Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:06, реферат
Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления). Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс.
3. организацию экскурсионного сопровождения посетителей музея;
4. обеспечение условий пребывания посетителей во время посещения музеев (содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка);
5. комплектование музейного фонда и обеспечение сохранности предметов, являющихся объектами историко-культурного наследия, памятниками культуры и истории.
Любой музей предоставляет различные услуги, Шадринский краеведческий музей предлагает:
1. Бесплатные консультации, исторические справки.
2. Экскурсии, лекции, занятия
с элементами музейной
3. Викторины, конкурсы, праздники.
4. Печатную и сувенирную продукцию.
К вашим услугам:
1. Научная библиотека.
2. Выставочный зал.
3. 7 постоянных экспозиций:
§ История города Шадринска.
§ Природа Зауралья.
§ Творчество Ф.А. Бронникова.
§ Творчество И.Д. Шадра.
§ В.П. Бирюков—основатель Научного Хранилища.
§ Каслинское и кусинское литье.
§ Шадринские храмы. [19]
Для ухаживания за экспонатами, содержания чистоты в помещения в музее существует прейскурант на услуги:
Наименование услуги |
Цена услуги (руб.) |
Входной билет (взрослый) |
20-00 |
Входной билет (детский) |
10-00 |
Тематическая экскурсия |
10-00 |
Пешеходная экскурсия |
20-00 |
Экскурсия по передвижной выставке Автобусная экскурсия по городу (1 академический час) для группы экскурсантов до 10 чел. |
500-00 |
Автобусная экскурсия по городу (1 академический час) для группы экскурсантов более 10 чел. |
40-00 (с 1 человека) |
Автобусная экскурсия по городу (2 академических часа) для группы экскурсантов до 10 чел. |
1000-00 |
Автобусная экскурсия по городу (2 академических часа) для группы экскурсантов более 10 чел. |
80-00 (с 1 человека) |
Индивидуальная экскурсия по музею (для 1-10 человек) |
300-00 |
Использование предметов
основного и научно- |
40-00 |
Подбор материалов по теме исследования (1 – 3 раб. дня) |
80-00 90-00 100-00 |
Копирование тематических разработок сотрудников музея (1 страница) |
15-00 |
Фотографирование и |
40-00 |
Видеосъёмка любительская (1 видеокамера) |
100-00 |
Музеями ведется работа по
обеспечению условий
Традиционно в услуги музея включаются следующие формы музейной деятельности: лекции, экскурсии, клубы по интересам, музейные праздники. Активизация этого направления деятельности в Шадринском краеведческом музее имени Бирюкова произошла в последние годы, причем за счет достаточно новой для нашего музея формы деятельности - музейные праздники. Используется и такая форма работы как выездные музейные праздники, то есть не на музейных площадках, которые заменяют привычную лекционную форму работы. Тем не менее, основой деятельности остается - экспозиционная работа: тематическое и обзорные экскурсии по выставкам и уже открытым залам постоянно-действующей экспозиции. Вариативность экскурсий значительная - более 20 тем и подтем. [21]
Долгие годы музей вел краеведческие лектории для различных возрастных групп. Музейные аудитории становятся площадками для проведения методических семинаров, школьных конференций и др. Что касается лекционной деятельности музея (выездные лекции), то эта работа пошла на спад уже в 1990-е годы. Были востребованы только лектории краеведческой тематики для младших школьников и учеников среднего звена. На сегодняшний день эта деятельность не набрала своих темпов. Этот процесс требует дополнительного анализа: анкетирования учителей и школьников, анализ предыдущей тематики, ценовые параметры и другие факторы. [16]
Услуги музеев, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие, например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным только при условии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения. [1]
В специальной литературе
дискутируются вопросы об оптимальном
соотношении платных и
В пользу платности говорят два основных фактора:
Ø платность услуг служит фактором, дающим право потребителю требовать от «изготовителя» повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектра индивидуальных запросов населения;
Ø платность услуг является важным источником получения дополнительных средств для развития музейных учреждений.
