Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении и анализе деятельности государственной власти и их должностных лиц в Великобритании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику понятия государственного управления: описать его природу и сущность;
- рассмотреть государственное управление с точки зрения системного подхода;
- характеризовать государственную службу с общей точки зрения;
- исследовать государственное управление и гражданскую службу в Великобритании;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление как система и государственная служба
1.1 Природа и сущность государственного управления………………………..5
1.2 Системность государственного управления……………………………….13
1.3 Государственная служба: понятие, виды и её основные принципы……..19
Глава 2. Государственное управление и гражданская служба в Великобритании
2.1 Общая характеристика Великобритании как государства………………..28
2.2 Анализ системы государственного управления в Великобритании……...34
2.3.Развитие гражданской службы в Великобритании………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44
Одним
из первых решений нового
Это
решение принято в рамках
Таким образом становление и
развитие системы
2.3 Развитие гражданской службы в Великобритании
Прежде всего начнем с названия данного института в Великобритании. В отличие от других западных стран, где обычно принято понятие «публичной» или «государственной» службы, в Великобритании действует понятие «гражданская служба». Это имеет исторические корни: чиновник рассматривается в английском праве как «гражданский слуга Короны». Сам термин сложился в британской колониальной администрации в Индии. Однако отличия ограничиваются не только названием.27
Особый "английский путь" развития состоял и в том, что Соединенное Королевство гораздо дольше других стран обходилось без профессиональной государственной службы в современном смысле слова. Министерства, правда, существовали еще с XVII века, но их роль была несравнимо меньшей, чем, например, во Франции, единой системы централизованной администрации не существовало вовсе, а штат министерств укомплектовывался на основе системы патронажа, т.е. личного покровительства. Должности рассматривались как собственность держателей королевских патентов и продавались, дарились, даже передавались по наследству. Это, однако, не порождало слишком уж больших злоупотреблений по нескольким причинам: ограниченные полномочия служащих, принадлежность большинства из них к аристократическим семьям, т.е. их достаточно высокий имущественный и образовательный статус, "премиальный", т.е. нерегулярный, характер материального вознаграждения. Служба, таким образом, была как бы "почетной обязанностью благородных людей", знаком доверия к ним со стороны Короны и общества и осуществлялась "талантливыми любителями".28
Система государственной службы в Великобритании имеет множество вариаций. В политической и административной культуре англичан в отличие от многих других народов, нет склонности к унификации во что бы то ни стало. Есть и прямое исключение — дипломатическая служба, на которую рыночные новшества не распространяются.
Таким образом, в Англии фактически более не существует единой государственной службы с унифицированными нормами ее прохождения, отставки, оплаты труда и т.п. Ее заменило многообразие структур, условий трудовых отношений и гарантий, шкал оплаты, пенсионного обеспечения, возможностей перехода в частный сектор и т.д.29
Структура и численность государственной службы.
Итак, структура правительственного аппарата сегодняшней Великобритании включает министерства, ключевые департаменты и различные агентства, преимущественно "кванго". Общая численность госслужащих на январь 1995 года составляла 550 тысяч человек. Между тем в 1979 г. она составляла 723 тысячи, т.е. за 15 лет аппарат сократился на 25%.
При этом следует иметь в виду, что собственно "бюрократы" составляют всего около 1/3 общего числа служащих, 55% служащих работают в "кванго" и других подобных агентствах, 9% общего числа составляют "синие воротнички", т.е. индустриальные рабочие на государственной службе, которые к тому же в подавляющем большинстве работают вне столицы. Стоит также указать для примера, что около 50 тысяч — работники налоговых служб, а еще 28 тысяч — работники тюрем.
Что касается обучения гражданских служащих, в Великобритании делается фактический упор на повышение квалификации работников. В каждом министерстве имеется соответствующий отдел, специальные менеджеры и сотрудники по подготовке и навыкам; функционируют курсы, работающие по программам, подготовленным для данного ведомства. Учиться можно очно или заочно. Некоторые категории сотрудников получают определенные льготы для посещения курсов в форме предоставления свободных дней и так далее.
