Государство: генезис, сущность, структура, типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:08, реферат

Описание работы

Целью работы является детальная характеристика сущностных качеств государства как социального явления.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. анализ причин и условий зарождения (генезиса) государства;
2. характеристика теорий и концепций происхождения государства;
3. определение сущности государства;
4. рассмотрение типологий и структуры государства;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика происхождения государства и права 5
1.2 Причины и условия возникновения государства и права 5
Глава 2. Теории происхождения государства и права 8
2.1 Теологическая теория 8
2.2 Патриархальная теория 8
2.3 Договорная теория 8
2.4 Теория насилия 8
2.5 Ирригационная теория 9
2.6 Материалистическая теория 9
2.7 Органическая теория 9
2.8 Психологическая теория 10
Глава 3. Сущность государства 11
Глава 4. Структура государства 13
Глава 5. Типология государства 15
5.1. Типология государства с точки зрения формацио 15
5.3. Другие критерии для выделения типов государства 18
Практической задание 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

В парламентарной республике парламент наделен не только                         законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. 

Президентская республика - это форма правления, где                         президент непосредственно при определенном парламентском                         контроле формирует правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность.

Типология государств по их отношению к религии

Можно классифицировать государства по такому основанию,                         как отношение официальной власти к религии. С этой точки   зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.                         

 Светское государство - это государство, где  последовательно проведено отделение церкви от  государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и   атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

Клерикальное государство - это государство, где церковь                         имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью  является англиканство, ее главой выступает глава   государства - монарх, ныне королева Елизавета II.                        

 Теократическое государство - особая форма организации                         государственной власти, при которой последняя  принадлежит церковной иерархии.   Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит                         главе господствующей церкви (он же глава государства). Пример - государство-город Ватикан, представляющий собой  абсолютную теократическую монархию.

Атеистическое государство - это государство в котором                         атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование   священнослужителей и верующих. Атеистическими государствами были СССР и другие страны                         социалистического лагеря.

Типы государств по форме государственного устройства

При всем многообразии форм государственного устройства  двумя основными среди них являются унитарная и    федеративная. Третья форма государственного устройства -  конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

 Унитарное государство - это целостное централизованное                         государство, административно-территориальные единицы  которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют  статуса государственных образований, не обладают   суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая                         конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной   государственной власти на всей территории страны.

Федеративное государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,  земли, кантоны и п. д.) являются государствами или   государственными образованиями, обладающими    суверенитетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практической задание

Выделите характерные особенности для следующих стилей политического лидерства:

 

Стиль лидерства

Общая характеристика

А. Демонстративный

Для него  характерен  тип  лидера, которого можно назвать “Артист”. Он всегда играет на публику.  Его  отличают любовь к внешним эффектам  и  демонстрациям,  страстное  желание  нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение,  политические действия зависят от того, нравится ли он другим, любим ли  он  ими.  Он достаточно управляем,  предсказуем,  может  потерять  бдительность, наслушавшись льстеца, может лишиться самообладания, столкнувшись с  критикой в свой адрес.

Ориентация на стимулы, в основе  которых  лежит

желание  любой  ценой  получить  одобрение  масс,  политическое   признание, вынуждает  лидера  приносить  в  жертву  не  только   общественно   значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения. Представители демонстративного стиля  менее  всего  предрасположены  к упорной и  созидательной  работе,  рассчитанной  на  длительное  время. 

Б. Компульсивный

Данному стилю свойственно  почти навязчивое  желание   все   сделать   наилучшим   образом,   независимо  от

возможностей. Стиль его поведения  характеризует  напряженность,  отсутствие легкости,  гибкости,  маневра.  Он  постоянно  озабочен,  мелочен,   слишком пунктуален, догматически подходит  ко  всем  инструкциям,  правилам.  Это  - фактор постоянных конфликтов во властных структурах.Любые отклонения от запланированного хода  деятельности  для  него  болезненны. Постоянно изменяющиеся условия  способствуют  потере  социальных  ориентиров.

