Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:06, реферат
Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления). Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс.
Следующий этап истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа, для руководства процессом их сохранения и использования были созданы специальные органы в центре и на местах. Именно первые годы советской власти дают наиболее интересные прецеденты выделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующие предыдущий период и заложившие основы будущего развития. Поэтому так важно извлечь уроки этих лет. [3]
Деятельность первых организаций по руководству музейным делом и охраной памятников базировалась на трех основных позициях: отношение к музейным ценностям как национальному достоянию; демократизация музейного дела как необходимое условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Эти принципы, выработанные в дореволюционный период, на первых порах воплощались в жизнь. Среди форм работы первых государственных органов основными были: выдача охранных грамот на коллекции и музеи; прием коллекций на хранение; обследование имений, усадеб, дворцов, помещений государственных учреждений с целью выявления особо ценных предметов и коллекций. Был подготовлен список усадеб, которые необходимо взять под охрану. В нем перечислены впервые особо ценные, по мнению музейных деятелей, объекты: пушкинские места (Михайловское, Тригорское, Петровское, Ярополец, Полотняный завод) и дворцовые ансамбли (Архангельское, Марьино, Отрада и др.). Уже 30 октября (12 ноября) 1917 г. был объявлен музеем Зимний дворец, в 1918 г. были открыты в качестве музеев дворцы Петергофа, Гатчины, Царского Села. Все предложения по музеефикации объектов вносились в органы государственной власти представителями дореволюционной художественной интеллигенции, музейными деятелями, привлеченными к сотрудничеству в музейных органах, и отражали стремление научных и художественных кругов общественности спасти как можно больше. В первой «Инструкции об охране, учете и регистрации памятников старины и искусства вне Петрограда» подчеркивалось, что «деятель на ниве народного просвещения вообще работает не столько для текущего дня, сколько для будущего, и поэтому более чем кто-либо другой должен стремиться сохранить все культурное богатство народа, хотя бы оно могло быть вполне использовано только в будущем». [29]
К концу 1920-х гг. основными критериями оценки культурного наследия делаются представления об «идеологически нужном» и «идеологически вредном», о возможности применения объектов культуры в идеологической обработке масс, о возможности использования памятников культуры и объектов природы в вульгарно-социологически понятых воспитательных целях, в нуждах социалистического строительства. [7]
Выдвигаются новые схемы определения ценности музейных объектов: в первую очередь оценивается место музея в государственной сети (центральный, музеи автономий, областей). Затем принимается во внимание характер имеющегося в том или ином музее собрания: его качественный уровень, степень органичности коллекций, широта диапазона, количество единиц хранения. Предлагается учитывать также возможности научно-просветительного использования, степень активности масс в научно-исследовательском и просветительном направлении, посещаемость музея; культурное, административное, экономическое и т.п. значение города, где находится музей, населенность города, его отношение к району и характер самого района, близость к другим музейным пунктам и т.п.; значение вузов, художественных студий, местных художественных сил, степень развития местной художественной науки, местной художественной традиции, художественной промышленности и пр. [20]
Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления. [13]
Таким образом, музеи возникали
в связи с великими географическими
открытиями, с развитием науки
и производства, с необходимостью
сохранять исторические и культурные
ценности. Музейными экспонатами
становились образцы животного
и растительного мира, минералы,
геодезические и
§ 1.2 История становления краеведческого музея имени Бирюкова
Старейший музей Курганской области. Является преемником Шадринского научного хранилища, организованного В.П. Бирюковым, датой открытия которого считается 9 января 1918 года. В структуру научного хранилища входили: архив, музей природы, музей народного хозяйства, научная библиотека, лаборатория, опытное поле. С 1930 года - окружной музей. В 1993 году получил имя основателя В.П Бирюкова. Музей обладает второй по числу работ коллекцией произведений профессора исторической живописи Ф. А. Бронникова - уроженца города Шадринска, коллекцией произведений скульптора И.Д Иванова - Шадра родившегося в Шадринске, Богатой естественнонаучной коллекцией, и др. Музей располагается в бывших торговых рядах 1870 г. Здание построено с противопожарной стеной - брандмауэром. [23]
Каждый музей имеет свою историю и легенды. Одной из первых легенд Шадринского краеведческого музея является легенда Будды.
