Государственная служба в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении и анализе деятельности государственной власти и их должностных лиц в Великобритании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику понятия государственного управления: описать его природу и сущность;
- рассмотреть государственное управление с точки зрения системного подхода;
- характеризовать государственную службу с общей точки зрения;
- исследовать государственное управление и гражданскую службу в Великобритании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление как система и государственная служба
1.1 Природа и сущность государственного управления………………………..5
1.2 Системность государственного управления……………………………….13
1.3 Государственная служба: понятие, виды и её основные принципы……..19
Глава 2. Государственное управление и гражданская служба в Великобритании
2.1 Общая характеристика Великобритании как государства………………..28
2.2 Анализ системы государственного управления в Великобритании……...34
2.3.Развитие гражданской службы в Великобритании………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

 
          Одним  из первых решений нового коалиционного  правительства Великобритании консерваторов  и либерал-демократов стало сокращение  зарплаты членам кабинета министров  на 5%. Таким образом, занимающий  теперь пост премьер-министра  лидер тори Дэвид Кэмерон будет  получать в год 142.500 фунтов  стерлингов. Это на 7,5 тысячи меньше, чем было у его предшественника  Гордона Брауна. По расчетам Даунинг-стрит,  экономия расходов госбюджета  на оплату труда членов кабинета  составит уже в этом году 300 тысяч фунтов, а за весь намечаемый  пятилетний срок пребывания коалиции  у власти — около 3 миллиона  фунтов. 

 
           Это  решение принято в рамках правительственной  программы экономии расходов, которая  призвана сберечь уже в нынешнем  году до 6 млрд. фунтов стерлингов, чтобы уменьшить бремя государственных  заимствований, предпринятых кабинетом лейбористов. Эта программа предусматривает значительное ускорение динамики сокращения структурного бюджетного дефицита, проведение долговременных реформ систем образования и социального обеспечения, а также структурной реформы банковской системы, в том числе и возможность разделения финансовых институтов на розничные и инвестиционные. В настоящий момент бюджетный дефицит Великобритании насчитывает около 163 миллиардов фунтов, что составляет более 11% валового внутреннего продукта страны. Это наивысший показатель среди стран «большой восьмерки». 26

          Таким образом становление и  развитие системы государственной  службы носило весьма переменный  и своеобразный характер. Главными  вопросами в политике британской  системы являются вопросы улучшения системы оказания государственных услуг населению, которая направлена на достижение более эффективной работы исполнительной власти. Стратегия модернизации административной системы Великобритании, включающая меры по улучшению качества государственных услуг, оказываемых гражданам, является важным звеном общей политики правительства, направленной на совершенствование государственного управления и на укрепление связи с населением. Отличительной же чертой британской системы государственного управления является разделение административной и политических сфер.

 

  

             

 

 

2.3 Развитие гражданской  службы в Великобритании

         Прежде всего начнем с названия данного института в Великобритании. В отличие от других западных стран, где обычно принято понятие «публичной» или «государственной» службы, в Великобритании действует понятие «гражданская служба». Это имеет исторические корни: чиновник рассматривается в английском праве как «гражданский слуга Короны».  Сам термин сложился в британской колониальной администрации в Индии. Однако отличия ограничиваются не только названием.27

            Особый "английский путь" развития состоял и в том, что Соединенное Королевство гораздо дольше других стран обходилось без профессиональной государственной службы в современном смысле слова. Министерства, правда, существовали еще с XVII века, но их роль была несравнимо меньшей, чем, например, во Франции, единой системы централизованной администрации не существовало вовсе, а штат министерств укомплектовывался на основе системы патронажа, т.е. личного покровительства. Должности рассматривались как собственность держателей королевских патентов и продавались, дарились, даже передавались по наследству. Это, однако, не порождало слишком уж больших злоупотреблений по нескольким причинам: ограниченные полномочия служащих, принадлежность большинства из них к аристократическим семьям, т.е. их достаточно высокий имущественный и образовательный статус, "премиальный", т.е. нерегулярный, характер материального вознаграждения. Служба, таким образом, была как бы "почетной обязанностью благородных людей", знаком доверия к ним со стороны Короны и общества и осуществлялась "талантливыми любителями".28

            Система государственной службы в Великобритании имеет множество вариаций. В политической и административной культуре англичан в отличие от многих других народов, нет склонности к унификации во что бы то ни стало. Есть и прямое исключение — дипломатическая служба, на которую рыночные новшества не распространяются.

         Таким образом, в Англии фактически более не существует единой государственной службы с унифицированными нормами ее прохождения, отставки, оплаты труда и т.п. Ее заменило многообразие структур, условий трудовых отношений и гарантий, шкал оплаты, пенсионного обеспечения, возможностей перехода в частный сектор и т.д.29

         Структура и численность государственной службы.

        Итак, структура правительственного аппарата сегодняшней Великобритании включает министерства, ключевые департаменты и различные агентства, преимущественно "кванго". Общая численность госслужащих на январь 1995 года составляла 550 тысяч человек. Между тем в 1979 г. она составляла 723 тысячи, т.е. за 15 лет аппарат сократился на 25%.

          При этом следует иметь в виду, что собственно "бюрократы" составляют всего около 1/3 общего числа служащих, 55% служащих работают в "кванго" и других подобных агентствах, 9% общего числа составляют "синие воротнички", т.е. индустриальные рабочие на государственной службе, которые к тому же в подавляющем большинстве работают вне столицы. Стоит также указать для примера, что около 50 тысяч — работники налоговых служб, а еще 28 тысяч — работники тюрем.

