Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:17, контрольная работа
Человеческое общество в своем развитии всегда стремилось решать проблемы гармонизации социальных отношений. Однако поиск эффективных пропорций, а самое главное – их реальное воплощение в жизнь – является трудным и подчас болезненным процессом. Общество путем эволюционного развития пришло к осознанию того, что необходим некий институт, структура, которая, обладая всеобщностью и благодаря этой всеобщности, сможет устанавливать оптимальные на данном пространственно-временном континууме пропорции. Таким институтом стало государство.
I. Признаки и структура государства. Причины возникновения гражданского общества, его признаки и структура ……………………………………………3
II. Тесты……………….……………………………………………………….…12
Список изученной и использованной литературы…………………………....14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Политология
по Теме 7. Государство и гражданское общество
Исполнитель: студентка Направление: Государственное и муниципальное управление
Профиль: Государственное и муниципальное управление
Группа: ГМУ-13 СР
Ф.И.О.: Шоткевич Жанна Валерьевна
Екатеринбург
2013
Содержание:
I. Признаки и структура государства. Причины возникновения гражданского общества, его признаки и структура ……………………………………………3
II. Тесты……………….………………………………………………
Список изученной и использованной литературы…………………………....14
I. Признаки и структура государства. Причины возникновения гражданского общества, его признаки и структура.
Введение
Человеческое общество в своем развитии всегда стремилось решать проблемы гармонизации социальных отношений. Однако поиск эффективных пропорций, а самое главное – их реальное воплощение в жизнь – является трудным и подчас болезненным процессом. Общество путем эволюционного развития пришло к осознанию того, что необходим некий институт, структура, которая, обладая всеобщностью и благодаря этой всеобщности, сможет устанавливать оптимальные на данном пространственно-временном континууме пропорции. Таким институтом стало государство.
В настоящее время в обществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как гражданское общество и правовое государство.
Проблема гражданского общества является центральной (как показало время) в процессе развития государства. Именно гражданское общество обеспечивает наиболее высокий уровень правовой культуры человека, который становится легко переносимым позитивные явления в обществе, что не позволяет обществу застаиваться в своем развитии, ибо такой застой чреват наступлением какого-либо политического режима, не способствующего развитию человеческого общества как в отдельно взятой стране, так и в мировом сообществе.
Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество». Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Долгая история формирования
и развития государства сопровождалась
не менее длительными и не всегда
результативными попытками
Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.
Древнейшей из всех теорий происхождения государства является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Цель и оправдание государства – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.
Согласно другой, патриархальной теории, государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, о которых он должен проявлять отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате объединения родов в племена, племен в общности, государства.
Иное объяснение государства с точки зрения теории его договорного происхождения. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, по мнению которого, государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Переход от естественного (до государственного) состояния общества к государственному происходит путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются сразу же устанавливаемой государственной власти.
Среди теорий, объясняющих возникновение государства, есть и такие: психологическая (в основе факторы психики человека), органическая (биологический факторы), материалистическая (социально-экономический факторы), теория насилия, основанная на военно-политических факторах и другие.
Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции выделяют, как правило, какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, как форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.
Как специфический институт политической власти государство обладает рядом качественных свойств, отличающих его от иных институтов.
Прежде всего, государство выступает как институт, который действует на строго ограниченной территории. Законы и правила, нормы и постановления государства действуют только на определенном пространстве, обладая соответствующими ограничениями в регулировании поведения граждан. Этот признак отличает государство от всех иных политических и социальных объединений людей, формирующихся на основе их кровнородственных, этнических, идеологических, экономических или других форм связи. Причем размеры самой территории не имеют значения (государства могут быть такими крупными, как Россия, и такими «карликами», как Ватикан).
Государство представляет собой публичный политический институт, обладающий особой организацией, структурой, профессионально-кадровым составом и другими чертами, не совпадающими с характеристиками организации общества как такового. В этом смысле государство предстает в качестве особого аппарата управления социальными процессами, особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественными отношениями;
Государство обладает высшей властью (суверенитетом) на занимаемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы, правила человеческого поведения для постоянно проживающего на его территории населения. Кроме того, государство обладает правом отменять постановления и решения частных политических структур и организаций, противоречащие его решениям. Тем самым государство устанавливает для проживающих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед ними, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством. Обычно люди получают государственное гражданство по факту рождения на территории данного государства.
В рамках контроля за вводимыми им правилами общежития государство обладает монополией на легальное применение силы, на физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений. Спектр применяемых государством средств контроля, таким образом, может простираться от сознательного побуждения и мотивации поведения граждан вплоть до физического уничтожения тех, кто не придерживается установленных им норм. Для такого обеспечения контроля у государства имеются особые органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд, а также соответствующие средства – оружие, тюрьмы и др.
Государство обладает и монопольным правом на взимание с населения различного рода налогов и сборов, которые используются для материального поддержания социальной организации совместной жизни: на оплату работы госслужащих, создание структур общесоциального назначения (судов, больниц, школ), а также для обеспечения целенаправленных изменений в области экономической, социальной и духовной жизни (для обеспечения реализации государственной политики в этих сферах). Тем самым государство претендует на представление интересов всех граждан, заинтересованных в позитивном развитии своей страны и общества.
Функции и структура государства
Место государства в политической системе общества раскрывается через его функции.
В основе классификации
функций лежат сферы
Внутренние функции – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К внутренним функциям государства относятся следующие:
1. Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной, инвестиционной, таможенной политики.
2. Социальная функция,
которая включает в себя
— регулирование социальных отношений посредством национальной, демографической, религиозной и т.п. политики, а также политики в области занятости населения;
— создание государственной
системы социального
— создание условий для нормальной жизнедеятельности общества посредством жилищной, экологической политики, создания государственной системы услуг.
3. Культурно-воспитательная
функция, которая реализуется
посредством создания
4. Правовая функция
включает обеспечение
5. Политическая функция
государства состоит в
6. Экологическая функция.
С помощью законодательства
Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами.
К внешним функциям государства относятся следующие:
1. Защита страны от внешней агрессии.
2. Защита государственных
интересов на международной
3. Развитие сотрудничества
с другими странами мира в
целях обеспечения
Внешние и внутренние
функции государства тесно
Для их осуществления
созданы специальные
1. Органы государственной власти
– законодательной и
2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.
3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности.
4. Органы, обеспечивающие внешнюю
безопасность страны (армия, управление
внешней разведки, таможенная служба,
федеральная пограничная