В экспозиции Шадринского
краеведческого музея хранится скульптура,
изображающая восточное божество -
Будду. Выполненная из золочёной
бронзы она удивительно гармонично
дополняет коллекцию
Второй легендой является
легенда Самовара. «Дорогой», «золотой
Иван Иваныч», «семейный очаг» - так
на Руси величали самовар. Известны самовары
с XVII века. Они пришли к нам из
Англии и сначала "жили” только
в богатых дворянских домах, потому
что были очень дорогими. Украшали
самовары серебром, наносили на корпус
разнообразные узоры и
Третьей и самой распространенной легендой в музее является Часы А.А. Лещева. Среди коллекций Шадринского краеведческого музея достойное место занимает большая коллекция часов. Имеются в ней настольные часы начала XX века. Они принадлежали купцу второй гильдии Алексею Александровичу Лещеву. Этот человек способствовал проведению железной дороги в Шадринск. Экспонат интересен и как произведение искусства, и как вещь с богатой историей. Это часы в фарфоровой оправе с медными украшениями, выполненные в стиле модерн. Они имеют дарственную надпись: «А.А.Лещеву от Н.В. Иванова на память о 20 марта 1903 года». Что же произошло в этот день? Из «Журналов Шадринской городской думы…» нам удалось узнать, что «…г.г. Прозоров и Лещев приглашаются прибыть в С. Петербург к 20 марта с.г. для участия в разсмотрении Коммиссиею о новых железных дорогах вопроса о линиях, представляющих наивыгоднейший выход сибирским грузам на Северную магистраль…». Вопрос о проведении железной дороги в Шадринске, как нам известно, решился положительно. В память об этом знаменательном событии, в благодарность за хлопоты, и были вручены часы А.А.Лещеву. [4]
Четвертой легендой возникновения Шадринского гуся является Казарка краснозобая (Branta ruficollis). Мелкий по размеру гусь, длина около 45 см, вес примерно 1 кг. Отличается короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. Окраска черная, по бокам головы по большому рыжему пятну, окруженному широкой белой каймой. Занесена в Красную книгу. Интересно, что обитают казарки по высоким береговым обрывам рек. Непременным условием для гнездования казарки является расположение по близости гнезда хищника: сокола или канюка. Выгода соседства с сильными пернатыми хищниками очевидна: защищая свое гнездо от разорителей, они дают защиту и казаркам. Чучело этой птицы - реликтовый уникальный экспонат из фондов Научного Хранилища. [14]
В фондах музея хранится более 40 000 экспонатов, около 30 000 единиц из которых относятся к основному фонду, из них 20299 единиц являются частью государственного музейного фонда. Учёт предметов хранения ведётся в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ, осуществляется работа по научному описанию, классификации, фотофиксации предметов коллекций. Фонд музея включает коллекции: живописи, графики, иконописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, металлопластики, этнографии, оружия, редкой книги, письменных и изобразительных источников, археологии, палеонтологии, геологии, техники и др. Всего насчитывается более 40 коллекций. [28]
Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители. Проводятся экскурсии по музейным и вне музейным объектам, комплексные экскурсии. Кроме традиционных форм работы таких, как презентации выставок, можно отметить презентации книг шадринских писателей, встречи с народными мастерами, художниками. Тематика музейных занятий охватывает все возрастные категории. Для детей школьного возраста разработан цикл занятий с элементами музейной педагогики, театрализованными сценками, играми. Для школьной аудитории разработана тематика занятий по экологии, военно-патриотическому воспитанию, народному календарю, обширна тематика лекций для студентов.
Ежегодно проводятся семинары для воспитателей детских садов, школьные краеведческие конференции, выездные лекции, показ видеофильмов. Сотрудники ежегодно проводят цикл благотворительных мероприятий для спецшкол и интернатов города, обслуживают Геронтологический центр. Специалисты используют опыт других музеев в области музейной педагогики и экскурсоведения. [6]
В настоящее время музей располагает 7 залами. В экспозициях музея представлены:
· Уникальные коллекции живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства.
· История шадринских храмов и церковные ценности.
· Обзор деятельности выдающихся людей нашего края (К.Д. Носилов, В.П. Бирюков, Ф.А. Бронников, И.Д. Шадр и другие).
· Животный мир нашего края.
· История города Шадринска.
· Крестьянский и купеческий быт.
Таким образом, в музее
ежегодно проводится около 30 различных
выставок. Для участия в выставках
приглашаются мастера декоративно-
Глава 2 Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова
§ 2.1 Анализ оказания
услуг в образовательной
Какие бы изменения не происходили в обществе, музей с момента своего рождения является хранителем и транслятором информации общества.
Деятельность музеев составляет важную область общественной жизни, является частью системы социального воспитания, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностью в саморазвитии.
Чтобы предоставить услуги,
даже востребованные обществом, необходимо
предоставить информацию о них. Разработка
технологий по предоставлению информационных
блоков, значимости музея, насыщенности
его коллекций, возможных форм деятельности
велась сотрудниками музея уже давно.
Но это были пробные элементы, которые
показывали эффективность или слабость
предлагаемого: информационные блоки
в новостях, рекламные материалы
в СМИ, выступления сотрудников
музея перед учителями с
Сегодня музей в полной
мере может участвовать в рекламной
деятельности. Продолжается использование
возможностей СМИ во время открытия
выставок (информационные программы
новостей). Афиши и листовки музея
стали более красочными, не только
в помещениях музея, но и на открытых
площадках. Организация услуг
Оказание услуги предусматривает:
1. организацию публичных экспозиций музейных предметов и музейных коллекций;
2. предоставление доступа к объектам историко-культурного наследия, памятникам культуры и истории, иным музейным предметам и коллекциям, представленным в фондах музеев;