МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное казенное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«Казанский
юридический институт
Министерства
внутренних дел Российской Федерации»
Кафедра философии, политологии,
социологии и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине:
«Политология»
Тема №12: «Формы государственного
устройства»
Проверил:
Казань 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………..3
Форма государственного устройства……………………………...4
Унитарная форма государственного
устройства……………….....6
Федеративная форма государственного
устройства …………….11
Конфедеративная форма государственного
устройства………....16
Заключение………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………...21
Введение
Форма государственного устройства
- это административно- территориальное
и национальное строение государства,
которое раскрывает характер взаимоотношений
между его составными частями, между центральными
и местными органами государственной
власти.
Форма государственного
устройства наиболее полного
раскрывает и показывает внутреннюю
структуру государства. Из всех
известных форм государственного
устройства выделяют:
- унитарные
государства
- федерации
- конфедерации
Целью данной работы является
сформулировать понятие «государственное
устройство» и проанализировать его формы.
Для достижения цели представляется
необходимым решение следующих задач:
дать определение «государственному устройству»
и рассмотреть различные классификации
видов государственного устройства; проанализировать
особенности форм государственного устройства.
Форма государственного
устройства
Форма государственного устройства
- это способ (форма) территориальной организации
государственной власти, который выражается
в национально-государственном и административно-территориальном
устройстве государства, в характере взаимоотношений
между частями государства, а также между
центральными и местными органами.
Проблема территориальной организации
власти характерна именно для государственно-организованного
общества, поскольку в нем люди управляются
не непосредственно (как это было в первобытном
обществе, где они обособлялись и объединялись
по кровнородственному признаку), а опосредствованно
- через организацию государством социально-производственного
процесса на определенной территории:
люди управляются постольку, поскольку
они на этой территории находятся. Первая
и непосредственная задача государства
- наладить жизнь, организовать социальный
процесс на своей территории. Государственная
власть и государственное управление
строятся, но территориальному принципу.
На форму государства влияют
разнообразные факторы: тип государства,
экономический строй общества, национальный
состав населения, исторические традиции,
территориальные размеры государства
и др.
Государственное устройство
может быть простым и сложным.
Простым является унитарное
государственное устройство. Унитарное
(от лат. "унус" - один) государство
- это одно, единое государство, которое
подразделяется лишь на административно-территориальные
единицы, не включая в себя никаких государственных
образований.1
Для сложного государственного
устройства характерно наличие в составе
государства других государственных образований.
К сложным формам государственного устройства
относятся федерации, конфедерации, унии,
империи и др.
Под формой государственного
устройства понимается совокупность способов
устройства государственной власти применительно
к территории, внутреннее деление государства
на части и взаимоотношения между этими
частями. Она дает возможность рассмотреть
структуру государства, характер взаимоотношений
между местными и высшими органами государственной
власти. По структуре различаются простые
— унитарные и сложные — федеративные
и конфедеративные государства.
Форма государственного устройства носит
самостоятельный характер, во многом определяется
существующими традициями, историческими
особенностями возникновения и развития
государства.2
В одних и тех же формах правления
могут быть различные формы государственного
устройства. Например, монархические государства
могут быть унитарными и федеративными,
правда, последние крайне редки (Малайзия
и Объединенные Арабские Эмираты).
Итак, выделим три формы государственного
устройства:
1. Унитарная
2. Федеративная
3. Конфедеративная
Унитарная форма
государственного устройства
Унитарное государство-форма
государственного устройства, при котором
территория государства, в отличие от
федерации не имеет в своем составе федеративных
единиц, а подразделяется на административно-территориальные
единицы (районы, области), которые подчиняются
центральным органам власти и признаками
государственного суверенитета не обладают.
Унитарное государство характеризуется
следующими признаками:
1) На территории унитарного
государства действует одна конституция
на всей территории без изъятий
или ограничений. Так как все
административно-территориальное единицы
государства имеют равный правовой
статус. В ней содержится, принципы
разграничения полномочий между центральной
властью и территориальными единицами
высшего уровня, административно-территориальное
деление, форма государственного устройства
(по умолчанию), компетенцию главы государства,
правовое положение личности, форма правления,
структура высших органов государственной
власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но
существует исключения из правила Конституция
Великобритании и Новой Зеландии, там
действует неписаная конституция. Ее предписание
содержатся не в одном документе, а в огромном
их числе (нормативно-правовые акты правовые
и правовые обычаи).
2) Единая система высших
органов государственной власти
(глава государства, правительство,
парламент), юрисдикция которых распространяется
также на территорию всей страны. Органы
местного самоуправления могут издавать
законы, только имеющий подчинительный
характер и не противоречит Конституции
и также центральными органами власти.
Действия органов местного самоуправления
на прямую подчинено главе государства,
правительству, парламенту.3
3) Однопалатный парламент.
Действуют в половине государств Европы
как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания,
Швеция и др. Но существует и исключения
как Франция, Испания, Италия, Польша и
др. Верхняя палата парламента формируется
по политико-административным территориальным
единицам. Например: Французский парламент
состоит из двух палат: нижний – Национального
собрания и верхний – Сената. На протяжении
длительного времени подавляющее большинство
парламентов были двухпалатными, однопалатные
парламенты составляли исключение (Дания,
Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай,
Новая Зеландия). Однако в настоящее время
большинство парламентов однопалатные.
