан над государством и предотвращение злоупотребления властью. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 51)
Эти черты демократии свидетельствуют о том, что она сделала большой шаг на пути освобождения человека, уважения его достоинства и прав. Но эта концепция демократии, представленная в классическом варианте, далека от идеала народовластия. (Л. Я. Кабищева «Курс лекций по политологии» с. 51) Имеет она и свои недостатки: