Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении и анализе деятельности государственной власти и их должностных лиц в Великобритании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику понятия государственного управления: описать его природу и сущность;
- рассмотреть государственное управление с точки зрения системного подхода;
- характеризовать государственную службу с общей точки зрения;
- исследовать государственное управление и гражданскую службу в Великобритании;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление как система и государственная служба
1.1 Природа и сущность государственного управления………………………..5
1.2 Системность государственного управления……………………………….13
1.3 Государственная служба: понятие, виды и её основные принципы……..19
Глава 2. Государственное управление и гражданская служба в Великобритании
2.1 Общая характеристика Великобритании как государства………………..28
2.2 Анализ системы государственного управления в Великобритании……...34
2.3.Развитие гражданской службы в Великобритании………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44
Государственная
служба появилась в системе социальных
отношений как необходимое условие для
нормальной жизнедеятельности общества
и как средство обеспечения других видов
социальной деятельности, прежде всего
производства, обеспечения производства
главным образом в интеллектуальном отношении.
Недаром долгое время под службой вообще
понималась сфера умственного труда. Однако
в настоящее время такой тезис отвергается
в качестве критерия для отграничения
службы от других видов социальной деятельности.
Решающим фактором здесь является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный. Служба зародилась и развивалась вместе с обществом, в рамках общества и для общества.13
В процессе служебной деятельности между участниками складываются отношениях двух видов. Во-первых, отношения между лицом, осуществляющим служебную деятельность, с одной стороны, и объектом воздействия, т.е. другим лицом, с другой. Во-вторых, отношения которые складываются не в процессе труда, а по поводу труда - отношения данного лица (служащего) с другими лицами по месту его службы.
Современное общество организовано таким образом, что объединяет большое число структур - государственных и негосударственных. В самом общем значении служба - это профессиональная деятельность определенного контингента лиц по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных- структур. Но управлением служба не исчерпывается. "Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей'", сюда же можно добавить и техническое обслуживание управленческой деятельности, которое зачастую осуществляют служащие, находящиеся на более низком должностном положении.
Во внутреннем содержании службы различимы две стороны: во-первых, организация, налаживание службы (установление должностей, определение полномочий по каждой должности, установление порядка замещения должностей, прохождения службы, оснований и порядка увольнения со службы); во-вторых, сама служебная деятельность (весь процесс и временной период реализации должностных полномочий).
Формальным признаком службы (ее организации) всегда выступает замещение должности. Под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего, ее лица.14
Служба имеет многочисленные и разнообразные функции и на этом основании специализировалась. В результате взаимообусловленной связи службы и организации, в которой она осуществляется, статус организации определяет содержание и статус службы, ее вид. Все организации (объединения) делятся на государственные и иные организации, т.е. негосударственные. К государственным относятся организации, которые создаются государством для реализации государственных задач, - это государственные органы, государственные предприятия и учреждения и их объединения, вооруженные формирования. Таким образом, можно выделить службу государственную и службу негосударственную.
Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, таких, как: а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической деятельностью); в) управление административно-политической сферой(обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией).15
Государственную службу можно рассматривать как объект теоретического исследования, с одной стороны, и в плане нормативно-правового понимания, с другой. Теоретически государственная служба может быть представлена в аспектах: социальном, политическом, социологическом, правовом, организационном, нравственном. В правовом смысле исследуется юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение задач государственной службы. Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Так, А.П. Алехин государственную службу в широком смысле понимает как выполнение служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах. Относить ли службу во всех государственных организациях к государственной службе зависит от государства. В условиях централизованного государства, когда все хозяйственные и социальные сферы были государственными, безусловно, такая служба относилась к государственной. Нынешнему нормативно-правовому закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных органах способствует сложившееся в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, "состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом"; а суть государственной службы в этом плане состоит в "формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом".16
Виды государственной службы: федеральная – субъектов федерации – гражданская – общеадминистративная – специализированная – правоохранительная – военная – войсковая – военизированная.
Государственная служба имеет многоцелевой функционально-деятельностный характер, обеспечивая исполнение всего объема полномочий структур государственного аппарата (госорганов). Выполнение государственной службой многочисленных и разнообразных задач и функций является основанием ее структурной дифференциации и специализации по видам профессиональной государственно-служебной деятельности. Эта деятельность призвана обеспечивать реализацию государственно-управленческих задач и функций, присущих органам государственной власти. Госорганы власти по современному российскому законодательству являются единственной организационной формой осуществления государственной службы. Дифференциация госорганов по предмету их ведения, т.е. по объему и структуре реализуемых государственно-властных полномочий и компетенции по отраслям и сферам государственной деятельности, создает основу для разделения государственной службы на виды. Вопрос о видах государственной службы приобретает значение именно по причине многообразия государственно-служебной деятельности, что связано с проблемой модернизации и повышения эффективности государственной службы в процессе ее совершенствования. Понимание этого вопроса необходимо прежде всего для уяснения сложившейся структуры государственной службы Российской Федерации а также задач ее оптимизации в целях приведения в соответствие с основополагающими принципами системного единства, рациональной организации, правовой типичности.
