Государство: генезис, сущность, структура, типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:08, реферат

Описание работы

Целью работы является детальная характеристика сущностных качеств государства как социального явления.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. анализ причин и условий зарождения (генезиса) государства;
2. характеристика теорий и концепций происхождения государства;
3. определение сущности государства;
4. рассмотрение типологий и структуры государства;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика происхождения государства и права 5
1.2 Причины и условия возникновения государства и права 5
Глава 2. Теории происхождения государства и права 8
2.1 Теологическая теория 8
2.2 Патриархальная теория 8
2.3 Договорная теория 8
2.4 Теория насилия 8
2.5 Ирригационная теория 9
2.6 Материалистическая теория 9
2.7 Органическая теория 9
2.8 Психологическая теория 10
Глава 3. Сущность государства 11
Глава 4. Структура государства 13
Глава 5. Типология государства 15
5.1. Типология государства с точки зрения формацио 15
5.3. Другие критерии для выделения типов государства 18
Практической задание 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

 При общесоциальном  подходе государство рассматривается  как организация политической  власти. В развитых демократических  странах государство является  эффективным механизмом устранения  общественных противоречий путем  достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.     

При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.     

 Наряду с этими двумя  подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.   

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.      Другие утверждали, что государство является носителем политической власти. В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:   

  • это территориальная организация людей;   
  • им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;   
  • создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Структура государства

Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства.

В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти:

  1. законодательная власть, которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах органы законодательной власти имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание);
  2. исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной (в России - Правительство Российской Федерации);
  3. судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).

 

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

 

 

Глава 5. Типология государства

5.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода.

Марксистко - ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Тип государства определяется на основании того, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. 
Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа государства :  
рабовладельческое, феодальное и социалистическое.

Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств. 
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства. 
Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества

В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

  1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
  2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется "совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы". 
5.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества. Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии.

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными, географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. Развитие взаимоотношений государства с обществом выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах. Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества.

5.3. Другие критерии для выделения типов государств

 Типы государств по форме правления

  Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Существуют две основные формы правления

 1. Монархия - форма правления, где высшая государственная                         власть принадлежит единоличному главе государства -  монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.                          При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он   осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть                         рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченным относятся сословно-представительная   монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха   ограничена конституцией, парламентом, правительством и   независимым судом.

 2. Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования                         верховных органов государства; в развитых государствах                         взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними. Современные республики подразделяются на парламентарные                         и президентские.

Информация о работе Государство: генезис, сущность, структура, типология