Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:53, контрольная работа
Актуальность изучения личности Петра I и его реформ объясняется тем, что пореформенный период - весьма привычное сочетание для России на протяжении всей ее истории. А личность и власть в России связаны как никогда. Тема данной работы весьма интересна выбором исторического отрезка. Рубеж XVII-XVIII вв. является весьма важным в истории феодальной России. Его по-разному оценивали историки. Они противопоставляли «московский» период «петербургскому», или «царский» - «императорскому». Историк Рожков преобразования первой четверти XVIII в. называл даже дворянской революцией.
Введение ……………………………………….............................................. стр.3
1. Личность Петра I ………………………………………………………... стр. 4
1.1. Детство и юность …………………………………………………….. стр. 4
1.2. Начало самостоятельного правления и первые преобразования … стр. 6
2. Реформы Петра I ………………………………………………………... стр. 9
2.1. Реформа управления ………………………………………………… стр. 9
2.2. Военная реформа ……………………………………………………. стр. 9
2.3. Преобразования в экономике ……………………………………... стр. 11
2.4. Преобразования в области культуры ……………………………... стр. 12
2.5. Итоги петровских реформ …………………………………………. стр. 12
Заключение ………………………………………………………………... стр. 14
Библиографический список ……………………………………………… стр. 15
Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды
талантливых полководцев (
- создание мощного военного флота;
- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
2.3. Преобразования в экономике
Петр I отчетливо понимал
необходимость преодоления
2.4. Преобразования в области культуры
Время Петра I - это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 г. была основана Академия наук (открылась в 1725 г.).
2.5. Итоги петровских реформ
Важнейшим результатом преобразований Петра было
преодоление кризиса традиционализма
путем модернизации страны. Россия стала
полноправной участницей международных
отношений, проводившей активную внешнюю
политику. Значительно вырос авторитет
России в мире, а сам Петр I стал для многих
образцом государя-реформатора. При Петре
были заложены основы русской национальной
культуры. Царь создал также систему управления
и административно-
Заключение
Феномен Петра I показывает, как велика в Российской истории роль личности, как много значит деятельность и воля одного человека. Россия не может развиваться равномерно. Она продвигается вперед скачками; то делает прыжок, то подолгу стоит на месте. Однако в XVII веке это был великий прыжок. Благодаря этому страна начала выбираться из тьмы феодализма в качественно новую формацию, новое государственное устройство.
Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург); использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры; проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов); руководил постройкой флота и созданием регулярной армии; возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 г.г., Северной войне 1700-1721 г.г., Прусском походе 1711 г., Персидском походе 1722-1723 г.г.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709); способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства.
По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698 г., Астраханское 1705-1706 г.г., Булавинское 1707-1709 г.г.), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр добился признания за Россией авторитета великой державы.
Библиографический Список
Информация о работе Феномен Петра I как политического руководителя