Государство как институт власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности).

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………3
2. Государство как основной институт власти……………………...….4
3. Сущность и основные типы государства 5
4. Правовое государство: идеал и принципы функционирования. 12
4.1. Принципы и признаки правового государства 14
4. Заключение …………………………………………………………………………...…16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Государство как основной институт власти.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный аграрный университет»

 

                        Кафедра Истории и социально политических дисциплин

 

Контрольная работа по  __Политологии______

 

 

                  ТЕМА №:6_Государство как основной  институт власти ._


 

Выполнила: Кочубенко Наталья Алексеевна

                                                                                                          

Студентка:1 –ого общего курса з/о

 

Специальность: Государственное и муниципальное управление

 

 Шифр: 121536

                 Проверил(а):__________________________________________________

 

Оценка (зачет):_________________________

 

 

 

 

 

 

Сдана:__________________________

 

 

 

 


Барнаул, 2013 г.


 

 

 

 

 

 

Содержание

1.       Введение ……………………………………………………………3

2.    Государство  как основной институт власти……………………...….4

3. Сущность и основные типы государства 5

4. Правовое государство: идеал и принципы функционирования. 12

4.1. Принципы и признаки правового государства 14

4.    Заключение  …………………………………………………………………………...…16

Список  используемой литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
     Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила  дифференциация социальной структуры  общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования  взаимоотношений между различными общественными группами, а также  в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств  послужили причинами возникновения  особой регулирующей и охранительной  структуры общества, получившей название «государство».

Почему государство является основным институтом политической системы  общества? Это объясняется рядом  причин. Общество делегирует государству  в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках  государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству  принадлежит исключительное право  издания законов и других нормативных  актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству  дается право на легальное применение силы, в том числе право физического  принуждения.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его  внутреннее строение, определяется в  первую очередь его назначением  и направлением деятельности, которую  оно осуществляет. 

Государство как  основной институт общественной системы. 
 
     Государство в определении современных теоретиков государства и права – это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.  
 
     Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. К общим признакам государства относятся: 
 
·        По своей сути государство есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его “общих дел”; 
 
·        Наличие публичной власти – специального слоя профессиональных управленцев; 
 
·        Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу; 
 
·        Превращение индивидов в граждан (подданных); 
 
·        Введение налогов - экономической основы деятельности власти; 
 
·        Государство появляется вследствие замены кровнородственных связей рыночными (обменными). Следовательно, государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками.  
 
     Все перечисленные свойства государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны. 
 
     Классовый подход в определение государства привнесли К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. “Самой чистой”, классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось “непосредственно из классовых противоречий”. Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти – классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим.  
 
     Следует признать, что классовая теория государства, не выдерживает испытания временем. Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения. 

 Сущность и  основные типы государства

Общеизвестно, что государство  существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал  первобытно-общинный строй – древний  тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом  слабости отдельного, обособленного  человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения  коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности  был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации  в тот период (после первобытного строя) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.

Первобытно-общинный строй  последовательно проходит несколько  этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Стала другой общественная организация – первобытное стадо  преобразовалось в род как  носитель и накопитель коллективного  опыта труда, который постоянно  совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние – в  союз племен. Возникла необходимость  в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства  еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.

Власть – древнее и  повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. В  своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах  всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых  среди равных», глава рода, вождь  племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и  соплеменников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.

С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено  образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования  в сфере материального производства признается переход от охоты и  собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую  силу человека способной производить  большее количество продуктов, чем  это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для  имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления  разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены  общественным разделением труда, который  взорвал родовой строй, привел к  расколу общества на классы, появлению  государственно-организованного общества.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет  к увеличению объёма избыточного  продукта, обусловившему появление  частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного  брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности  отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение  в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где  индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.

Перерождение органов  первобытного общества постепенно ведет  к возникновению государства.

У разных народов возникновение  частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых  и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части – собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых  противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда  и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением  этого деления возникает и  развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов  от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная  власть. Едва возникнув, он приобретает  самостоятельность по отношению  к обществу и тем более преуспевает  в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более явно осуществляет его господство.

Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и  государства» делает общий вывод, что  государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство  есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Если общественное производство в результате тысячелетней революции  пришло к частной собственности, то для всех других областей организации  общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства – это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится государство.

Для марксистского понимания  происхождения государства недостаточно сказать, что оно возникает в  результате появления частной собственности  и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения  сделать выводы о том, что государство  не устраняет борьбы классов. Государство  есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов.

Сложившийся экономический  базис, основанный на частной собственности  на средства производства, развивается  под охраной и защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать  в узде угнетенные классы; государство  не примиряет, а только, умеряет, столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.

Информация о работе Государство как институт власти