Государственный строй Мадагаскара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

Первая Конституция Мадагаскара была принята после того, как в 1958 г. страна добилась статуса самоуправляющейся (автономной) республики в составе Французского сообщества. Конституция 1959 г. была создана по образцу Конституции Франции 1958 г. После достижения политической независимости основной закон 1959 г. был приведен в соответствие с новым положением государства путем внесения соответствующих поправок (28 июня 1960 и 6 июня 1962 г.).

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ МАДАГАСКАРА.docx

— 49.12 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

(Государственный  строй и административное  деление, судебная  система, вооруженные  силы, политические  партии, общественные  организации) 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ           

  Конституционные изменения. Первая Конституция Мадагаскара была принята после того, как в 1958 г. страна добилась статуса самоуправляющейся (автономной) республики в составе Французского сообщества. Конституция 1959 г. была создана по образцу Конституции Франции 1958 г. После достижения политической независимости основной закон 1959 г. был приведен в соответствие с новым положением государства путем внесения соответствующих поправок (28 июня 1960 и 6 июня 1962 г.). В соответствии с первой Конституцией государство получило название Мадагаскарская Республика   

 Конституция  1959 г. провозглашала ряд демократических  прав и свобод: всеобщее равенство  в правах и обязанностях независимо  от происхождения, расовой принадлежности  и вероисповедания, свободу и  независимость личности, право на  политическую деятельность и  объединение в политические организации  и профсоюзы, на забастовки, а  также свободу совести, печати, собраний и т.п. Она запрещала  эксплуатацию человека человеком,  содержала положения, направленные  против расовой и национальной  дискриминации, а также об африканском  единстве, о необходимости сотрудничества  и союза африканских государств  на основе взаимного уважения  их суверенитета. Конституция гарантировала  свободу частного предпринимательства,  сохранность частной собственности.  По Конституции глава государства  (президент) одновременно являлся  главой правительства; он наделялся  широкими полномочиями, фактически  ему принадлежала вся полнота  законодательной и исполнительной  власти.         

 Вторая  Конституция была принята в  декабре 1975 г. В соответствии  с ней государство стало называться  Демократическая Республика Мадагаскар (ДРМ). В основу Конституции 1975 г. легла Хартия малагасийской социалистической революции. Главной целью основной закон провозглашал построение государства нового типа, выражающего интересы широких масс населения. Конституция устанавливала общественную собственность на основные средства производства. Особую роль в создании нового общества малагасийские руководители отводили фукунулуне. Конституция определяла фукунулуну как «социалистическую и демократическую общину». Этаидея легла в основу организации местных органов власти. Выделялись четыре вида децентрализованных коллективов, каждый из которых соответствовал определенному территориальному уровню со своими органами власти. Возглавили государство президент, избирающийся на лет, Верховный революционный совет, назначающийся президентом, Национальное народное собрание, которое избирается на 5 лет.       

 На национальном референдуме, состоявшемся 19 августа 1992 г., была одобрена новая Конституция Мадагаскаракоторая вступила в действие 12 сентября. Государство получило название Республика Мадагаскар. Девиз Второй республики «Родина-революция-свобода» был заменен на лозунг  «Родина-свобода-справедливость». Конституция Третьей республикипредусматривает разделение власти на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную), многопартийную политическую систему, защиту прав человека. Срок президентства сокращен до 5лет. Парламент стал двухпалатным — Сенат и Национальное собрание. Количество депутатов Национального собрания увеличивалось со 138 до 150, а срок их деятельности сокращен с 5 до 4лет. Но самое главное, Конституция 1992 г. отказывалась от положений Хартии малагасийской социалистической революции. Поправки (сентябрь 1995 и март 1998 г.) внесли много изменений в основной закон, превратив унитарное государство в федеральное с шестью автономными провинциями и сильным президентским режимом. Девизом его стало «Родина-свобода-прогресс». 

Государственная идеология 

Республики  Мадагаскар выражается лозунгом «Гуманизм и экология». В преамбуле Конституции он подкрепляется декларацией о том, что «все ресурсы природы должны использоваться рационально и справедливо на благо человека», а в ст. 39 охрана окружающей среды вменяется в обязанность как каждого гражданина в отдельности, так и государства в целом.       

