Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:11, контрольная работа
Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Форма государственного устройства…………………………………….......4
Виды форм государственного устройства.…………………………………..5
Унитарная форма государственного устройства………………………..5
Федеративная форма государственного устройства………………........8
Конфедеративная форма государственного устройства……………....14
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список используемой литературы………………………………………….......18
Ответы на основные контрольные вопросы
Содержание
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………....
Ответы
на основные контрольные вопросы
Введение
Проблемы
формы государственного устройства
возникли после того, как увеличившиеся
размеры территории государства,
далеко вышедшей за рамки города
с окрестностями, потребовали
создания специальных органов
и учреждений для управления
периферией. В период абсолютизма центральная
власть в лице монарха
определяла административно-
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление, а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.
1. Форма государственного устройства
Форма
государственного устройства - это
способ (форма) территориальной организации
государственной власти, который
выражается в национально-государственном
и административно-
Проблема
территориальной организации
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым
является унитарное государственное устройство.
Унитарное государство - это одно, единое
государство, которое подразделяется
лишь на административно-
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства. Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.
В
одних и тех же формах правления
могут быть различные формы
Итак, выделим три формы государственного устройства:
2. Виды форм государственного устройства
2.1. Унитарная форма государственного устройства
Унитарное
государство - форма государственного
устройства, при котором территория государства,
в отличие от федерации не имеет в своем
составе федеративных единиц, а подразделяется
на административно-
Унитарное
государство характеризуется
1)
На территории унитарного
2) Единая система высших органов
государственной власти (глава государства,
правительство, парламент), юрисдикция
которых распространяется
3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам.
4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно - территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
В
подавляющем большинстве
Современные
тенденции в развитии политико-административного
деления заключаются в
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами.
Относительно
децентрализованными унитарными государствами
являются такие, в которых высшие
территориальные единицы носят
исключительно или главным
Централизованные
унитарные государства — это те, в которых
нет местной автономии вообще, а функции
власти на местах осуществляют только
назначенные сверху администраторы. Это
государства с выраженными авторитарными
политическими режимами.
Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:
Всего федеративных государств – двадцать два. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании – это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название дань традиции.
Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи на чисто территориальном принципе.