Государственная служба, как деятельность по исполнению государственных задач и функций существует в госорганах различных организационно-правовых форм с различной организационной структурой. При этом они могут видоизменяться в результате преобразований, реорганизаций, межсистемных, внутриорганизационных изменений и т.п. Причем от принадлежности госоргана к тому или иному виду законодательной, исполнительной или судебной государственно-властной деятельности в смысле его отношения к парламенту, правительству или суду, производны и названия той государственной службы, которая в них организуется и функционирует. Собственное же наименование госоргана, будь то Федеральное Собрание, Конституционный или арбитражный суд, равно как и министерство, госкомитет, служба, агентство или надзор, значения не имеет.17
Характерной особенностью в функционировании видов государственной службы являются различия в компетенции и предметах ведения государственных органов, т.е. в содержании государственно-властных функций, обеспечиваемых государственно-служебной деятельностью. Общая или общеадминистративная (управленческая) государственная служба- это служба в органах государственной власти общей компетенции, т.е. в органах, содержание государственно-служебной деятельности которых не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой.
Специализированная
государственная служба - это реализация
особо установленных полномочий госслужащими
с соответствующей профессиональной специализацией,
исполняющими должностные обязанности
в госорганах, имеющими особую (специальную)
компетенцию, как правило, для регулирования
преимущественно однородной деятельности
(по соответствующим предметам ведения).
Специализированная государственная
служба выделяется как вид гражданской
государственной службы в зависимости
от функциональной специфики и особенностей
компетенции соответствующих госорганов,
а также необходимого специального профессионального
образования для исполнения полномочий
по соответствующим государственным должностям
государственной службы. К специализированным
видам государственной службы относятся
такие, которые по своему предметно-деятельностному
содержанию отличаются рядом характерных
особенностей. Эти особенности отражают
профессиональную специализацию государственно-служебной
деятельности по реализации задач и функций,
возложенных на специально образованный
для этих целей госорган. Специализация
государственно-служебной деятельности
определяется в зависимости от функциональных
особенностей госоргана, особенностей
предмета ведения и специальной профессионально-
Специальные функции и специальная компетенция присущи также специально уполномоченным госорганам, которые призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Она осуществляется путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении законодательно установленных порядка, правил и процедур. Именно на такие органы возложены задачи обеспечения законности и сохранения правопорядка. В широко распространенной литературе и разговорной речи их нередко называют специальными органами или компетентными органами, а службу в них - спецслужбой. Государственная служба в правоохранительных органах, называется правоохранительной.
Правоохранительная и военная государственные службы во многих отношениях близки и имеют общую специфику, что отражено в действующем российском законодательстве о соответствующих госорганах. По этим основаниям государственная служба в правоохранительных и военных органах может быть отнесена к обоим видам государственной службы. Так, офицеры, находящиеся на службе во внутренних войсках, выполняют правоохранительные функции, являясь военнослужащими. В свою очередь, госслужащие правоохранительных органов, занимающие должности, например, в органах милиции, службе безопасности, имеют статус военнослужащих.
Однако, в отличие от службы в Вооруженных Силах, диапазон правоохранительной службы не замыкается, естественно, на решении задач защиты обороноспособности страны. У правоохранительных видов государственной службы более широкий функционально-деятельностный спектр. В отличие от военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, военнослужащие правоохранительных органов, как правило, наделены полномочиями представителя власти, т.е. их властные полномочия публичного характера выходят за пределы данного правоохранительного государственного органа.
Сообразно тому, как выстраиваются объем и структура, отражающие виды государственной власти, отрасли и сферы управления, а также в зависимости от содержания и характера исполнения госслужащими возложенных на них обязанностей, проводится правовое оформление государственной службы с учетом ее специфики в различных госорганах. Правовые основы организации государственной службы закрепляются в актах общего характера, а также в специальных актах, касающихся отдельных государственных органов власти.18
Принципы государственнной гражданской службы:
- принцип приоритета прав
человека и гражданина ;
- принцип верховенства законов
- принцип равного доступа к
государственной гражданской
- принцип профессионализма и
компетентности
- принцип взаимосвязи
- принцип законности;19
Итак,
государственная служба носит
весьма необходимый характер
в роли государственного
Глава 2. Государственное управление
и гражданская служба в
2.1 Общая характеристика Великобритании как государства
Прежде чем дать общую характеристику Великобритании как государства, следует упомянуть, что государство обладает следующими основными признаками: территорией, населением, проживающим на данной территории и властью.