Вместе с тем есть у системы платного обслуживания и свои «минусы»:
1. платность не всегда дает возможность сохранить доступность музейных услуг для наименее защищенных слоев населения;
2. при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, не обеспеченный средствами населения, в расчет не берется;
3. платные формы музейной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способны формировать вкусы, запросы и потребности населения, поскольку в основном подстраиваются под уже существующий спрос, следуют за ним, а значит, слабо способствуют формированию новых, социально-полезных видов деятельности населения. [17]
Однако даже с учетом этих
недостатков платные услуги в
условиях рыночных отношений являются
для музейных учреждений одним из
главных способов выживания и, следовательно,
они необходимы. Задача же состоит
в том, чтобы найти наиболее оптимальное
соотношение услуг платных и
бесплатных, обеспечивающих гарантированный
минимум культурного
Таким образом, услуги музеев обладают важным качественным своеобразием. Услуги культуры способствуют поглощению свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием.
2.2 Анализ востребованности
образовательных услуг на
Формирование потребности
общества в музейном продукте - задача,
решение которой напрямую связано
с успешностью работы и развития
музея, с эффективностью реализации
его социальной идеи. Проблема заинтересованности
общества в музее как духовно-
Музей должен отвечать актуальным
потребностям и запросам аудитории,
ее ожиданиям и специфике
С развитием музея развивается культурная духовность. Культура как таковая: духовность, эстетика, самосовершенствование, образование - интересуют весьма небольшой процент населения. Поэтому наиболее эффективный путь - создавать комплексный продукт: культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование.... Этот принцип положен в основу одного из крупнейших и успешных проектов в сфере культуры последнего времени - Музейный квартал в Вене. Вена - один из самых музейных городов мира. Тем не менее, в 2001 году здесь открывается огромный комплекс, куда переезжает шесть музеев: "Музей современного искусства", "Музей Леопольда", "Музей табака", выставочный центр "Кунстхалле", "Детский музей". Но самая значимая часть Музейного квартала - это Квартал 21 - своеобразная фабрика искусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства, студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральные мастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы. Предназначение Квартала 21 - производство и предложение современного культурного продукта. Таким образом, сегодня важнейшим принципом формирования пакета предложений музея становится дополнительность, комплексность услуг. [12]
Услуги, которые предоставляет музей не всегда являются востребованными потому что:
1. Низкий уровень комфорта;
2. Недостаток в информации;
3. Плохое состояние здания, интерьеров, территории;
4. Редкая сменяемость экспозиций;
5. Недостаточно высокий уровень программ;
6. Грубость смотрителей. [13]
Современное общество редко посещает музе т. к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы.
Иногда они чувствуют себя необразованными и стесняются, поскольку не получали должного воспитания в семье.
Деловые люди заняты и у них не хватает времени, а в музее нельзя ничего посмотреть быстро, бедные же считают, что в музее все дорого и не для них.
А что касается посетителей с детьми, то они считают, что в музеях не любят детей, т.к. они шумят и им делают строгие замечания. И что особенно актуально для нашей страны, так то, что инвалиды не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями. [16]
Таким образом, потребность в музейном продукте должна удовлетворяться на основе выявленных принципов комплексности услуг, коммуникативного подхода и формирования «впечатлений».
Для того, чтобы выяснить
востребованность музея им. Бирюкова
в г. Шадринске мы провели анкетирование
среди студентов первого курса
факультета социально образования
в количестве 30 человек. В ходе которого
получили следующие ответы. Вниманию
студентов были предложены вопросы
(прил. 1). По результатам анкетирования
можно сделать вывод, что 45 % опрошенных
посещают музеи, а 65 % по различным причинам
не являются потребителями музейных
услуг, так как не заинтересованы
в истории своего края и не имеют
возможности посетить музей из-за
недостатка средств и времени. На
следующий поставленный нами вопрос
«Как часто вы бываете в Краеведческом
музее имени Бирюкова?»
1. проводить хорошую рекламу;
2. приобрести новые экспонаты;
3. проводить больше современных выставок;
Проведя анкетирование, мы выявили, что большая часть студентов не посещают «Краеведческий музей имени Бирюкова» т.к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы, многие не имеют возможности из-за недостатка средств и времени, а что касается инвалидов, то они не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями.
Заключение
Новое поколение не интересуется своим прошлым и не стремится познать для себя что то новое и полезное, а ведь музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.