В местных
советах необходимость
Итак, в
целом деятельность института государственной
службы Великобритании отличается достаточной
эффективностью на всех уровнях, что в
значительной мере определяется рациональностью
современной менеджеральной модели, положенной
в его основу. Отлаженный контроль над
деятельностью чиновников всех уровней
создает атмосферу высокой ответственности
в государственном аппарате. Представляется,
что изучение опыта британского административно-
Итак, государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.
В свою очередь,
Государственное управление в
Великобритании носит
Законодательный орган - двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящим из министров - правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр.
Великобритания не имеет писаной конституции, сформулированной в виде единого, основного закона. В основе государственного устройства лежат важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших судебных органов.
Что касается гражданской
1 Т. С. Кабаченко, Психология управления. Учебное пособие – издательство: Педагогическое общество России, 2008 . С. 56
2 М. Майкл, А. Майкл, Х. Франклин, Основы менеджмента – перевод с английского, общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л. И. Евенко, Москва: Издательство «Дело», 2009. С. 43
3 А. З. Закиров, С. К. Мурзаев, Введение в государственное управление. Материалы для чтения, ИГМУ АУ при ПКР, Б.:2005. С.123
4 Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. - М.: Инфра - М, 2009. С 12
5 Н. М. Добрынин, Науч. ред. А. М. Митин, Новосибирск: наука, 2010. С. 519
6 М. М. Телемтаев, Государственное системное управление (системная философия государственной деятельности). Научное издание. — Алматы, 2002. С 36
7 А. В. Манчева, Государственная служба: понятие, виды, принципы, опубликовано: В мире права – 2009. С. 29
8 Российская академия Государственной службы при президенте Российской Федерации, Государственная служба в капиталистических странах, Государственная служба. Научно-политический журнал, №6(74) - 2011. С. 31-37
9 В. А. Садовничий, С. Л. Кравец, А. А Гончар, Большая российская энциклопедия, том 19, 2011. С. 653
10 А. В. Иванов, Эксперты для гражданского общества, Система государственного управления в Великобритании: взгляд из России, 2011. С.13
11 И. А. Василенко, Административно-
1 Т. С. Кабаченко, Психология управления. Учебное пособие – издательство: Педагогическое общество России, 2008. С. 56
2 Майкл М., Майкл А., Франклин Х., Основы менеджмента – перевод с английского, общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л. И. Евенко, Москва: Издательство «Дело», 2009. С 43
3 Закиров А. З., Мурзаев С. К., Введение в государственное управление. Материалы для чтения, ИГМУ АУ при ПКР, Б.:2005. – С. 200
4 Гринин Л. Е., Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики, История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов, Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е., М: КомКнига, С. 263- 268
5 Мухаев Р. Т., Система государственного и муниципального управления, Москва, Юнити-Дана, 2006, С. 432
6 Понамарева А. Я., Государственное и муниципальное управление, СПБ, 2009, С. 49
7 Атаманчук Г. В., Общая теория управления, Москва, 2008, С. 12
8 Мильнер Б. З., Евенко Л.И., Рапопорт В. С., Системный подход к организации управления, Москва, 2009, С. 57-58
9 Зеркин Д.П., Игнатов В.Г., Основы теории государственного управления. РнД.: 2000, С. 31
10 Пикулькин А.В. Система государственного управления.. М.: 2009, С. 26
11 М. М. Телемтаев. Государственное системное управление (системная философия государственной деятельности). Научное издание. — Алматы, 2002. С. 36
12 Корельского В. М., Перевалов В. Д., Теория государства и права, Москва, 2009, С. 12
13 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник, Москва.: Юрист, 2009, с. 67
14 Манчева А. В., Государственная служба: понятие, виды, принципы, опубликовано: В мире права, 2009. С. 29
15 Российская академия Государственной службы при президенте Российской Федерации, Государственная служба в капиталистических странах, Государственная служба, Научно-политический журнал, №6(74) – 2011. С. 31-37
16 Аксенова Е.А. Базаров Т.Ю. Управление персоналом в системе государственной службы. М. 2008 г. С.117
17 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 2009. С. 34
18 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. - Москва.: Зерцало, 2010. С. 25-28
19 Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе, Государство и право. №108, 2008. С. 3