Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является сформулировать понятие «государственное устройство» и проанализировать его формы.
Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач: дать определение «государственному устройству» и рассмотреть различные классификации видов государственного устройства; проанализировать особенности форм государственного устройства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Форма государственного устройства……………………………...4
Унитарная форма государственного устройства……………….....6
Федеративная форма государственного устройства …………….11
Конфедеративная форма государственного устройства………....16
Заключение………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………...21

Файлы: 1 файл

контрольная политология.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

*          существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

*          основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Всего федеративных государств – двадцать два. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании – это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название  дань традиции.

Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи  на чисто территориальном принципе.5

Из существующих сейчас в мире федераций на этнической основе построены только две: Бельгия и Югославия. Большинство же федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные.

Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

Итак,  в зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

*          территориальные (союзное государство);

*          национальные (союз государств);

·   территориально-национальные. 

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

*       центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.

*       субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

*       конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

*       управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

*       субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;

*       национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

*       все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

*       высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;

*       в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.6 

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфедеративная форма государственного устройства

Конфедерация – форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие  конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

*          Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

*          Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

*          Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

*          Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.7

*          В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

*          В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

*          Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

*          Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

*          Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.

 

Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.  Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

В конфедерации нет союзного гражданства.

Конфедерации - как формы союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме, в настоящее время не сyществyет нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. К федеративной форме yстpойства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция  и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедеpации-севеpоамеpиканская и швейцаpская.8

Рассмотрим  на пpимеpе Соединенных Штатов Америки: С момента обpетения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное госyдаpство, в котором практически вся власть сохpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения".9 Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исторически сложились три  формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения.

Вторая форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2012. № 1.

2.Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2010. 

3.Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. - М., 2012.

4. Черданцев А.Ф.  Теория государства и права. Учебник для вузов. -М., ЮРАЙТ, 2010.   

5.http://studyport.ru/referaty/jurisprudentsija/1698-formy-gosudarstvennogo-ustrojstva

6. http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/formi-gosudarstva

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2012. № 1.

2 Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2012. № 1.

3 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2010. 

4 Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. - М., 2012.

5 Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. - М., 2012.

6 Черданцев А.Ф.  Теория государства и права. Учебник для вузов. -М., ЮРАЙТ, 2010.   

7 http://studyport.ru/referaty/jurisprudentsija/1698-formy-gosudarstvennogo-ustrojstva

8 Черданцев А.Ф.  Теория государства и права. Учебник для вузов. -М., ЮРАЙТ, 2010.   

9 http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/formi-gosudarstva

 


Информация о работе Формы государственного устройства