Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:17, реферат
Однопартийные государства часто формально заявляют о поддержке демократии (в особенности это справедливо для коммунистических государств, которые вставляют слово «демократический» в свои полные наименования, главным образом потому, что идеология марксизма-ленинизма заявляет о демократическом правительстве), но без нескольких партий такие выборы являются большей частью символическими. Несмотря на то, что иногда другие политические партии разрешаются правительством, они обязаны подчиняться доминирующей партии и не могут таким образом выступать в роли оппозиции.
Введение………………………………………………………………………...3
Формирование советской власти………………………………………….. …5
Предпосылки…………………………………………………………….....5
Этапы……………………………………………………………………... ..6
Последствия однопартийной формы власти………………………………...10
Противоречия однопартийности……………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..…...23
Список литературы……………………………………………………………24
Новосибирский Государственный
Университет Экономики и
Факультет: Управление Персоналам
Реферат
Формирование однопартийного политического режима в СССР
Преподаватель: Сарнова В В
2010
Содержание
Введение
Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя представляет собой организацию политического характера, которая выражает интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.
В России в начале ХХ века
действовало свыше 100 политических
партий, из которых 50 были наиболее крупными,
около пяти десятков имели общероссийский
характер, остальные – национальный.
Наличие большого количества партий
отражало общие закономерности процесса
их образования на стадии восходящего
капитализма и предопределялось
специфическим социально-
На формирование партий оказали
влияние, прежде всего три российские
революции, в канун и в ходе
которых пробуждалось самосознание
гигантских масс. Необходимо учесть и
многонациональный состав России –
до 100 наций и народностей, что
не могло не способствовать созданию
ряда партий национального и
Одной из актуальных проблем истории партий России является выяснение времени ухода с политической арены подавляющего большинства из них и как следствие этого – установление однопартийной системы. Эта проблема и будет рассмотрена далее.
Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти.
Чаще всего такое положение рассматривается как диктатура, и многие, если не все, диктатуры представляют себя как однопартийные системы. Примеры диктатур, которые не являются однопартийными системами, включают в себя военные диктатуры, которые чаще всего пытаются объявить вне закона вообще все политические партии во время своего правления, абсолютные монархии, теократические государства. Однопартийную систему не следует путать с системой с доминирующей партией, в которой оппозиция официально не запрещена, но по большому счёту неэффективна (не имеет возможности возглавить правительство либо не имеет возможности влиять на его действия). Страны с однопартийной системой, в которых правящая партия исповедует ту или иную форму марксизма-ленинизма, в англоязычных источниках называют коммунистическими странами.
Однопартийные государства
часто формально заявляют о поддержке
демократии (в особенности это
справедливо для
Формирование политического режима
Для построения однопартийного политического режима в России существовали как объективные, так и субъективные причины.
К объективным причинам следует отнести, прежде всего, многовековую традицию сильной власти в Российском государстве. Ее ослабление каждый раз вызывало смуту и ослабление державы. Поэтому после каждой смуты наступало новое, порой еще большее укрепление власти. Нельзя было не учитывать отсутствие демократических традиций в России (парламентаризм здесь имел лишь десятилетнюю историю). Кроме того, расчет на мировую или, по крайней мере, общеевропейскую революцию не оправдался, и Советское государство оказалось в окружении враждебных (главным образом с точки зрения идеологии) стран. Это также требовало максимальной концентрации экономических и политических условии на случаи возможной войны. Наконец, постепенное огосударствление средств производства превращало все большие категории населения в зависимые от государства.
Однако субъективные предпосылки
имели, быть может, даже большее значение
и лежали в особенностях идеологии
и самой организации партии большевиков.
Основу ее идеологической доктрины составляло
положение о диктатуре
Все это не могло не отразиться на направленности перемен в политической системе страны после революции.
25 октября 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял Декреты о мире и земле, постановления об установлении власти Советов, создании нового правительства - Совета Народных Комиссаров и др. Написанный В.И.Лениным Декрет о мире объявлял продолжение империалистической войны величайшим преступлением против человечества. Советское правительство предложило всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире мире без аннексий и контрибуций. 28 октября Декрет о мире был опубликован в "Правде" и "Известиях" в качестве официального документа Советского правительства. Однако, правительства воюющих государств проигнорировали и сам документ и содержавшиеся в нем предложения.
Декрет о земле, основу которого составляли 242 обобщенных эсерами крестьянских наказа, провозглашал отмену частной собственности на землю и передачу всех государственных, помещичьих и церковных земель волостным земельным комитетам и уездным съездам крестьянских депутатов для уравнительного раздела по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами. По Декрету о земле крестьяне получили бесплатно свыше 150 млн. десятин земли. Таким образом был разрешен земельный вопрос, бывший основным вопросом трех российских революций и многочисленных крестьянских восстаний.
