Государственно-правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период.

Содержание работы

• Введение
• Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки
o 1.1. Понятие государственно-политического режима
o 1.2. Виды государственно-политических режимов
• Глава 2. Характеристика государственно-правовых режимов
o 2.1. Авторитаризм
o 2.2. Тоталитаризм
o 2.3. Демократия
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

новый реферат.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

* политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.

* экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

    Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.

 

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.  Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим  также знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим.

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в  организации политической и экономической  жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике. 

Таким образом, экономическую  основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  не вмешивается в экономическую  жизнь людей, а только устанавливает  общие рамки свободной конкуренции  между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т. д. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Плюрализм и прежде всего многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склона к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная  власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Либеральный режим имеет  свои проблемы, главные среди них  – социальная защита некоторых категорий  граждан, расслоение общества, фактическое  неравенство стартовых возможностей и т.д. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Заключение

Каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

  В заключение данной  работы можно сделать следующие  краткие выводы:

1. Политический режим представляет собой  способ функционирования  политической системы общества, определяющий характер политической  жизни в государстве.

2. Характер политического режима зависит  от реального функционирования структур  политической системы (государства, партий, общественных организаций) , степени гласности в работе  органов власти,  их открытости для контроля и воздействия со стороны  общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора  руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе.

3. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.

4. Общими отличительными признаками тоталитаризма  являются   стремление к всеобъемлющей организованности общества  и полному контролю  за личностью.

5. Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося  в ходе общественного развития реального противоречия  между усложнением  социальной организации  и индивидуальной свободой.

6. Авторитарный режим по своим качественным признакам  во многом схож с тоталитарным режимом.

 В то же время  авторитарное государство отличают  такие недемократические признаки, как:

- неограниченная власть (диктатура)  одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной хунты;

-недопущение (или строгое  ограничение  и контролирование)  политической оппозиции;

-жесткий контроль  политической сферы общества  (госбезопасность,  охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона);

-опора на силу и  принуждение к повиновению властям  (на армию и другие «силовые»  структуры);

- отстранение граждан   от реального влияния на власть  и ограничение их прав и  свобод.

7. Либеральный режим более прогрессивен, чем авторитаризм и тоталитаризм.                                                   

8.  Понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие».                                                                                                                              Суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

9. Демократия представляет  собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс  компромиссные решения.

10. Существует прямая демократия – народ непосредственно участвует в самоуправлении  и принятии законов и представительная демократия- народ выбирает своих представителей  в органы власти, контролирует и сменяет их.

Наша страна пошла  по пути быстрой политической и экономической  реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гаджиев  К.С. Политология: Учебник для  высших учебных заведений.- М.: Логос,2004.

2. Венгеров  А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998.

3. Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. - М.: Инфра-М, 2001.

4. Ищенко А.В.  Власть при переходе от тоталитаризма  к демократии. // Свободная мысль. 2003 - № 8.

5. Ресурсы  Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государственно-правовой режим