 В  преамбуле Конституции декларируется также решимость мальгашского народа сохранять и развивать завоевания плюралистического общества, преумножать богатство и разнообразие своего этнодуховного и социокультурного наследия, а также недр, растительного и животного мира на благо будущим поколениям. Провозглашается приверженность страны, осознающей свое геополитическое положение в регионе  и стремящейся к согласованным действиям с другими государствами, положениям Международной хартии прав человека, Африканской хартии прав человека и народов, Конвенциям по правам женщин и детей.       

 Конституция  декларирует стремление к созданию  правового государства, «в котором  народ и власть подчиняются  одним и тем же правовым  нормам под контролем независимой  юстиции». Политические права граждан  предусматривают свободу слова,  печати, собраний, политических объединений,  вероисповедания, получение информации (ст. 10, 11, 14, 15). В числе личных свобод  граждан — свобода передвижения (право на эмиграцию и возвращение), неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, защита правосудия (ст. 12, 13). В разделе «Социально-экономические  и культурные права» закрепляется  право граждан на труд, образование,  охрану здоровья и семьи; за  каждым трудящимся признается  право на защиту своих интересов  через профсоюзы, на забастовки. Гарантируется защита личного  имущества, свобода предпринимательства,  безопасность капиталов и инвестиций. К числу основных обязанностей  граждан отнесены уважение Конституции  и соблюдение законов, служба  в армии. Обязанность трудиться  также рассматривается как конституционный долг гражданина. В обязанности гражданина входит бережное отношение к окружающей среде.      

 Флаг  Мадагаскара — трехцветное прямоугольное  полотнище. Полосы расположены  следующим образом: белая, вертикальная, идет параллельно древку, две  горизонтальные: сверху красная,  под ней — зеленая. Государственный  язык — малагасийский.    

  Высшие органы государственной власти и управления. 

 Конституция  1992 г. определяет структуру государственной  власти, констатирует, что исполнительная  власть осуществляется президентом  и правительством (гл. III).  

 Президент  является гарантом национальной  независимости и территориальной  целостности государства (гл. IV, ст. 44), избирается прямым всеобщим  голосованием сроком на 5 лет,  может переизбираться только  один раз. Кандидат на пост  президента должен быть гражданином  Мадагаскара, пользоваться всеми  гражданскими и политическими  правами и к моменту избрания  достичь 40 лет. Если пост президента  по какой-либо причине становится  вакантным, его функции выполняет  председатель Сената.     

 Президент  назначает премьер-министра, а по  предложению последнего — членов  правительства, председательствует  на заседаниях совета министров,  подписывает постановления и  декреты, принятые кабинетом.  Президент является главнокомандующим вооруженными силами в этом качестве он председательствует на Высшем совете национальной обороны (ст. 55). Он осуществляет руководство внешнеполитическими отношениями: назначает и отзывает послов и посланников принимает верительные и отзывные грамоты от представителей иностранных государств и международных организаций, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их (ст. 56).      

 Президент  назначает на высшие государственные  должности, перечень которых установлен  законом, может передать эти  полномочия премьер-министру; в случае  необходимости он берет на  себя контроль над органами  по контролю за администрацией. Он утверждает законы через две недели после их принятия Национальным собранием. Эта дата может быть сокращена до 5 дней, если возникает такая необходимость. До истечения этого срока президент может потребовать от Национального собрания нового обсуждения закона и его статей.      

 Президент  может объявить чрезвычайное  или военное положение для  защиты республики, поддержания  общественного порядка и безопасности  государства или в случае чрезвычайных  обстоятельств (ст. 59).    

 Поправки  к Конституции, одобренные на  референдумах 1995 и 1998 г., стали еще  одним шагом к закреплению  президентского типа государственного  устройства Мадагаскара. Это выразилось, в частности, в усложнении процедуры  импичмента. Из Конституции фактически изъято понятие «окончательного импичмента» президента и усилено положение о «временном импичменте», который может быть объявлен на срок до 6 месяцев Высшим конституционным судом по требованию парламента и только из-за физической или умственной неспособности президента выполнять свои обязанности, что на практике может быть применено в весьма ограниченных случаях. «Окончательный импичмент» может быть объявлен по причине государственной измены или грубых и постоянных нарушений президентом действующей Конституции.         