Приняв первые декреты
Советской власти, съезд сформировал
и первое рабоче-крестьянское правительство-
Совет Народных Комиссаров (СНК). В него
вошли:В.И.Ленин (председатель),
народный комиссар по внутренним делам
- А.И.Рыков, земледелия - В.П.Милютин, труда
- А.Г.Шляпников, по военным и морским делам
комитет в составе: В.А.Антонов (Овсеенко),Н.В.Крыленко,
П.Е. Дыбенко, по делам торговли и промышленности
В.П.Ногин, народного просвещения - А.В.Луначарский,
финансов - И.И. Скворцов (Степанов),
иностранных дел - Л.Д.Бронштейн (Троцкий),
юстиции - Г.Т. Ломов (Оппоков), продовольствия
И.А. Теодорович, почт и телеграфа - Н.П.
Авилов (Глебов), по делам национальностей
- И.В. Джугашвили (Сталин). Поскольку
левые эсеры отказались от предложения
войти в правительство, оно вначале
было чисто большевистским. В ноябре
состав СНК был расширен, а в декабре
в него вошли в качестве народных
комиссаров представители партии левых
эсеров.Высший орган Советской власти
- Всероссийский Центральный Исполнительный
комитет (ВЦИК) - был сформирован на съезде
как многопартийный. В его состав вошли
62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-
В первые послеоктябрьские месяцы были упразнены Государственный Совет, канцелярия Государственной Думы и Временного правительства, Сенат и другие правительственные учреждения. Одновременно с этим создавались новые органы власти. 14 ноября 1917 г. Советское правительство утвердило "Положение о рабочем контроле", которое устанавливало рабочий контроль во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных и других предприятиях над производством, торгов лей и финансами. В.И.Ленин прямо связывал введение рабочего контроля с началом социалистических преобразований. Рабочий контроль могли осуществлять различные организации рабочих: контрольно-хозяйственные комиссии, фабзавкомы (фабрично-заводские комитеты), специальные органы контроля, состоящие из выбранных представителей рабочих и технического персонала данного предприятия и т.д. Представители буржуазии в контрольные органы не допускались. Органы рабочего контроля повсеместно устанавливали контроль над производством и распределением продуктов, за расходованием денежных средств предприятий, активно вмешивались в вопросы найма и увольнения рабочих, в сферу управления производством.
Введение рабочего контроля
над производством, торговлей
и финансами явилось одним
из первых мероприятий в цепи широких
преобразований по строительству
социалистического общества. Партия
коммунистов, пришедшая к власти,
основными принципами провозгласила
распределение материальных благ
по труду и уравнительное
распределение некоторых
Для руководства социалистическими преобразованиями в экономике 2 декабря 1917 г. был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалась задача подготовить переход от рабочего контроля к непосредственному управлению хозяйством на основе национализации промышленности, транспорта, банков. ВСНХ возглавил Н.Осинский (В.В.Оболевский). 14 декабря 1917 г. правительство подписало первый декрет о национализации ряда крупных казенных и капиталистических предприятий. За короткий срок с декабря 1917 г. по март 1918 г. в 31 губернии в руки государства перешло более 800 предприятий. Управление национализированными предприятиями было возложено на ВСНХ.
В начале декабря 1917 г. была проведена национализация всех частных банков страны, которая сопровождалась обобществлением акционерных капиталов и крупных вкладов буржуазии. Был создан Государственный банк республики с его конторами на местах.
Одновременно Советское правительство ввело монополию на внешнюю торговлю; иностранные займы, заключенные царским и буржуазным Временным правительством, были аннулированы. 3 ноября 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", в которой СНК провозгласил равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
В "Декларации прав трудящегося
и эксплуатируемого народа", написанной
В.И.Лениным и принятой 3 января
1918 г. ВЦИК, были сформулированы
конституционные принципы и задачи
социалистического государства.
Ряд преобразований был проведен в социальной сфере: введён 8-часовой рабочий день, приняты меры по охране труда, социальному обеспечению, страхованию и др. Отменялись сословия и чины, женщины уравнивались в правах с мужчинами. Началась перестройка управления культурой, государство приступило к решению задач культурного строительства. Коренным образом изменились отношения между государством и религиозными организациями. Декретом СНК от 23 января 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" религия была объявлена частным делом граждан. Школа становилась чисто светской.
Процесс государственного строительства разворачивался в сложной социально-политической обстановке. Противники большевистского правительства, прежде всего кадеты, эсеры и меньшевики, ранее стоявшие у власти, с самого начала оказали ему ожесточенное сопротивление, объединившись 26 октября 1917 года вокруг так называемого Комитета спасения родины и революции. Его организаторами были меньшевики и эсеры-члены Петроградской государственной думы. В него входили представители городской думы, президиума Предпарламента, бывшего меньшевистско-эсеровского ВЦИК рабочих и солдатских депутатов и Исполнительного комитета Всероссийского Совета крестьянских депутатов, члены фракций меньшевиков и эсеров, покинувших II съезд Советов, представители профсоюзов железнодорожников и почтово-телеграфного союза Центрофлота. Комитет призвал население и правительственных чиновников воздерживаться от признания Совета Народных Комиссаров и выполнения его приказов, заявив о своем праве вновь сформировать Временное правительство.
Информация о работе Формирование однопартийного политического режима в СССР