Феномен Петра I как политического руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Актуальность изучения личности Петра I и его реформ объясняется тем, что пореформенный период - весьма привычное сочетание для России на протяжении всей ее истории. А личность и власть в России связаны как никогда. Тема данной работы весьма интересна выбором исторического отрезка. Рубеж XVII-XVIII вв. является весьма важным в истории феодальной России. Его по-разному оценивали историки. Они противопоставляли «московский» период «петербургскому», или «царский» - «императорскому». Историк Рожков преобразования первой четверти XVIII в. называл даже дворянской революцией.

Содержание работы

Введение ……………………………………….............................................. стр.3
1. Личность Петра I ………………………………………………………... стр. 4
1.1. Детство и юность …………………………………………………….. стр. 4
1.2. Начало самостоятельного правления и первые преобразования … стр. 6
2. Реформы Петра I ………………………………………………………... стр. 9
2.1. Реформа управления ………………………………………………… стр. 9
2.2. Военная реформа ……………………………………………………. стр. 9
2.3. Преобразования в экономике ……………………………………... стр. 11
2.4. Преобразования в области культуры ……………………………... стр. 12
2.5. Итоги петровских реформ …………………………………………. стр. 12
Заключение ………………………………………………………………... стр. 14
Библиографический список ……………………………………………… стр. 15

Файлы: 1 файл

Контрольная_new.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  академия водного транспорта»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:

 

Политология

 

на тему:

 

Феномен Петра I как политического руководителя

 

специальность 030501 «Юриспруденция»

 

 

 

Выполнила студентка

                                                                                       3 курса группы К-31 Юв

Митягина Елена  Валерьевна

Проверил преподаватель

_______________________

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва 

  2012г.

 

Содержание

Введение ……………………………………….............................................. стр.3

  1. Личность Петра I ………………………………………………………... стр. 4

1.1. Детство и юность …………………………………………………….. стр. 4

    1. Начало самостоятельного правления и первые преобразования … стр. 6
  1. Реформы Петра I ………………………………………………………... стр. 9
    1. Реформа управления ………………………………………………… стр. 9
    2. Военная реформа ……………………………………………………. стр. 9
    3. Преобразования в экономике ……………………………………... стр. 11
    4. Преобразования в области культуры ……………………………... стр. 12
    5. Итоги петровских реформ …………………………………………. стр. 12

Заключение ………………………………………………………………... стр. 14

Библиографический список ……………………………………………… стр. 15

 

Введение

Актуальность изучения личности Петра I и его реформ объясняется тем, что пореформенный период - весьма привычное сочетание для России на протяжении всей ее истории. А личность и власть в России связаны как никогда. Тема данной работы весьма интересна выбором исторического отрезка. Рубеж XVII-XVIII вв. является весьма важным в истории феодальной России. Его по-разному оценивали историки. Они противопоставляли «московский» период «петербургскому», или «царский» - «императорскому». Историк Рожков преобразования первой четверти XVIII в. называл даже дворянской революцией.

Становление России на западный путь развития и выдвижение ее в  число ведущих мировых держав - процесс противоречивый и неоднозначный. Несмотря на объективную необходимость петровских реформ, их ход несколько претил русской духовности и ментальности, национальному и религиозному укладу. Но несомненно, что фигура Петра I одна из самых значительных в истории России. Как и дела любого исторического деятеля такого масштаба, дела Петра трудно оценивать однозначно. Но большей частью они были полезны для России. Трудно предположить, что было бы с Россией, не явись на историческом небосводе XVII-XVIII веков фигуры реформатора, обладающего новым передовым мышлением, доселе невиданным для русских царей, реформатора, который дерзко изменил курс и ориентиры России. Возможно, он что-то не успел сделать, не смог довести начатое до конца, но это и простительно, т. к. он, как и любой исторический деятель, был заложником своего времени и российской ментальности. Возможно, он в чем-то перестарался, но в историю он вошел именно как реформатор, созидатель и строитель, Петр Великий.

 

1. Личность Петра I

1.1. Детство  и юность

Петр Великий родился  в Москве 30 мая 1672 года ночью и  был крещен 29 июня того же года в  Чудовом монастыре. Его появление на свет было приветствуемо родителями с особенной радостью.

Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот  возраст, когда его стали занимать игры, в нем начали проявляться  редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми «робятками» из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в «воинское дело», а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. После смерти Алексея Михайловича Менезиус был отдален от Петра и послан в Смоленск, но потехи, имевшие военный характер, продолжались; товарищи детских игр вырастали вместе с царевичем, и с годами их потехи принимали характер воинского обучения: деревянные ружья и пушки заменились настоящими; царевич строил с ними городки, брал их штурмом, возводил окопы, упражнялся в военных приемах. Между тем, его начали учить грамоте. Учителем ему был назначен года дьяк Никита Моисеевич Зотов12 марта 1677. Петр учился быстро читать и писать, показывая необычайную понятливость.