Законодательная власть принадлежит парламенту. По Конституции 1992 г. парламент Республики Мадагаскар состоит из Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Национальное собрание (НС) в своем нынешнем виде существует с 1993 г. Последние выборы в него прошли в декабре 2002 г., первые выборы в Сенат — марте 2001 г.       

 Депутаты  Национального собрания (160 человек)  избираются на 5 лет всеобщим прямым  голосованием, сессии созываются  дважды в год. Первая сессия  начинается в первый вторник  мая, вторая (бюджетная)   — в последний вторник сентября. Продолжительность каждой сессии не может быть меньше 60 и не должна превышать 90 дней. По инициативе президента либо абсолютного большинства депутатом Национальное собрание может созывать чрезвычайные сессии, которые не могут длиться более 12 дней.     

 Депутаты  НС, как и премьер-министр обладают правом законодательной инициативы, а также Инициативы пересмотра Конституции Мадагаскара. Чтобы принять к рассмотрению поправки к основному закону, необходимо согласие абсолютного большинства членов парламента, а приняты они могут быть 3/лишь    голосов.     

 Механизм воздействия законодательного органа власти на исполнительный включает голосование о доверии или недоверии правительству. Вопрос о доверии правительству может поставить премьер-министр, а голосование по нему должно быть проведено в течение 48 часов после внесения в парламент. Если за вотум недоверия голосует абсолютное большинство, правительство должно подать в отставку. Вопрос о недоверии правительству могут поставить депутаты. Для вынесения вотума недоверия правительству необходима поддержка половины членов Национального собрания. Вотум недоверия считается принятым, если за него проголосовали 2/3членов парламента. В этом случае правительство также подает в отставку.      

 Что  касается усложнения процедуры  вынесения импичмента президенту  страны, то если раньше для  принятия резолюции об импичменте  было необходимо 2/голосов членов НС, то теперь для этого требуется 2/голосов членов каждой из палат парламента. Президент в свою очередь, может распустить Национальное собрание сам « по веской причине» или по предложению Совета министров.      

 Руководящие  и рабочие органы Национального  собрания - постоянное бюро и комиссии. В постоянное бюро входят председатель  Национального собрания, 12 вице-председателей,  два квестора. При Национальном собрании действуют 12 постоянных комиссий: по социальным делам; по юридическим делам; по иностранным делам и международным отношениям; по образованию и культурным вопросам; по внутренним делам и территориальной администрации; по промышленности, ремеслам, торговле, горному делу и энергетике; по сельскохозяйственному развитию; по национальной обороне и безопасности; по окружающей среде, водам, лесам, туризму; по инфраструктуре и связи; по финансам; по вопросам госслужбы.    

 Сенат  рассматривает все законопроекты,  обсуждаемые Национальным собранием,  консультирует Правительство по  экономическим и социальным вопросам, а также по вопросам территориальной организации. Его сессии проходят одновременно с сессиями Национального собрания. Число сенаторов составляет 90 человек. 60 сенаторов избираются коллегией выборщиков от территориальных объединений, остальные 30 назначаются президентом. Срок действия мандата — 4 гола.     

  Исполнительная власть — правительство Мадагаскара формируется президентом: премьер-министр — декретом по предложению Национального собрания, министры — по предложению премьер-министра. Правительство ответственно перед Национальным собранием. Функции членов правительства несовместимы с любой другой деятельностью: представительской, выборной, профессиональной.      

 Поправки  к Конституции 1995 и 1998 гг. ограничивают  полномочия премьер-министра проведением  президентской политики. Премьер-министр  руководит деятельностью правительства  и ответствен за координацию  деятельности министерств; обладает  законодательной инициативой; обеспечивает  выполнение законов; наблюдает  за исполнением решений суда; контролирует администрацию и  обеспечивает эффективное функционирование  общественных служб, управление  финансами; обеспечивает безопасность  и соблюдение основных прав  и свобод, для чего располагает  полицией, силами безопасности и  армией.       

Информация о работе Государственный строй Мадагаскара