Государство как институт власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности).

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………3
2. Государство как основной институт власти……………………...….4
3. Сущность и основные типы государства 5
4. Правовое государство: идеал и принципы функционирования. 12
4.1. Принципы и признаки правового государства 14
4. Заключение …………………………………………………………………………...…16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Государство как основной институт власти.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход  того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному  обществу, специально определяются  признаки государства, отличающие его  от общественной власти первобытно-общинного  строя.

Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации  населения.

В качестве признака государства  рассматривается не территория как  таковая, а присущее государству  деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства.

второе отличие заключается  в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. Государственная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит  над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается  в аппарате власти (государственный  аппарат). Первоначально государственная  власть существовала в виде особого  отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный  аппарат принуждения.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:

во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд;

во-вторых, наличием особого  аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию (полиция, армия);

в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для  поддержания аппарата управления и  принуждения, что приводит к введению налогов и займов;

в-четвертых, важнейшим качеством  государства – суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вовне государства;

в-пятых, возможностью государства  заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие  отношение ко всему обществу или  его части;

В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего  в процессе, как возникновения, так  и дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание закономерностей  развития государственно-организованного общества. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит  в том, что государство рассматривается  как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства  над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.

Социалистическое государство  на этапе диктатуры пролетариата осуществляет ее уже в интересах  гигантского большинства населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.

Другой подход заключается  в рассмотрении сущности государства  с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как  в социалистических, так и в  западных буржуазных государствах.

Вопреки предсказаниям политологов  капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные  явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества.

Государственный механизм превратился  из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

В сущности государства в  зависимости от исторических условий  на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все  больше и больше проявляется в  современных посткапиталистических  и постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства  будет ущербной.

Сущность государства  как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении  с гражданским обществом, которое  включает в себя все богатство  общественных отношений за пределами  политического государства. Государство  и гражданское общество предстают  как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание –  гражданским обществом.

Кроме того, что государство  есть публичная власть, отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может  рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая  самыми различными системами властеотношений  и институтов. И. Кант писал, что государство  есть объединение людей, подчиненных  правовым законам. К. Маркс исходил  из того, что государство следует  рассматривать как определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое публично-властными  структурами и отношениями.

 

Правовое государство: идеал и принципы функционирования.

 

 

 

    Правовое государство - это  форма организации и деятельности  государственной власти, при которой  само государство, все социальные  общности, отдельный индивид уважают  право и находятся в одинаковом  отношении к нему. В таком случае  право выступает способом взаимосвязи  государства,   общества   и   индивида.   Принцип   правового   государства   

 Предполагает, что все  правовые акты соответствуют  основному закону страны - конституции.    

 Отличительные  признаки правового государства:    

~ верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;  

 гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается  через принцип невмешательства  государства в дела гражданского  общества и обязанностью государства  создавать условия для реализации  прав личности;   

~ взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;   

~ принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.    

 Социальное государство  представляет собой форму организации  государственной власти, для которой  свойственна забота о благосостоянии  граждан, создании достойных условий  существования, равных возможностей  реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое  государство формирует новый  тип социальных связей между  людьми, основанный на принципах  социальной справедливости, социального  мира и гражданского согласия.    

 Функции социального  государства не сводятся к  поддержке малообеспеченных семей,  инвалидов, пенсионеров, безработных.  Оно принимает на себя ответственность  за поддержание своих граждан,  социальный мир в обществе. Становление  социального государства в промышленно  развитых странах представляет  собой новый шаг в государственном  строительстве.

 

Предпосылками создания и  функционирования правового государства  являются:

производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и  самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин  может быть равноправным партнёром  государства в политико-правовой сфере;

режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет  народа, предотвращение попыток узурпации  власти;

высокий уровень политического  и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание  необходимости сознательного участия  в управлении государственными и  общественными делами;

юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая  только и может обеспечить действительное уважение закона;

важнейшей предпосылкой правового  государства является гражданское  общество, т.е. система отношений  между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов  на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного  вмешательства государства (что  и создаёт основу для нарушения  последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

 

 

Принципы правового  государства

 

 Они представляют собой  основные идеи, исходные положения  или ведущие начала процесса  его формирования, развития и  функционирования. Отражаясь, прежде  всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях более глубокого  изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд  критериев классификации принципов  права и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового  государства – это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и  реализации норм права, единство юридических  прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли  права, преимущественно смежных (конституционное  и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права  – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются  нормы, составляющие только данную отрасль  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Вопрос  о  дальнейшем  существовании  и  развитии  государства   давно занимает ученых. В частности, марксизм исходит  из  перспективы  создания  в будущем  идеального  общества  (коммунизма)   без   классов,   без   частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь  серьезных  противоречий  между однородными социальными субъектами. В результате такой эволюции  государство как  охранительный  и  регулирующий  институт  общества  постепенно  отомрет естественным  образом  (за  ненадобностью).               Станут  ненужными  его  главныефункции — регулирование отношений между общественными  субъектами  (общество будет социально однородным) и охрана частной  собственности  (она  исчезнет,будет отменена). Однако историческая действительность оказалась явно  «консервативнее»идей идеологов всеобщего социального  равенства.  Как  показывает  практика, социальная структура общества отнюдь  не  упрощается.  Наоборот,  происходит все  большая  дифференциация  общества,  увеличивается   количество   задач, требующих вмешательства  государственных  и  общественных  структур.  Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки прямой  атаки  на  нее(в СССР и ряде других стран) не увенчались успехом. Кроме того,  наличие  не только  частной,  но  и  всех   других   форм   собственности   предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе  права, а также охрану данного права со стороны государства. С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается  число  проблем,  требующих  постоянного регулирования  со  стороны  государственных  структур,  например,   проблемы экологии, здравоохранения. Так  что  пока  рано  хоронить  основные  функции государства, а, следовательно, и говорить о его отмирании.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Основы права. Серия «Учебники и учебные пособия». –«Феникс», 2002. – 288 с.
  2. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г.
  3. Правоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. ред. Власов В.И., Улезько С.И. 2001 г.
  4. Основы российского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко.2005 г.
  5. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2004 г.
  6. Теория государства и права. «Сигма». – 2005 г.
  7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: «ИНФРА-НОРМА». 2003г.

 


Информация о работе Государство как институт власти