Государственная Дума Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является система органов государственной власти.

Предметом исследования является Государственная Дума, как высший законодательный и представительный орган государственной власти – его структура, порядок избрания и состав.

Цель работы, состоит в анализе сущности и роли Государственной Думы в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Файлы: 1 файл

КР ПО КП РФ.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

Введение

       Государственная Дума Российской Федерации – одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации, представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. 1

       Объектом исследования данной работы является система органов государственной власти.

       Предметом исследования является Государственная Дума, как высший законодательный и представительный орган государственной власти – его структура, порядок избрания и состав.

       Цель  работы, состоит в анализе сущности и роли Государственной Думы в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

       Задачами работы является: обоснование структуры и определение порядка формирования Государственной Думы РФ и ее полномочий, обоснование правового статуса депутатов Государственной Думы.

1. Государственная дума РФ: правовой статус и структура

       Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат  Совета Федерации и Государственной  Думы.   В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной  Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

       В отличие от Совета Федерации Конституция  РФ закрепляет численный состав Государственной  Думы – 450 депутатов. А в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Это указано статье 95 Конституции РФ.

       Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (статья 101 Конституции РФ).

       Кандидатов  на должность Председателя Государственной  Думы вправе выдвигать депутатские  объединения и депутаты Государственной  Думы. В ходе обсуждения, кандидаты, давшие согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной  Думы, выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Представители каждого депутатского объединения и депутаты, выдвинувшие  своего кандидата, имеют право высказаться  за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается. В список для голосования вносятся все  кандидаты, выдвинутые на должность  Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод, который принимается без голосования. В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы.

       Государственная Дума принимает решение о числе  заместителей Председателя Государственной  Думы. Кандидатов на должности заместителей Председателя могут выдвигать депутатские  объединения, депутаты Государственной  Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного  голосования. Избранными на должности  заместителей Председателя Государственной  Думы считаются кандидаты, за которых  проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной  Думы. Решение об освобождении от должности Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей принимается большинством голосов общего числа депутатов.

       Регламент Государственной Думы закрепляет полномочия Председателя Государственной Думы. Он:

  • ведет заседания палаты;
  • представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой РФ, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств;
  • участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
  • направляет в Совет Федерации для рассмотрения, одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;
  • направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со ст. 105 ч. 5 Конституции РФ;
  • осуществляет другие полномочия предусмотренные Регламентом ГД.2

       В Государственной Думе создается  Совет для предварительной подготовки и рассмотрения организационных  вопросов деятельности палаты.

       В соответствии с Конституцией РФ Государственная  Дума образует из числа депутатов  палаты комитеты и комиссии.3 Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

       Государственная Дума в соответствии с Регламентом  ГД учреждает следующие комитеты:4

  1. Комитет  по законодательству;
  2. Комитет  по государственному строительству;
  3. Комитет  по труду и социальной политике;
  4. Комитет  по бюджету и налогам;
  5. Комитет  по кредитным организациям и финансовым рынкам;
  6. Комитет  по экономической политике и предпринимательству;
  7. Комитет  по собственности;
  8. Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
  9. Комитет  по энергетике, транспорту и связи;
  10. Комитет  по обороне;
  11. Комитет  по безопасности;
  12. Комитет  по международным делам;
  13. Комитет  по делам СНГ и связям с соотечественниками;
  14. Комитет  по делам Федерации и региональной политике;
  15. Комитет  по вопросам местного самоуправления;
  16. Комитет  по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
  17. Комитет  по информационной политике;
  18. Комитет  по охране здоровья и спорту;
  19. Комитет  по образованию и науке;
  20. Комитет  по делам женщин, семьи и молодежи;
  21. Комитет  по аграрным вопросам;
  22. Комитет  по природным ресурсам и природопользованию;
  23. Комитет  по экологии;
  24. Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций;
  25. Комитет  по делам национальностей;
  26. Комитет  по культуре и туризму;
  27. Комитет  по проблемам Севера и Дальнего Востока;
  28. Комитет  по делам ветеранов.

         Государственная Дума также формирует  следующие комиссии:

  1. Мандатную (которая образуется на срок полномочий Государственной Думы конкретного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы.);
  2. По этике;
  3. Для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;
  4. Для дачи заключения, предусмотренного ст. 93 ч. 2 Конституции РФ;
  5. А также другие.

       Деятельность  комитета, комиссии Государственной  Думы основана на принципах свободы  обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации. 

    2. Порядок формирования  Государственной  Думы РФ 

          Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.        

       С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в  России была смешанная избирательная  система, так как половина общего состава депутатов избиралась также  по мажоритарной системе (по одномандатным  округам). В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Конституционный срок,  исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Согласно  Федеральному Закону «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

       Организация выборов в Государственную Думу возлагается на избирательные комиссии: Центральную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной  Думы, окружные избирательные комиссии по   выборам в Государственную  Думу, участковые избирательны комиссии.

       Подготовка  и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто  и гласно. Одномандатные избирательные  округа охватывают в своей совокупности всю территорию  Российской Федерации.

       Число избирательных округов по выборам  в Государственную Думу,  приходящихся на каждый субъект Российской Федерации, устанавливается      Центральной  избирательной комиссией пропорционально  численности избирателей. В соответствии с ч.1 ст.9 общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включает в себя всю территорию Российской Федерации.

       Государственная Дума на основании Конституции РФ может быть распущена в следующих  случаях:

  • В случае трехкратного отклонения представленных главой государства кандидатур на должность Председателя Правительства РФ.5
  • В случае несогласия Президента РФ с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ,  а также в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, при выдвижении предложения депутатами Государственной Думы. 6

       Государственная Дума не может быть распущена:7

  • В течение года после избрания, если выразит недоверие Правительству РФ или откажет ему в доверии. Государственная Дума подлежит в этот период роспуску только в случае, если трижды отклонит представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
  • Роспуск невозможен после того, как Дума приняла постановление о выдвижении против Президента обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.  Запрещение роспуска действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет предусмотренный в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячный срок.
  • В период действия военного или чрезвычайного положения.
  • В последние шесть месяцев пребывания Президента в должности.
 

3. Компетенция Государственной  Думы Российской  Федерации

           

      К исключительному ведению Государственной  Думы относятся:8

  1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.

       Согласно  Регламенту ГД, в случае внесения в  Государственную Думу Президентом  РФ предложения о кандидатуре  Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно  извещает об этом депутатов. Дума рассматривает  представленную Президентом кандидатуру  Председателя Правительства в течение  недели со дня внесения предложения  о кандидатуре. Согласие Государственной  Думы на назначение Председателя Правительства  считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство  общего числа депутатов.9 Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации