Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:46, реферат
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период.
• Введение
• Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки
o 1.1. Понятие государственно-политического режима
o 1.2. Виды государственно-политических режимов
• Глава 2. Характеристика государственно-правовых режимов
o 2.1. Авторитаризм
o 2.2. Тоталитаризм
o 2.3. Демократия
• Заключение
• Список литературы
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм. Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Демократический режим также знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим.
Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.
Таким образом, экономическую
основу либерализма составляет частная
собственность. Государство освобождает
производителей от своей опеки и
не вмешивается в экономическую
жизнь людей, а только устанавливает
общие рамки свободной
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Либеральный режим имеет
свои проблемы, главные среди них
– социальная защита некоторых категорий
граждан, расслоение общества, фактическое
неравенство стартовых
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
В заключение данной
работы можно сделать
1. Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве.
2. Характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций) , степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе.
3. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.
4. Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью.
5. Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой.
6. Авторитарный режим по своим качественным признакам во многом схож с тоталитарным режимом.
В то же время
авторитарное государство
- неограниченная власть (диктатура) одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной хунты;
-недопущение (или строгое
ограничение и
-жесткий контроль политической сферы общества (госбезопасность, охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона);
-опора на силу и
принуждение к повиновению
- отстранение граждан
от реального влияния на
7. Либеральный режим более прогрессивен,
чем авторитаризм и тоталитаризм.
8. Понятие демократии гораздо сложнее,
чем просто «народовластие».
9. Демократия представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.
10. Существует прямая демократия – народ непосредственно участвует в самоуправлении и принятии законов и представительная демократия- народ выбирает своих представителей в органы власти, контролирует и сменяет их.
Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.