Десяти лет отроду царевич был  вырван из своего уединения: его посадили на престол; а вслед за тем восприимчивый отрок был свидетелем кровавых сцен убийства дяди и Матвеева, унижения матери и всех ее родных, наконец, должен был по воле подученной стрелецкой толпы разделить с полоумным братом венец, возложенный на него выбором всей русской земли: правление перешло в руки сестры, не терпевшей его матери. В это ужасное время молодой Петр показал необыкновенную для его лет твердость и бесстрашие. Но эти события оказали негативное влияние на его характер: они, без сомнения, положили в эту гениальную, гигантскую натуру зародыш жестокости, свирепости.

Во время правления Софьи  Петр продолжал проживать с матерью  в Преображенском селе. Его воспитание было совершенно заброшено. Учителя, Никиту Моисеевича Зотова, от него удалили; другого ему не дали; он проводил время в потехах, окруженный ровесниками, без всяких дельных занятий: такая жизнь, конечно, испортила бы и изуродовала всякую другую натуру, менее даровитую. На Петра она положила только тот отпечаток, что он, как сам после сознавался, не получил в отроческих годах тех сведений, которые необходимы для прочного образования. Поэтому Петру приходилось учиться многому уже в зрелом возрасте. Кроме того, проведенное таким образом отрочество лишило его той выдержки характера в обращении с людьми, которая составляет признак образованного человека. Петр с отроческих лет усвоил грубые привычки окружавшего его общества, крайнюю несдержанность, безобразный разгул.

Спустя некоторое время  Петр в селе Измайлово, на Льняном  дворе, гуляя по амбарам, рассматривал старые вещи, принадлежавшие двоюродному брату царя Михаила Федоровича, Никите Ивановичу Романову, отличавшемуся в свое время большой любознательностью. Здесь он увидел иностранное судно и спросил о нем Франца Тиммермана. Тот мог сказать ему только то, что это английский бот, который употребляется при кораблях и имеет то преимущество перед русскими судами, что ходит на парусах не только за ветром, но и против него. Петр спросил: есть ли такой человек, который бы починил и показал ему ход судна? Тиммерман сказал, что есть такой человек, и нашел Петру голландца Христиана Бранта (Карштена Бранта, так называет его Петр). Брант по приказанию царя починил бот, приделал мачту и паруса и в присутствии Петра лавировал на реке Яузе. Петр вместе с Брантом заложил верфь при устье реки Трубежа, впадающего в Переяславское озеро, и тем положил начало своему кораблестроению.

В то же время потехи Петра  с ровесниками начинали принимать нешуточный характер. Петр набирал в число потешных охотников всякого звания, и в 1687 году из них составилось два правильных полка, названных по имени царских подмосковных сел: Преображенским и Семеновским. Нравилось Петру плавание на судах по воде, любил он и военные упражнения, и с помощью потешных соорудил на Яузе земляную крепость с орудиями и дал ей иностранное название Пресбурга.

София и ее сторонники старались  представить эти потехи молодого царя сумасбродными дурачествами; сама мать Наталья Кирилловна не видела в них ничего, кроме забавы пылкого юноши, и думала остепенить его женитьбой: она нашла ему невесту, молодую и красивую девицу Евдокию Лопухину. Отец ее, окольничий Ларион, был переименован в Федора. Свадьба совершилась 27 января 1689 года. Петр не имел никакого сердечного влечения к своей супруге и женился из угождения матери, женился так, как женилась большая часть людей того времени. Мать надеялась, что молодой человек, женившись, начнет вести ту жизнь, которая считалась приличною для царя и важных особ. Но Петр вскоре после женитьбы, как только начали вскрываться реки, поскакал в Переславль и там занялся постройкою судов. Вслед затем осенью был открыт заговор стрельцов. Петру уже было не до кораблей; спасаясь от явной смерти, он бежал к Троице, и оттуда, при помощи русских служилых людей, уничтожил правление Софьи и стал на самом деле самодержавным государем. С этих пор началась его непрерывная самобытная деятельность.

1.2. Начало самостоятельного  правления и первые преобразования

Во второй половине XVII в. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и дяде Л.К. Нарышкину. Царь по-прежнему мало бывал в Москве.

Петра привлекали морские  забавы, и он надолго уезжал в  Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и  испытании кораблей. Лишь в 1695 г. он решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет.

Вскоре после возвращения в  столицу царь отправился (1697) с Великим  посольством за границу. Петр побывал  в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стрелецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698), где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими (Стрелецкое восстание 1698 г.).

За границей в основном сложилась  политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного  полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении. Государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой - вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

Реформы Петра I начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

В 1699 г. была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден - Святого апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшееся до 1917 г. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.

Петр I ввел так же празднование Нового года на Руси.

 

2. Реформы Петра I

2.1. Реформа  управления

В 1711 г., отправляясь в Прусский поход, Петр I основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 г. началось создание коллегий - центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти - исполнительные, финансовые, судебные и контрольные - создавались и на местах. В 1720 г. был издан Генеральный регламент - детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 г. Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917 г. Еще ранее, в 1714 г., был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718 г. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721 г., после окончания Северной войны, Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».

2.2. Военная  реформа

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной  боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей  постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Информация о работе Феномен Петра I как политического руководителя