Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 16:31, реферат
Во-первых, идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы и цели своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя, идеологии студенчества, идеологии государства.
Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают идеологии: либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др.
1. Введение.
2. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии
белорусского государства
3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в идеологии белорусского
государства
4. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского
государства.
5. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждение Образования
Белорусский Национальный Технический Университет
Кафедра переподготовки кадров
реферат по идеологии на тему:
«Государственные институты
и идеологические процессы»
Выполнила студентка
Черняк В.В.
Мозырь, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии
белорусского государства
3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в идеологии белорусского
государства
4. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского
государства.
5. Местное управление и самоуправление
в идеологических процессах.
Что такое «идеология»?
Понятие «идеология» в культурный оборот в XVIII в. ввел французский автор книги «Элементы идеологии» (1804), Антуан Дестют де Траси. Он сформулировал мысль, что именно «Идеи правят миром», формируют общественную мораль, которая определяет стратегию и тактику государственной политики.
В этой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:
На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.
Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в США. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства. Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 – члены ООН.
Президент – Глава государства – уполномочен формировать и идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого у Главы государства имеются необходимые полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей власти, преемственность и стабильность в работе государственных органов, представление Беларуси внутри страны и в международных отношениях. Его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).
Президент Беларуси по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.
Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он же определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей. Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:
- полномочия
особого института
управления;
- объединяет
все власти для согласованного
и эффективного
- посредничество
Президента выведено за сферу
публичных властей и
отношения органов государственной власти, государства и общества;
- президентские
полномочия с точки зрения
разделения властей не
классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.
Главные отличительные черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей заключается в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти. Три классические ветви власти дополнены еще одной, которая заботится о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей. Президентские полномочия охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.
Наделение Президента Беларуси таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти. Однако президентская деятельность не бесконтрольна. В Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая – проверяется на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров, утверждения указов и декретов. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента. Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие идеологические функции:
Во-первых, гарантийную. Президент – гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.
Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.
В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.
Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент – Глава государства – является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства при поддержке населения страны.
Впервые слово «парламент» появилось
в Англии (parliament), хотя корень слова французский
(parler – говорить). Слово «парламент» универсально для всех государств. Однако
в разных странах исторически сложились
свои названия парламента: Конгресс, Национальный конгресс,
Национальное собрание, Федеральное Собрание
и т.д. По структуре парламенты подразделяются
на однопалатные и двухпалатные
Парламент – Национальное Собрание – является высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти РБ и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики – Палаты территориального представительства. Представительная функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательная функция означает, что основная задача Парламента – законотворческая.
Информация о работе Государственные институты и идеологические процессы