4) Составные части унитарного
государства (области, департаменты, округа,
провинции, графства) государственным
суверенитетом не обладают. Административно-территориальное
единицы не имеют своих самостоятельных
воинских формирований, внешнеполитических
органов и других элементов государственности.
В то же время местные органы в унитарном
государстве обладают известной, а иногда
и значительной самостоятельностью. По
степени их зависимости от центральных
органов, унитарное государственное устройство
может быть централизованным или децентрализованным.
Принято считать государство централизованным,
если во главе местных органов власти
стоят назначенные из центра чиновники,
которым подчинены органы местного самоуправления.
Так, в Финляндии местное самоуправление
возглавляется губернатором, который
назначается президентом. В децентрализованных
унитарных государствах местные органы
государственной власти избираются населением
и пользуются значительной самостоятельностью
в решении вопросов местной жизни.
Унитарное государство можно рассмотреть
на примере Франции:
Франция - унитарное государство,
и проблема сосуществования государственных
и местных интересов решается на основе
принципов деконцентрации и децентрализации.
Особенность построения власти и самоуправления
Франции заключается в том, что одна и
та же территория (департамент, регион
или коммуна) одновременно имеет разный
статус. Департамент (регион, коммуна)
является и государственным административным
округом, возглавляемым префектом, и территориальным
самоуправляющимся коллективом, наделенным
собственной компетенцией и возглавляемым
собственными выборными органами.
Децентрализация основана на
соблюдении двух условий. Во-первых,
на признании и законодательном
закреплении факта существования
интересов, отличающихся от государственных.
Это касается региона, департамента
и коммуны. Во-вторых, на законодательном
закреплении независимости органов
местной власти от государственных
органов в части принятия решений,
распоряжения средствами и имуществом.
Это обеспечивается выборностью
местных органов власти.
Местные органы власти и
управления самостоятельны в
решении местных вопросов. За
каждым территориальным самоуправляющимся
коллективом закреплен "представитель
государства". Он осуществляет
контроль в отношении актов
местных властей, который называют
контролем законности.
Территориально - самоуправляющие
коллективы:
а) регионы: Регион одновременно осуществляет
функции государственного уровня управления
- административного округа. Как таковой
он возглавляется префектом региона. Префект
региона - высшее должностное лицо региона,
подчиненное правительству и президенту
Франции, представляющее на территории
региона государственную власть и являющееся
прямым представителем премьер-министра
и министров Франции. Префекты являются
политическими служащими.
в) коммуна: Коммуна - естественное
объединение граждан (собственников),
образующих на определенной территории
сообщество, возглавляемое собственными
избранными властями, уполномоченными
осуществлять компетенцию, доверенную
законом Франции. Коммуна - юридическое
лицо. В настоящее время насчитывается
более 36 700 коммун.
Важнейшими атрибутами коммуны
являются название, территория и
население. Изменение названия происходит
по установленной процедуре и
вступает в силу после издания
правительством специального декрета.
Территориальные границы коммун,
численность населения устанавливаются
декретом и имеют большое значение
для коммуны: в соответствии с
численностью государство фиксирует
размеры дотаций, нормы для выборов
муниципальных советников и другие
моменты.
Вопросы, входящие в компетенцию
коммуны, перечислить довольно сложно,
поскольку отсутствует четкое
определение понятия "местные
дела" и государство само решает,
что относится к этой категории.
Функции, выполняемые государством:
а) Источники финансирования. Финансовые
источники деятельности местных
властей имеют разное значение
в зависимости от уровня системы
разделения властей во Франции.
б) Контрольные функции. Контроль
со стороны государственной администрации
является важнейшим элементом
децентрализации власти: передача
территориальным коллективам функций,
исполняемых ранее централизованно,
переподчинение органов исполнительной
власти местным выборным органам,
плохо подготовленным к реализации
управленческих задач, - все это
вызвало необходимость активного
присутствия государства на всех
уровнях системы разделения властей.
Подводя итог вышесказанному,
можно заключить, что « … унитарное
государство – это единое государственное
образование. Государство при этом
делится лишь на административно-территориальные
части. Для такого государства
характерно существование общих
для всей страны высших органов
государственной власти и управления,
единой судебной системы и
конституции». Унитаризм вызывался
потребностями единого рынка, удобствами
осуществления государственной
администрации и не ставился
в связь с национально-этнической
или расовой структурой населения.
Подавляющее большинство современных
унитарных государств – государства
мононациональные.
Федеративная форма государственного
устройства
Федеративное государство (федерация)
- форма государственного устройства,
при котором входящие в состав государства
федеральные единицы (субъекты федерации)
имеют собственные конституции, законодательные,
исполнительные и судебные органы. Данная
форма государственного устройства является
также следствием добровольного объединения
нескольких ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.
Основываясь на этом определении федеративного
государственного устройства и учитывая
всю его неоднородность в различных странах,
можно, тем не менее, выделить наиболее
общие черты, характерные для большинства
из них:
* территория федерации состоит из территорий
ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,
земель, республик и т.п.;
* верховная законодательная, исполнительная
и судебная власть принадлежит федеральным
государственным органам. Компетенция
между федерацией и ее субъектами разграничивается
союзной (федеральной) конституцией;
* субъекты федерации обладают правом
принятия собственной конституции, имеют
свои высшие законодательные, исполнительные
и судебные органы;4