Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:09, курсовая работа
Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.
Введение 3
Понятие и причины существования государства 4
Функции государства 5
Признаки и структура государства 6
Типология государств 7
Тенденции в развитии современного государства 8
Форма государства 9
Форма государственного правления 10
Правовое государство 11
Особенности реформирования государственного устройства в современной России 12
Государственная власть в Российской Федерации 13-14
Заключение 15
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.
Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.
Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).
Целью моей работы является рассмотрение государства как политического института.
1. Понятие и причины существования государства
Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.
С момента своего
возникновения государство
В литературе выделяются
факторы, влияющие на
Возникновение
2. Функции государства
Функции государства
- это основные направления
Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция
состоит в удовлетворении
Правовая функция
включает обеспечение
Культурно-воспитательная
функция направлена на
Политическая функция
государства состоит в
Экологическая функция.
С помощью законодательства
Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.
3. Признаки и структура государства
Признаки государства:
наличие публичной
власти, выделенной из общества
и не совпадающей с населением
страны, материализованной в
система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
право (государство
не может существовать без
права, так как последнее
монополия на легальное
применение силы, физического принуждения
(возможность лишить граждан
Структура государства
По разделению власти:
система законодательных (представительных) учреждений;
исполнительно-
судебные органы.
По выполняемым функциям.
Органы, осуществляющие внутренние функции:
= охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);
= социально-экономическое
регулирование (финансово-
= духовное производство
(учреждения образования,
Органы, осуществляющие внешние функции:
- вооруженные силы;
- разведка;
- органы межгосударственных отношений.
4.Типология государств
Типология государств
- это их специфическая
При формационном подходе
главным критерием являются
Достоинства формационной типологии:
- использует плодотворную
идею делить государства на
основе социально-
- показывает поэтапный,
исторический характер
Недостатки:
- формационная типология однолинейна и характеризуется запрограммированностью, а история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
- недооцениваются духовные
факторы (религиозные,
При цивилизационном
подходе основным критерием
Достоинства цивилизационной типологии:
- факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;
- в связи с расширением
количества духовных критериев,
Недостатки цивилизационной типологии:
- недооцениваются социально-экономические факторы;
- по сути, эта типология
не столько государства,
5.Тенденции в развитии современного государства
В развитии современного
государства можно выделить
Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.
Конституция Российской
Федерации, принятая