          Что касается обучения гражданских служащих, в Великобритании делается фактический упор на повышение квалификации работников. В каждом министерстве имеется соответствующий отдел, специальные менеджеры и сотрудники по подготовке и навыкам; функционируют курсы, работающие по программам, подготовленным для данного ведомства. Учиться можно очно или заочно. Некоторые категории сотрудников получают определенные льготы для посещения курсов в форме предоставления свободных дней и так далее.

          В местных  советах необходимость обучения  определяется с помощью центральной  учебной консультативной группы, состоящей из представителей  всех уровней и сфер власти.  Местные органы власти полностью  покрывают расходы по обучению, признанному необходимым.30

          Итак, в целом деятельность института государственной службы Великобритании отличается достаточной эффективностью на всех уровнях, что в значительной мере определяется рациональностью современной менеджеральной модели, положенной в его основу. Отлаженный контроль над деятельностью чиновников всех уровней создает атмосферу высокой ответственности в государственном аппарате. Представляется, что изучение опыта британского административно-государственного управления может оказаться полезным в ходе реформ института государственной службы в России.

                                      

 

 

 

 

                                        

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Итак, государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

            В свою очередь, государственная  служба играет важную роль  в развитии государства, так  как именно посредством государственных  служащих реализуются задачи  и функции самого государства.

            Государственное управление в  Великобритании носит своеобразный  характер. Великобритания – конституционная  монархия.  Главой государства  является король( королева). Уникальность  правления в данном государстве  заключается в том, что формально  монарх здесь обладает обширными  полномочиями, но фактически его  личная власть ограничена, притом  не столько законодательными  актами, сколько нормами прецедентного  права и конституционными обычаями.

           Законодательный орган - двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящим из министров - правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр. 

           Великобритания  не имеет писаной конституции,  сформулированной в виде единого, основного закона. В основе государственного устройства лежат важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших судебных органов.

            Что касается гражданской службы  в Великобритании, здесь главным  является то, что она подразделяется  на внутреннюю и дипломатическую.  Главой внутренней службы является постоянно секретарь кабинета, на должность которого обычно назначается лорд-хранитель печати. Дипломатической службой руководит государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества. Все гражданские служащие разделены на категории и группы, внутри которых должности распределены по разрядам (ступеням).

           

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

                                       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Т. С. Кабаченко, Психология управления. Учебное пособие – издательство: Педагогическое общество России, 2008 . С. 56

2 М. Майкл, А. Майкл, Х. Франклин, Основы менеджмента – перевод с английского, общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л. И. Евенко, Москва: Издательство «Дело»,  2009. С. 43

3 А. З. Закиров, С. К. Мурзаев, Введение в государственное управление. Материалы для чтения, ИГМУ АУ при ПКР, Б.:2005. С.123

4  Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. - М.: Инфра - М, 2009. С 12

5 Н. М. Добрынин, Науч. ред. А. М. Митин, Новосибирск: наука, 2010. С. 519

6 М. М. Телемтаев, Государственное системное управление (системная философия государственной деятельности). Научное издание. — Алматы,  2002. С 36

7 А. В. Манчева, Государственная служба: понятие, виды, принципы, опубликовано: В мире права – 2009. С. 29

Российская академия Государственной службы при президенте Российской Федерации, Государственная служба в капиталистических странах, Государственная служба.  Научно-политический журнал, №6(74) - 2011. С. 31-37

9  В. А. Садовничий, С. Л. Кравец, А. А Гончар, Большая российская энциклопедия, том 19, 2011. С. 653

10 А. В. Иванов, Эксперты для гражданского общества, Система государственного управления в Великобритании: взгляд из России, 2011. С.13

11 И. А. Василенко, Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия, 2008. С. 32

 

 

 

1 Т. С. Кабаченко, Психология управления. Учебное пособие – издательство: Педагогическое общество России, 2008. С. 56

2  Майкл М., Майкл А., Франклин Х., Основы менеджмента – перевод с английского, общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л. И. Евенко, Москва: Издательство «Дело», 2009. С 43

3 Закиров А. З., Мурзаев С. К., Введение в государственное управление. Материалы для чтения, ИГМУ АУ при ПКР, Б.:2005. – С. 200

4  Гринин Л. Е., Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики, История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов, Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е., М: КомКнига, С. 263- 268

5 Мухаев Р. Т., Система государственного и муниципального управления, Москва, Юнити-Дана, 2006, С. 432

6  Понамарева А. Я., Государственное и муниципальное управление, СПБ, 2009, С. 49

7 Атаманчук Г. В., Общая теория управления, Москва, 2008, С. 12

8 Мильнер Б. З., Евенко Л.И., Рапопорт В. С., Системный подход к организации управления, Москва, 2009, С. 57-58

9   Зеркин Д.П., Игнатов В.Г., Основы теории государственного управления. РнД.: 2000, С. 31

10   Пикулькин А.В. Система государственного управления.. М.: 2009, С. 26

11 М. М. Телемтаев. Государственное системное управление (системная философия государственной деятельности). Научное издание. — Алматы,  2002. С. 36

12 Корельского В. М., Перевалов В. Д., Теория государства и права, Москва, 2009, С. 12

13  Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник,  Москва.: Юрист, 2009, с. 67

14  Манчева А. В., Государственная служба: понятие, виды, принципы, опубликовано: В мире права, 2009. С. 29

15 Российская академия Государственной службы при президенте Российской Федерации, Государственная служба в капиталистических странах, Государственная служба, Научно-политический журнал, №6(74) – 2011. С. 31-37

16  Аксенова Е.А. Базаров Т.Ю. Управление персоналом в системе государственной службы. М. 2008 г. С.117

17 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 2009. С. 34

18 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. - Москва.: Зерцало, 2010. С. 25-28

19 Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе, Государство и право. №108, 2008. С. 3

Информация о работе Государственная служба в Великобритании