В. Депрессивный

Лидер  этого типа не способен играть ведущую роль и  поэтому  пытается  объединиться  с теми, кто реально может “делать политику”. Он не имеет четкого политического  курса,  устойчивых  подходов  к  решению возникающих проблем. Политическую реальность  воспринимает  настороженно  и пессимистически, постоянно обнаруживая слабость  и  политическое  безволие.

Г. Шизоидальный

Шизоидальный  политический  стиль  тесно   связан   с   депрессивным. Самоизоляция и самоустранение от  участия  в конкретных событиях у него имеют более отчетливый характер. Не желает присоединяться ни  к  какому  конкретному  движению  и  предпочитает

позицию стороннего наблюдателя.  Политическая  ответственность  в  подобных случаях практически отсутствует. Естественно,  стремление  к  лидерству  не позволяет долго удерживаться на позициях стороннего наблюдателя,  заставляя либо  присоединяться  к  какому-либо  движению,  партии,   либо   создавать собственную партию. Шизоидальный стиль  поведения  исторически  преходящ  и неэффективен.

Д. Параноидальный

Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля обычно не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения. Стремление к безграничной власти обеспечивается постоянным манипулированием своими подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием во что бы то ни стало подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике. Подобный политический стиль внешне не столь эффектен, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой курс. Однако такой лидер может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, на политический террор.

Е. Одиночки

Он предпочитает не присоединяться ни к какому политическому движению и остается сторонним наблюдателем, не связанным с какой-либо политической ответственностью. Однако подобный стиль лидерства не может не носить временного характера, поскольку противоречит самой природе этого явления. Лидер-одиночка, если он действительно окажется вовлеченным в реальную политическую жизнь, будет вынужден трансформировать свой стиль 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство возникает из форм власти вождя племени или союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества. Возникновение государства происходит вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства, далее возникновение политики, организующей и регулирующей общественные отношения и её новой формы – власти с органами управления и контроля. Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Очевидно, что государство, возникшее в древности, прошло свой, ни с чем не сравнимый исторический путь. Круто менялись причины, лежавшие в фундаменте его существования. Отмирали одни государственные функции, возникали другие. То, что на одних этапах поддерживалось насилием, на других превращалось в нормальную норму и привычку. Но особенно важно то, что именно с возникновением государства как раз и возникает сама политика, политические отношения. Ведь ядром политики, как особой сферы человеческой деятельности, как раз и является завоевание и использование государства, политической власти, определение форм и задач их деятельности. За многие столетия и тысячеления существования, качественных преобразований и совершенствования государства сменились не только тысячи поколений – пришли и ушли целые общественно-экономические формации со своими ведущими общественно-политическими силами, классами, протагонистами и со своими весьма неодинаковыми жизненными проблемами. Цари и короли, императоры и фараоны, диктаторы и демократы, цезари и консулы, мудрецы и проходимцы, каждый по-своему – в зависимости от существовавшей политической системы и утвердившегося политического режима – но всегда настойчиво и неизменно стремились захватить, удержать и укрепить государственную власть как важнейший, решающий рычаг своего господства.

Есть ли предел у этого противоборства, и всегда ли будут противостоять друг другу общество и государство? Если обществу хватит ума и умения самому управлять своими делами, не прибегая к помощи особых групп - людей, то может наступить период безгосударственного самоуправленческого развития общества.

    В заключение мне хотелось бы сказать, что государство — это наше прошлое, настоящее и будущее. В настоящее время государство пытается решить постоянно возникающие проблемы во многих сферах общественной жизни.

 

 

Список используемой литературы

  1. Морозова Л. А. Теория государства и права: учеб. М., 2011.
  2. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2011.
  3. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 2009.
  4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007
  5. Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский

государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.

  1. http://www.consultant.ru/

 

 


Информация о работе Государство: генезис, сущность, структура, типология